Оуайн ап Грифид
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́дог (или Ма́дауг ) ап Оуайн Гвинед ( валл. Madawg ap Owain Gwynedd ) — валлийский принц, который, согласно легендам, в 1170 году открыл Америку , за 300 лет до путешествия Христофора Колумба в 1492 году . Вокруг Мадога существует множество спекуляций разной степени научности, но большинство исследователей сомневаются, что он доплывал до Америки (а некоторые отрицают и само его существование).
Современных упоминаний о Мадоге не сохранилось: всё изложенное ниже известно лишь в позднейших переложениях историков.
У отца Мадога Оуайна Гвинеда было 13 детей от двух жен и ещё несколько незаконнорождённых. Среди последних был и Мадог со своим братом Риридом. После смерти Оуайна в 1170 году началась борьба за трон, и Мадог, согласно легенде, отчаялся и вместе с Риридом отправился из Лландрилло ( Рос-он-Си , графство Конуи ) в путешествие на запад. После долгого плавания небольшая лодочная флотилия обнаружила плодородную землю, где 100 человек основали первую колонию. В то же время Мадог и другие вернулись в Уэльс, чтобы набрать ещё поселенцев. Собрав 10 кораблей, Мадог уплыл на запад и больше не возвращался. Предполагалось, что он высадился на западном берегу Флориды или в заливе Мобил (ныне штат Алабама ). Хотя сами легенды сообщают, что никто не вернулся, далее они уверенно продолжают рассказ о путешествии Мадога и его спутников вверх по долине Миссисипи , постройке ими зданий и встречах с дружественными и не очень индейскими племенами. В результате валлийцы якобы осели где-то на Великих равнинах .
Оуайн Гвинед ап Грифид , отец Мадога, действительно существовал, и многими считается одним из величайших правителей Уэльса. Его правление было ознаменовано войной с королём Англии Генрихом II , а после его смерти действительно разразилась междоусобица между его сыновьями Давидом , и . Однако ни один источник того времени не упоминает, чтобы у Оуайна был сын по имени Мадог.
Согласно более поздним вариантам легенды, поселенцы, в конце концов, влились в различные племена индейцев Северной Америки, и что их потомки, сохранив свой язык в течение сотен лет, всё ещё проживали в приграничных регионах.
Первым о говорящих по-валлийски индейцах сообщил миссионер Морган Джонс, которого в 1669 году захватили в плен индейцы тускарора , принадлежавшие к роду под названием Doeg. По сообщению Джонса, вождь, услышав, как миссионер молится по-валлийски, решил пощадить его, так как понимал этот язык. Джонс несколько месяцев прожил среди индейцев, успешно проповедуя им Евангелие по-валлийски. В 1686 году он вернулся в британские колонии и записал рассказ о своих приключениях.
Позже некоторые путешественники также заявляли, что встречались с валлийскоговорящими индейцами, а один даже сообщал, будто встреченное им племя поклонялось книге, где было записано Евангелие по-валлийски. Рассказы о валлийских индейцах были столь популярны, что даже Льюису и Кларку было поручено собирать данные о таких племенах. Многие утверждали, что на месте Луисвилла , штат Кентукки , раньше было поселение валлийскоговорящих индейцев. В XVIII веке исследователь бассейна Миссури Джон Эванс из в Уэльсе ставил себе, в частности, цель найти потерянные племена Padoucas , или Madogwys .
Вначале эта легенда была распространена не только среди европейских поселенцев: в 1810 году , первый губернатор штата Теннесси в письме своему другу майору Эймосу Стоддарду рассказал о состоявшемся в 1782 году разговоре с Оконостотой, старым вождем чероки , относительно древних укреплений вдоль реки Алабама . По словам вождя, эти форты были возведены белыми людьми, искавшими в них защиты от предков чероки. Оконостота сообщал, что народ этот назывался Welsh , а их вождём был Modok . Как точно Севьер, писавший письмо в 1810 году, мог передать разговор тридцатилетней давности, — неясно.
В ранних легендах европейское происхождение «белых индейцев» могло быть очень разным, от ирландского до португальского , да и названия племён могли сильно различаться (а иногда и не встречались более нигде). В конце концов, однако, установился консенсус, согласно которому европейцы были валлийцами, а индейцами — сиуанское племя мандан . Мандан очень сильно отличались от своих соседей по языку, культуре и внешнему виду. По мнению художника Джорджа Кэтлина , высказанному в книге 1841 года «Североамериканские индейцы», мандан были потомками Мадога и его спутников. Он нашёл «бычьи лодки» мандан весьма похожими на кораклы . Достаточно сложную планировку поселений мандан он также приписывал европейскому влиянию (тогда ещё не были известны развитые культуры вроде или ). Сторонники этой теории указывали также на связь между Мадогом и мифологическим Одиноким Человеком у мандан, который предоставил людям убежища на время великого потопа .
Валлийский историк Томас Стивенс заработал себе имя, предложив на эйстетвод сочинение, разбивающее миф об открытии Мадогом Америки .
Первое письменное изложение легенды о Мадоге содержится в «Истинном изложении последних находок в новооткрытых землях» ( A True Report of the late Discoveries of the Newfound Landes ) Джорджа Пекхэма , вышедших в 1583 году . За ним последовали «История Уэльса» ( Historie of Cambria ) (1584) и «Главные плавания, путешествия и открытия английской нации» ( The Principall Navigations, Voiages and Discoveries of the English Nation ) Ричарда Хаклейта (1589). Целью этих историй было подтверждение права английской короны на эти земли и утверждение её приоритета перед испанской. Джон Ди даже утверждал, что эти земли завоёвывал не только Мадог, но и Брут , а также Король Артур (из чего следовало право на владение Америкой их наследницы, Елизаветы I ). Валлийские индейцы появляются лишь через сто лет: впервые у Моргана Джонса. Его рассказ был опубликован почти через 60 лет и привел к целой лавине публикаций на эту тему. Нет никаких археологических или генетических данных, которые связывали бы мандан и валлийцев. Ни Джон Эванс, ни Льюис и Кларк не нашли никаких валлийских индейцев. Немецкий естествоиспытатель Максимилиан фон Вид , ученик Александра фон Гумбольдта , отправляясь к мандан, специально взял с собой небольшой валлийский глоссарий, чтобы сравнить валлийский язык с языком мандан, но никаких общих черт не обнаружил.
Можно предположить, что связи валлийского языка с индейскими способствовало наличие в валлийском латерального спиранта [ɬ] , который совершенно не характерен для других европейских языков, но вполне обычен в языках индейцев Северной Америки. Однако как раз в языке мандан этот звук отсутствует .
Было предпринято несколько попыток доказать, что Мадог действительно существовал, но большинство историков считают этот сюжет мифическим. Тем не менее, он пользуется популярностью у писателей. Наибольший резонанс получила поэма Роберта Саути «Мадок». Начало этой поэмы, изображающее прибытие героя в Уэльс за новыми поселенцами, весьма точно переложил А. С. Пушкин под названием «Медок в Уаллах» («Уаллы» — это Wales, где -s Пушкин принял за окончание множественного числа):
<…>Задумчив, нем и ото всех далёк,
Сам Ме́док погружён в воспоминанья
О славном подвиге, то в снах надежды,
То в горестных предчувствиях и страхе.
Прекрасен вечер, и попутный ветр
Звучит меж вервий, и корабль надёжный
Бежит, шумя, меж волн.
Садится солнце.
Произведение Саути вдохновило Пола Малдуна на длинное и многослойное стихотворение «Мадок — Тайна», за которое он получил премию Джеффри Фабера. Малдун исследует в нём легенду о Мадоке через связь с Саути и Кольриджем , который подумывал отправиться в Америку, чтобы создать там «идеальное государство».
В провинции Онтарио существует город Мадок, названный в честь валлийского принца. Напротив, уэльские Портмадог и Тремадог в Гуинете , вероятно, названы скорее в честь парламентария Уильяма Мэдокса ( 1773 — 1828 ).
Исследовательское судно Университета Уэльса «Принц Мадог» отправилось в первое плавание 26 июля 2001 года .
Американское общество любителей валлийского языка и культуры также названо в честь Мадога ап Оуайна.