Трестман, Гершон
- 1 year ago
- 0
- 0
Ге́ршон-И́цхок Ле́йбович Сиро́та ( идиш גרשון יצחק סיראָטע ; 1874 , Гайсин , Подольская губерния — 19 апреля 1943 , Варшава , Генерал-губернаторство ) — российский и польский хаззан (синагогальный кантор), исполнитель оперных арий и еврейских народных песен на идише (драматический тенор ). Его называли «королём хаззанов» и «еврейским Карузо» . Рассматривается как центральная фигура современного канторского пения .
Не ограничиваясь должностью хаззана, активно занимался концертной деятельностью. Был первым хаззаном, исполнение которого было записано на граммофонные пластинки. Начиная с 1902 года Гершон Сирота сделал более 175 граммофонных записей, превратив канторское искусство в один из жанров современной вокальной музыки .
Родился в 1874 году (точная дата неизвестна) в уездном городе Гайсин Подольской губернии Российской империи (ныне районный центр в Винницкой области Украины ) в семье местного кантора Шулима-Лейба Сироты, который рано обнаружил певческий дар сына и начал заниматься с ним .
Обучение музыкальному искусству Гершон Сирота начинал с нусаха , и вскоре стал помогать отцу как певчий. Стало очевидным, что Гершон был необычным ребёнком, а в возрасте тринадцати-шестнадцати лет молва о его удивительном голосе стала распространяться по округе и достигла еврейской общины в Одессе, куда он приехал со своим отцом посетить своего деда. Отцу Гершона был предложен пост кантора небольшой общины, и он с семьёй переезжает в Одессу .
Хормейстер Шалашной синагоги Яковкин принял Гершона в хор, где он быстро стал солистом, а затем и помощником кантора. Пение юного Сироты услышал барон Колбас, ректор Одесской консерватории , после чего принял его в консерваторию и назначил стипендию .
В то же время Гершону предложили пост первого кантора в синагоге Приказчиков в пригороде Одессы. Ему исполнилось 18 лет, и по традиции необходимо было жениться, что Сирота и сделал, женившись на дочери главного учредителя синагоги .
В консерватории Сирота изучал вокальное мастерство, теорию музыки и гармонию . В 1892 году барон Колбас и директор оперного театра Нарадеев предложили Сироте, увлекавшемуся творчеством Йозефа Гайдна , принять участие в исполнении его оратории « ». Представление, в котором был задействован выдающийся бас Лев Сибиряков , имело грандиозный успех. Сироте предложили продолжить учёбу в Венской консерватории . Отец Сироты стал всерьёз опасаться, что, увлёкшись светской музыкой, сын бросит ремесло кантора .
В Вене Сирота был представлен барону как молодой кантор из Одессы с «наиболее красивым голосом нашего времени». Прослушав Сироту, барон Ротшильд предложил своё покровительство, а также пост оберкантора Вены или солиста Венской оперы . Однако в этот момент из Одессы приходит телеграмма, извещающая Сироту о смертельной болезни отца .
В Одессе Сирота не задержался надолго. Его дарованию было тесно в скромном помещении маленькой синагоги. В 1896 году в 22-летний Гершон Сирота был вызван на конкурс по замещению престижного поста оберкантора (то есть главного кантора) Большой синагоги в Вильне . Когда к старосте синагоги Муне Солцу привели худощавого молодого человека с едва пробивающимися усиками и бородкой, Муня издевательски попросил Сироту узнать расписание обратных поездов на Одессу. Однако Гершон не растерялся и предложил, несмотря на отсутствие в тот момент в синагоге хора, послушать его субботнюю службу без всяких встречных обязательств. Проба прошла блестяще. Слушатели были восхищены не только удивительным по силе и красоте драматическим тенором, но и проникновенной интерпретацией религиозного содержания молитв .
Став оберкантором, Сирота занялся реорганизацией хора, преодолев сопротивление Муни Солца. Его первым хормейстером в годы работы в Вильне стал Исаак Шлоссберг, написавший для Сироты знаменитый «Рэцэй». Новый творческий этап для Сироты начался в 1902 году, когда пост хормейстера занял , организовавший сильный хор в составе более 50 человек. Лёв долго и тщательно работал с каждым кандидатом, прежде чем допустить его к пению в синагоге .
Именно Лёв предложил Сироте дать концерт с хором с религиозными произведениями и еврейскими народными песнями на концертной площадке. Это в те времена расценивалось как неслыханная дерзость и вызвало резкий протест у руководства общины и ряда её членов, возмутившихся тем, что они собирались исполнять священные молитвы для нееврейской аудитории в танцевальном зале. Над Сиротой и Лёвом нависла опасность увольнения. Однако концерт Сироты в сопровождении реорганизованного Лёвом хора в Барацком концертном зале, крупнейшем в Вильне, имел оглушительный успех у зрителей и получил восторженные отзывы в прессе . Шумный успех побудил Сироту и Лёва дать серию аналогичных концертов в Минске , Гродно , Белостоке , Варшаве и других крупных центрах еврейской культуры в пределах черты оседлости . Такие гастроли стали традиционными. Присутствовавший на выступлении в Вильне виленской губернатор князь Пётр Святополк-Мирский поспособствовал тому, что Сирота получил приглашение выступить на специальном концерте в Царском Селе для императора России Николая II и членов его семьи .
9 лет, проведённых в Вильне, на посту оберкантора Большой Виленской синагоги, стали наиболее счастливыми в его жизни. Сирота заслужил любовь и почёт еврейской общины; даже Муня Солц, вначале державший дистанцию, благоволил Сироте, который получил пожизненный контракт и признание во многих странах. Но после смерти Муни Солца Сирота не нашёл взаимопонимания с новым руководством Виленской синагоги .
Знаменитый кантор варшавской синагоги Сирота устраивает завтра в Большом зале консерватории свой единственный концерт. У Сироты великолепный колоратурный тенор, соперничающий по красоте и силе звука с голосами Таманьо и Карузо . Вся программа посвящена еврейскому духовному пению. Билеты почти все распроданы .
В 1905 году 31-летний Сирота был приглашён на конкурс на замещение должности оберкантора крупнейшей в мире Большой синагоги на в Варшаве , известной также как Тломацкая синагога , которая была центром реформисткого иудаизма в Польше.
Прослушивание Сироты за алтарём синагоги на Тломацкой улице не оставило сомнений, и конкурсный комитет единогласно избрал его оберкантором. Однако Сироту не устраивали тамошние хор и хормейстер, и, вступив на пост оберкантора, он занялся преобразованием хора. В 1908 году Сирота добивается назначения хормейстером Лео Лёва, занимавшего до того аналогичный пост в в Бухаресте . Голос Сироты описывался как тёплый драматический тенор с высоко развитой колоратурой и орнаментацией .
В годы оберканторства в Тломацкой синагоге певческая карьера Сироты достигла зенита. Он служил раз в месяц по субботам , а также во время главных иудейских праздников . В другие три субботы месяца службу проводил его ассистент Пинхас Шерман, либо приглашённые (в основном из Вильно) молодые канторы. Сирота ежедневно занимался вокалом в синагоге, когда в помещении никого не было .
В этот период Лео Лёв, который был для Сироты не только хормейстером, но и другом, советчиком, импресарио и бизнес-агентом, заключил для него в конце 1911 года контракт на 25 выступлений в США, куда к тому времени переехали многие, кто ранее слышал его пение в Одессе, Вильне и Варшаве. В начале февраля 1912 года Лёв и Сирота прибыли в Нью-Йорк. Первый концерт состоялся в Карнеги-холле 14 февраля. Публика встретила Сироту 10-минутной овацией. Гершон завершил концерт романсом Радамеса из оперы Верди « Аида ». Успех был ошеломляющим. Второй концерт в Нью-Йорке состоялся 18 февраля на Ипподроме. Помимо дополнительных канторских произведений, второй цонцерт включал в себя прекрасно исполненный романс Рауля из оперы Джакомо Мейербера « Гугеноты ». За этим последовала серия триумфальных концертов в Бостоне , Шарлотте , Чикаго , Милуоки , Кливленде , Цинциннати , Питсбурге , Миннеаполисе и других городах. Три заключительных концерта прошли в Нью-Йорке : в , на и, 13 марта снова в Карнеги-холле .
Следующие американские гастроли Сироты состоялись в Нью-Йорке уже через 10 месяцев, но без Лео Лёва. Сирота впервые исполнил субботнюю службу с хором Якова Марголиса в театре Кесслера 24 января 1913 года. Концерты были в основном литургическими и проходили с тем же успехом, что и прошлогодние. Заключительный концерт состоялся 24 мая 1913 года .
Зимой 1913—1914 годов Сирота дал несколько концертов в Санкт-Петербурге , по поводу которых столичные газеты поместили очень лестные отзывы .
Гастроли и слава Сироты обострили его отношения с общиной Тломацкой синагоги в Варшаве, так как их оберкантор стал регулярно отсутствовать. Ему предлагали переехать в США насовсем, однако Первая мировая война удержала Сироту дома.
После Первой мировой войны Польша вновь стала независимым государством . С подъёмом национализма в страну вернулась волна антисемитизма. Лео Лёв решил эмигрировать в Америку, взяв с собой оберкантора Виленской синагоги . Ранее эмигрировали за океан и такие известные канторы, как Йоселе Розенблатт и .
Сам Сирота принял предложение приехать в США, но лишь как гастролирующий артист. Он связался с концертным бюро своих кузенов — братьев Уильяма и Сэмьюэла Джонас в Нью-Йорке и заключил контракт на серию концертов. В турне его сопровождали жена и двое его детей, которые, как и отец, выбрали карьеру профессиональных музыкантов — дочь Елена (сопрано) и сын Нафтали (аккомпаниатор и бизнес-агент). Лео Лёв не смог на этот раз выступать с Сиротой, так как был связан контрактными обязательствами с Мордехаем Гершманом и Борисом Томашевским .
Первый концерт этих гастролей, состоявшийся 13 марта 1921 года в Метрополитен-Опера , на котором присутствовали Артуро Тосканини , Альма Глюк , и Йосселе Розенблатт, чуть не окончился провалом. Когда Сирота запел, его голос недотягивал до высокого уровня предыдущих выступлений и не соответствовал звучанию его грампластинок. В голосе не было прежней яркости, блеска и свободы. Розенблатт покинул зал. Публика готова была сделать вывод, что замечательный голос пропал. Но к восьмому номеру программы голос разогрелся, и вместо тяжёлого баритонального вернулся яркий и бархатный звук золотого драматического тенора. Сироте вновь рукоплескали. Талантливый юный альт Михаил Поляков спел несколько дуэтов с Гершоном. Дочь Елена спела несколько оперных арий (сам Гершон Сирота арии на этот раз не пел), а также еврейских дуэтов с отцом, а сын Нафтули аккомпанировал на органе. Возвращение Сироты из Варшавы стало триумфом. Последовали длительные концертные поездки по всей Америке. Хотя Сирота обещал вернуться на Пасху , гастроли затянулись на полгода. Когда он уже собирался садиться на пароход, ему предложили 10 тысяч долларов за три дня службы на Еврейский новый год и Судный День , главные праздники у иудеев, и Сирота не смог отказаться. В Варшаве Сироту, пропустившего главные службы в году, ожидал весьма холодный приём. Но в тот раз всё обошлось .
В 1924 году Сирота вновь получил предложение из Нью-Йорка, от которого он не смог отказаться, и уехал в США под предлогом вызова в американский суд и опять пропустил главные праздники в Тломацкой синагоге. По возвращении в Варшаву из Нью-Йорка он узнал, что уволен единогласным решением руководства синагоги. Борьба против этого решения продолжалась два года, в продолжение которых Сирота свободно разъезжал с концертами за рубежом. Так как руководство синагоги не смогло найти Сироте достойную замену, 13 июня 1926 года его восстановили в должности оберкантора Тломацкой синагоги .
Однако перемирие оказалось зыбким. К прежним конфликтам добавилось и недовольство прихожан синагоги новым певческим стилем Сироты, всё более изменявшимся в угоду публике (особенно американской) в сторону увлечения фиоритурами , не связанными с содержанием молитв. С другой стороны, оберкантор Сирота был недоволен нежеланием повысить его зарплату и обеспечить надёжную пенсию. В результате в июле 1927 года Сирота подал заявление об уходе и переехал из дома, принадлежавшего синагоге, где он с семьёй прожил 22 года, в свой собственный .
И в этот раз он уехал в США и пел на службах Еврейского Нового Года и Судного Дня в Гарлеме . По возвращении в Варшаву Сирота надеялся на повторение на восстановление его в должности, но на пост оберкантора Тломацкой синагоги был принят 28-летний , ранее бывший кантором в Вильне.
Гершон Сирота превратился в постоянно путешествующего артиста-кантора, выступавшего в США, Монреале , Буэнос-Айресе , Тель-Авиве и во многих других городах. Сироте в то время было уже за пятьдесят, пик его вокальной формы был позади. Голос стал показывать признаки износа: пение стало более затруднительным, робастная «труба» и форте стали продолжающейся вокализацией. Несмотря на это, Сирота сохранил удивительную твёрдость и силу голоса.
Устав от изнурительных гастролей и желая проводить больше времени с семьёй, Сирота принял в 1930 году предложение стать кантором в Синагоге Ножиков в Варшаве и прослужил там 5 лет.
6 июня 1934 года в варшавском Колизее состоялся гала-концерт Сироты по случаю 30-летия его творческой деятельности в Варшаве.
В 1935 году Сирота выступал в Тель-Авиве вместе с хором Лео Лёва. В 1936‒1937 годах он пел в Буэнос-Айресе, а затем вернулся выступлением в Симфоническом зале Лодзи. В 1938 году Гершон Сирота провёл молитву на еврейский новый год и Судный день в Марипольской синагоге в Чикаго . На Суккот выступал в Милуоки , а перед возвращением в Варшаву принял предложение спеть молитвы Шабата в канадском Виннипеге . Как и прежние выступления в Америке, эти гастроли прошли успешно .
Узнав о тяжёлой болезни жены, он вместе сыном Нафтули поспешил в Варшаву. Александр Эйдельман пишет, что «когда Г. Сирота стал собираться домой, в Варшаву, новые друзья его предупредили, чтобы он этого не делал, то есть не ехал в Польшу. Американцам было ясно, что ничего хорошего польских евреев не ожидает. Но он не мог поверить в то, что немцы возьмутся за невинных евреев, рассеянных по всей Европе» .
В апреле 1940 года Сироте удалось послать менеджеру канторов Бушу Валаху в Нью-Йорк просьбу о визе для него, его сына Нафтули и дочери Ентл. Сирота также направил письма менеджеру канторов Иосифу Гейману в Чикаго и бывшему дирижёру хора, своему другу Лео Лёву. Но ответов он не получил .
Последняя служба Сироты, согласно рассказам немногих уцелевших свидетелей, состоялась в Судный День , выпавший в том году на 1 ноября 1941 года, в стенах заброшенной фабрики на территории Варшавского гетто , которая использовалась в качестве синагоги .
Погиб от удушья 19 апреля 1943 года вместе с семьёй при пожаре в подвале дома по , 6 при подавлении восстания в варшавском гетто . Все его взрослые дети с семьями также погибли в Варшавском гетто . Памятный кенотаф Гершона Сироты был установлен на Геншенском кладбище уже после войны .
Гершон Сирота обладал прекрасным голосом — драматическим тенором с баритональной серединой диапазоном более трёх октав . При этом все регистры его голоса были удивительно ровными. «Голос без начала и конца» — так отозвался о нём Лео Лёв. Сирота обладал натуральной колоратурой , мог заливаться трелями и пел в стиле бельканто . Он мог без усилий взять верхнее «ми» и даже «фа» второй октавы спросонья, лёжа в кровати .
Даже будучи знаменитым, Сирота продолжал совершенствоваться. Если в начале его певческой карьеры голос был практически единственным достоянием Сироты, то со временем он стал зрелым универсальным кантором, способным изумлять свою аудиторию импровизацией и глубокой интерпретацией иудейских молитв . Пение Сироты поражало слушателей темпераментом, «огненной» интерпретацией, артист обладал сценическим обаянием и благородством стиля .
Несмотря на технические ограничения, сохранившиеся записи Сироты передают яркое ощущение необыкновенной силы и выразительный диапазон его голоса. Это был блестящий и богатый инструмент, как тёплый и проникновенный, так и способный на экстраординарные драматические контрасты. Влияние современного ему оперного стиля проявляется, по-видимому, в его использовании искусной колоратуры и в его открытом, итальянизированном вокале, особенно в верхнем регистре. В значительной мере, эмоциональное воздействие его пения было обусловлено вокальными жестами и украшениями, которые занимают центральное место в восточноевропейской канторской традиции, включающей в себя не только традиционные модальные схемы, но также глоттальные атаки и глиссандо , изменение высоты (пение между стандартными хроматическими высотами), трели, внезапные динамические контрасты, и специфическое использование хорошо отработанной колоратуры на службе текста и аффективного выражения .
На протяжении своей долгой карьеры Гершон Сирота осуществил более 175 граммофонных записей. Первые записи были сделаны в 1902 году для Gramophone & Typewriter Company в Варшаве. Голос кантора на этих записях уже вполне установившийся по тембру, тесситуре и колоратурной орнаментации, но плохо записанное хоровое сопровождение зачастую перекрывает солиста и затрудняет прослушивание. Сирота продолжил сотрудничество с этой фирмой в последующие годы, и сохранившаяся переписка между основной студией в Варшаве и филиалами в Германии и России подтверждает важное коммерческое значение кантора для этой фирмы. Все граммофонные издания Сироты на фирме Victor в 1903—1912 годах были переизданиями варшавских записей. В перерывах между контрактами Сирота также записывался для (10 грампластинок на 78 оборотах и цилиндров, 1905), Фаворитъ-Рекордъ (1908), позже лицензированные американской Columbia Records . Считается, что эти последние записи демонстрируют голос певца в период его творческого расцвета. В 1910 году последовали записи для каталога , после чего он не записывался до 1923 года, когда осуществили его новые записи во время гастролей в Великобритании. Последовавшие за ними записи на Syrena Rekord , по всей видимости переиздания материала также исходно записанного на , стали последними акустическими записями певца. В 1928 году Orchestrola выпустила электромеханические записи Сироты, за которыми последовали издания на Columbia Records. На этих записях голос кантора уже значительно темнее и менее подвижный, но такой же бархатный, как прежде. В это же время Orchestrola начала выпускать концертные подборки Сироты на восьми- и десятидюймовках, очевидно записанные во время службы в синагоге. Самые качественные записи были выпущены Columbia Records в последующие несколько лет. Последние записи певца были сделаны для Decca Records в 1931 году (две композиции) и, наконец, Crystalate Gramophone Record Manufacturing Company выпустили односторонний сингл в 1932 году. Множество лицензированных переизданий всех этих записей выходили на фирмах звукозаписи разных стран ( , Brunswick , , Clausophon, Usiba, , United). Последней сохранившейся записью голоса Гершона Сироты является саундтрек киноленты на идише режиссёра Михала Вашиньского ( идиш דער דיבוק , Варшава, 1937) .
Оперный репертуар Гершона Сироты обыкновенно выпускался под сценическим псевдонимом «И. Сиротини» .
Записи Гершона Сироты включены также в ряд современных антологий и сборников канторского пения.