Interested Article - Икосифинисса
- 2021-02-01
- 2
Икосифи́нисса , Косиница ( греч. Εικοσιφοίνισσα, Κοσίνιτζα, Κόσνιτζα ) — действующий женский монастырь Драмской митрополии Элладской православной церкви , расположенный в одном из ущелий на северном склоне горы Пангеон в общине (диме) Амфиполис в периферийной единице Сере в периферии Центральная Македония у границы с периферийной единицей Кавала в Восточной Македонии и Фракии , в 33 километрах от Кавалы и в 35 километрах от Драмы . Находится на высоте 753 метров. В монастыре живут 24 монахини по переписи 2011 года .
Один из старейших греческих монастырей в Восточной Македонии , центр греческого православия и просвещения, а также повстанческой деятельности греков- македонян .
Монастырь был ограблен болгарскими войсками в годы Первой мировой войны , по образному выражению Вселенского патриарха Варфоломея , «единоверными налётчиками с Севера». Украденные реликвии по сегодняшний день остаются в Софии , что является предметом греко-болгарских межцерковных и дипломатических трений .
Создание монастыря
Первоначальный монастырь был создан при жизни епископа Филипп Созона, который принял участие в Четвёртом Вселенском Соборе (451 год). Согласно церковным преданиям, епископ Созон создал, около 450 года храм и монастырский комплекс в местности Вигла, недалеко от сегодняшнего монастыря. Однако этот монастырский комплекс с годами был заброшен и нынешний монастырь, по существу, был основан Святым Германом , в VIII веке.
Имя монастыря
Имеются 3 этимологические версии о происхождении имени монастыря:
- ктитор монастыря, Св. Герман, находясь вблизи Монастыря Святого Иоанна Крестителя, в Палестине, в маленьком оазисе с 20 пальмами ( греч. είκοσι (20) φοίνικες — икоси финикес), получил поручение от ангела Богородицы возвести монастырь. В память об этой местности он назвал монастырь Панагия Икосифинисса ( Παναγία η Εικοσιφοίνισσα — Богородица Двадцатипальмовая).
- известный греческий поэт и хронограф XVIII века (1783—1784) именовал монастырь Коссифиница ( Κοσσυφινίτσα ), ссылаясь на предание, согласно которому чёрный дрозд ( греч. κότσυφας — кόцифас или κόσσυφος — кόсифос) привёл Св. Германа к месту, где и по сегодняшний день бьёт ключ Св. Воды под часовней Св. Варвары.
- игумен монастыря Хрисанф в 1782 году писал, что в то время как Св. Герман после возведения монастыря искал пригодную доску для написания иконы Богородицы, она (Богородица) чудесным образом представила ему по сегодняшний день сохранившуюся икону, которая сверкала и излучала свет финикун ( греч. φοινικούν — то есть красноватый свет), откуда (икон-финисса), согласно игумену и происходит сегодняшнее имя Икосифиннисса.
Ктитор монастыря
Согласно церковным преданиям, Св. Герман, после своего пребывания монахом в Монастыре Святого Иоанна Крестителя, на реке Иордан , оставил Палестину и пришедшим к нему видением прибыл к местности Вигла на горе Пангеон на границе Центральной и Восточной Македонии около 718 года. Там он обнаружил развалины старых строений постройки Созона. Он начал строить новый монастырь, но собранных для строительства денег было недостаточно, для того чтобы расплатиться с мастерами, в результате чего Германа окровавленного повезли в город Драма судить. По дороге раненного Святого встретили направлявшиеся в Сербию, в качестве посланников императора Василия I Македонянина , константинопольские чиновники Никόлаос и Неόфитос. Чиновники расплатились с мастерами и освободили Святого. В дальнейшем они распродали своё имущество и стали монахами в монастыре, рядом с Св. Германом .
Новейшая история монастыря
В течение многих веков история монастыря остаётся в тени. Археологические данные свидетельствуют о том, что кафоликон монастыря был заново отстроен в XI веке. Монастырь стал ставропигийным по сигилию патриархов и Максима III , то есть прямым образом был зависим от Вселенского патриарха .
Монастырь пережил новый расцвет в 1472 году , когда в нём обосновался ушедший со своего поста Вселенский патриарх Дионисий I . По этой причине Дионисий был назван вторым ктитором монастыря и церковь провозгласила его святым. Патриаршьи сигилии монастырю издали также Вселенские патриархи: Иеремия I ( 1544 ), Митрофан III ( 1567 ) и Ι Иеремия II ( 1573 ). В 1610 году монастырь посетил митрополит Мир Матфей, который был соавтором канона Панагии Ахиропиитос . В 1798 году , после своего первого патриаршего периода, в монастырь был сослан будущий национальный мученик и святой Григорий V (патриарх Константинопольский) .
В целом в османский период вклад монастыря в сохранении православия и эллинизма в Восточной Македонии является бесценным, в результате чего монастырь многократно был разрушен налётами турок и болгар. 25 августа 1507 года , турки вырезали 172 монахов монастыря, раздражённые деятельностью монастыря по сохранению греческого характера региона. Тремя годами позже сюда прибыли 10 монахов из Ватопедского монастыря Святой горы , для воссоздания монастыря.
Накануне и в годы Греческой революции (1821—1829), монастырь был национальным и духовным центром эллинизма и его игумены тесно сотрудничали с греческим клефтом и пиратом Никоцарасом (1774—1807) и вождём Греческой революции в Македонии Эммануилом Паппасом . Монастырь серьёзно пострадал от землетрясения в 1829 году, сгорел в 1854 году и в 1864 году эпидемия чумы почти уничтожила монашеское братство. До 1843 года в монастыре функционировала школа, под названием Школа общего образования или Греческая школа . В начале XX века и на протяжении немногих десятилетий там функционировала Сельскохозяйственная школа, в которой преподавали 3 агронома.
Епископ Амфиполя , прибыл в монастырь в 1898 году в качестве экзарха Вселенского патриарха с целью восстановить единство и мир в монашеском братстве. Впоследствии Прокопий стал митрополитом малоазийского Икония , где и принял смерть мученика в 1922 году .
Митрополит Драмский Хризостом , впоследствии митрополит Смирны, где и принял смерть мученика во время Резни в Смирне , проявил большое внимание к монастырю и оказал ему моральную и материальную поддержку в годы своей службы в Драмской митрополии ( 1902 — 1910 ).
Ризница монастыря хранила множество ценных церковных реликвий. Значительной была библиотека монастыря. До ограбления её болгарами в 1917 году , библиотека насчитывала 1300 томов, из которых 400 были рукописями.
Примечательно как рассматривает деятельность монастыря болгарский политик и географ Васил Кынчев : «В конце XIX и начале XX веков монастырь был одним из центров эллинизма в Восточной Македонии, активно содействуя эллинизации местных болгар» .
В годы Первой мировой войны , в Великий Понедельник 27 марта 1917 года , болгарский командир иррегулярных войск Тодор Паница , ограбил монастырь, забрал большинство реликвий и перевёз их в Софию, где они и хранятся по сегодняшний день в Национальном историческом музее , несмотря на капитуляцию Болгарии в войне. В июне того же года болгарские солдаты вынудили монахов покинуть монастырь.
В 1923 году директор Византийского музея Афин , и профессор Византийской археологии Георгиос Сотириу приехал в Софию, требуя возвращения украденных реликвий (907 предметов церковного назначения, 430 рукописных кодексов, 467 других рукописей, и т. д.), из которых были возвращены только 7.
-
Икона Святой Богородицы Одигитрии 1789 года, работа арумынского золотых дел мастера Георгия Писка]], Национальный исторический музей Болгарии , София
-
Две реликвии святого Дионисия I , патриарха Константинопольского, конец XVIII века, Национальный исторический музей Болгарии , София
-
Серебряный сосуд хранения даров, XVIII век, Национальный исторический музей Болгарии , София
В годы Второй мировой войны , болгары вернулись в Восточную Македонию, в качестве союзников Гитлеровской Германии.
12 июля 1943 года , болгарские оккупанты сожгли весь монастырь. Последним игуменом мужского монастыря Панагии Икосифиниссис был иеромонах Григорий (Кацивакис), в 1956 году.
После окончания Второй мировой войны игумен попытался построить обитель игумена и небольшое здание для гостей. Основную тяжесть восстановления монастыря принял на себя покойный Митрополит Драмский Дионисий (Кирацос) , который с 1965 года и до самой своей смерти проявлял личную заботу о этом историческом монастыре .
Монастырский комплекс
Весь монастырь окружён высокой стеной. В центре находится храм Девы Марии. В первой и основной части монастыря находится кафоликон , который и является старейшим строением монастыря, обитель игумена, монашеские кельи, богадельня, часовня Св. Варвары с водным ключом, музей, трапеза и мастерские вышивания и иконописи. Во вторую часть монастырского комплекса включены 3 здания для гостей, пресвитерий для служащего в монастыре священника и часовня Животворного Источника.
Кафоликон Монастыря
Кафоликон , посвящённый Деве Марии, — крестообразного купольного типа с 4 колоннами. Состоит из притвора (экзонартикас) внутреннего нефа (эсонартикас) и основного храма. Купола держатся на 4 мраморных колоннах. Искусный резной по камню основной вход построен в 1838 году. Притвор полностью расписан и изображает ктиторов монастыря в полный рост. Иконостас представляет собой резьбу по ценному дереву и выполнен мастерами с греческого острова Хиос . Хиосцам понадобилось 22 года (1781—1803) чтобы завершить его. Также с резьбой по дереву выполнен трон епископа. В правой части кафоликона находится витрина с серебряными реликвариями, в которых хранятся десятки священных останков.
Монастырь сегодня
Сегодняшний монастырь — женский и в нём проживают 24 монахини по переписи 2011 года . Монастырь отмечает память первого ктитора Св. Германа и двух константинопольских вельмож Николаоса и Неофитоса 22 ноября, а на следующий день память своего второго ктитора Дионисия I . Монастырь празднует также 15 августа , в память Богородицы, 14 сентября , в память Воздвижения Креста Господня и вновь, 21 ноября , в память Девы Марии. Перед монастырём воздвигнут памятник 172 монахам убитым турками в 1507 году .
Ссылки
- (греч.) . www.ecclesia.gr. Дата обращения: 23 июля 2017. 18 февраля 2015 года.
- // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона — Иннокентий ». — С. 72—75. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0 .
- ↑ (греч.) . Ελληνική Στατιστική Αρχή (20 марта 2014). Дата обращения: 22 октября 2017. 13 ноября 2015 года.
- (греч.) . www.ecclesia.gr (1 ноября 2008). Дата обращения: 23 июля 2017.
- Ο Βίος του Αγίου Γερμανού διασώζεται στο χειρόγραφο κώδικα 19 του ερμαρίου 59 της Λαυρεντιανής Βιβλιοθήκης της Φλωρεντίας.
- Θεόδωρος Κ. Ξόμαλης. . — Καβάλα: Μολὼν λαβέ, 1993. — 402 p.
- Σύμφωνα με πληροφορία ενός κατάστιχου του 16ου αι., το έτος 1507 ζούσαν στη Μονή 24 Ιερομόναχοι, 3 Ιεροδιάκονοι και 145 Μοναχοί δηλαδή συνολικά 172.
- Кънчов, Васил. // Избрани произведения. — София: «Наука и изкуство», 1970. — Т. I. — С. 92.
- (греч.) . www.orthodoxia.gr (29 декабря 2007). Дата обращения: 23 июля 2017. 7 января 2009 года.
Литература
- // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона — Иннокентий ». — С. 72—75. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0 .
- Μητροπολίτου Δράμας Διονύσιου Κ. Κυράτσου. Ιστορία και Θαύματα Παναγίας Εικοσιφοινίσσης. — Δράμα: Ιερά Μονή Εικοσιφοινίσσης, 2003.
- Δρ. Θεοχάρη Μ. Προβατάκη. Η Μονή Εικοσιφοίνισσας η Αχειροποίητος του Παγγαίου Όρους. — Αθήνα: έκδοση της Ανώνυμης Τεχνικής Εταιρείας «Μηχανική», 1998.
- Βασίλη Άτσαλου. Η ονομασία της Ιεράς Μονής της Παναγίας της Αχειροποίητου του Παγγαίου, της επονομαζομένης της Κοσινίτσης ή Εικοσιφοινίσσης. — Δράμα: έκδοση του ιστορικού αρχείου του Δήμου Δράμας, 1995.
- 2021-02-01
- 2