Interested Article - Венера Анадиомена (картина Энгра)

« Вене́ра Анадиоме́на » — картина Жана-Огюста-Доминика Энгра , изображающая богиню Венеру, выходящую из морской пены. Экспонируется в Музее Конде в Шантийи .

История создания

Художник начал картину, которую он называл «Венера с амурами», в 1808 году, в период своего первого пребывания в Риме в качестве пенсионера Французской Академии . «Продвинутый эскиз» в половину человеческого роста (98х57 см) ожидал доработки около сорока лет по причине отсутствия желающих приобрести картину. По словам автора, эскиз «приводил в восхищение» всех. По сообщению Шарля Блана , её в 1817 году видел в римской мастерской Энгра Теодор Жерико . В период своего пребывания во Флоренции (1820—1824) Энгр намеревался использовать этот эскиз при создании крупноформатного полотна для своего заказчика маркиза де Пасторе, об этом 2 января 1821 года художник писал одному из своих знакомых (Жилиберу). Энгр сожалел о том, что должен был выполнять неинтересные ему заказы, «в то время как я был полон огня и вдохновения для более великого и божественного» . Известно, что в 1823 году художник снова попытался продолжить работу над «Венерой с амурами» и опять отложил её .

Энгр дописал её в 1848 году в Париже, по просьбе Бенжамена Делестра. Работа над картиной совпала по времени с революционными событиями : «Это ещё благодеяние Провидения, что оно позволило мне работать в эти грустные моменты, и над чем? — над картиной „Венера и амуры“», — писал художник в июне того же года своему другу .

Делестр отказался от картины из-за того, что строение одного из колен Венеры было изображено с неточностями. В том же году Энгр продал полотно , который был в то время куратором отдела рисунка Лувра . Работа экспонировалась на Всемирной выставке 1855 года, прошедшей в Париже. Вместе со всей коллекцией Резе в 1879 году «Венеру Анадиомену» приобрел герцог Омальский .

Сюжет

Как повествует в « Теогонии » Гесиод , когда Кронос оскопил Урана , в море попали семя и кровь последнего. Из них образовалась белоснежная пена, из которой появилась дочь неба и моря, Афродита (Венера) Анадиомена («пенорождённая») .

Композиция

На одном из подготовительных рисунков Энгр изобразил богиню лежащей, позднее он избрал позу Венеры Pudica . Художник вдохновлялся не только античными образцами (среди прочего, Кларк называет мелкую пластику той эпохи), но и картиной Боттичелли « Рождение Венеры » — Энгр мог видеть её во время посещения галереи Уффици в 1805 году . Ещё на одном наброске Венера поднимает руки к груди, а у её ног резвятся амуры — их положение почти без изменений Энгр перенесёт на картину. На рисунке 1806 года богиня изображена в момент, когда она выжимает волосы, подняв правую руку над головой. Этот жест художник повторил в своей картине « Источник ».

Тело Венеры, выходящей из моря, выделяется на фоне тёмно-синего неба и ещё более тёмной воды. Один из амуров целует её ногу, другой обнимает левое колено, третий протягивает зеркало, а четвёртый выпускает стрелу из лука в сторону наяды далеко на заднем плане . Общие контуры группы амуров у ног богини и предметов, которые они держат в руках, напоминают очертания морской раковины, на которой появилась Венера .

Композиция картины пирамидальная, её равновесие усиливается тем, что линия горизонта разделяет полотно почти на две равные части. Стороны остроконечного треугольника, в который вписывается группа персонажей, смыкаясь прямо над головой Венеры, фокусируют взгляд зрителя на её лице .

По мнению Кеннета Кларка, «боттичеллиевская линия здесь подкрепляется тщательной лепкой объёма в манере Рафаэля » . Когда Адольф Тьер перечислял достоинства картины, экспонировавшейся на Всемирной выставке, сам Энгр добавил к ним «моделировку светом» . Теофиль Готье считал, что эта картина лучше всех произведений искусства в мире передаёт дух античности .

Примечания

  1. Березина В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — С. 188.
  2. Кларк К. Нагота в искусстве : исследование идеальной формы / Пер. с англ.: М. В. Куренной и др.. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — С. 440.
  3. (фр.) . Domaine De Chantilly. Дата обращения: 18 мая 2015. 3 октября 2018 года.
  4. Кларк К. Нагота в искусстве : исследование идеальной формы / Пер. с англ.: М. В. Куренной и др.. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — С. 182.
  5. Брежнева А. Замок Шантийи. Музей Конде. — М. : АСТ, 2003. — С. 97. — (Музеи мира). — ISBN 5-17-019445-5 .
  6. Березина, В. Н. Жан-Огюст-Доминик Энгр. — М.: Изобр. иск-во, 1977. — с. 189.

Ссылки

  • (фр.) . Domaine De Chantilly. Дата обращения: 18 мая 2015.
  • (фр.) . Base Joconde, ministère français de la Culture. Дата обращения: 20 мая 2015.
  • (фр.) . Base Joconde, ministère français de la Culture. Дата обращения: 20 мая 2015.
  • (фр.) . Base Joconde, ministère français de la Culture. Дата обращения: 20 мая 2015.
  • (фр.) . Base Joconde, ministère français de la Culture. Дата обращения: 20 мая 2015.
Источник —

Same as Венера Анадиомена (картина Энгра)