Interested Article - 15 (альбом «Урфина Джюса»)
- 2020-05-13
- 1
|
Содержимое этой статьи
нуждается в чистке
.
|
15 — второй студийный альбом советской рок-группы « Урфин Джюс », записанный в 1982 году .
Альбом записан в изменившемся по сравнению с предыдущим альбомом , ставшем «классическим» составе группы: Александр Пантыкин (вокал, бас-гитара, клавишные), Егор Белкин (вокал, гитара), (ударные). Альбом был выпущен (самими участниками группы) в 1982 на двух магнитофонных катушках в оригинальном оформлении, разошёлся (сравнительно большим для того времени тиражом — несколько сотен экземпляров) по стране, сделав группу известной. Альбом считается «классикой» т. н. « свердловского рока »; упоминается в монографии Александра Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока » . Переиздавался в 1990-е на магнитофонных кассетах , позднее — на CD -дисках.
История альбома
Запись и оформление
Записи второго альбома «Урфин Джюса» предшествовали полгода репетиций: по пять раз в неделю с семи до одиннадцати плюс выходной день. Новая программа, написанная на стихи поэта Илья Кормильцева , оказалась исчерпанной. Репетиции нового трио проходили в пригороде Свердловска Верхняя Пышма , на базе производственного объединения «Радуга», изготовлявшего детские игрушки. Александр Пантыкин устроился в «Радуге» на почётную должность руководителя вокально-инструментального ансамбля , а вернувшийся из военных лагерей Илья Кормильцев устроился там же на штатном посту технолога. Благодаря личному обаянию и витавшим в воздухе флюидам «Урфин Джюсу» удалось сделать из репетиций местный клуб, а также гарантийное письмо на оплату «Радугой» записи альбома в тон-ателье Свердловской киностудии .
Однако, на киностудии коллектив ожидал неприятности. Запись звукового ряда осуществлялась на 35-миллиметровую плёнку при помощи восьми металлических шкафов, занимавших половину студии и в реальности являвшихся каналами магнитофона . Киноплёнка при этом покрывалась магнитным слоем и по окончании записи на каждую из восьми машин синхронизировалось [ что? ] в монтажной , с помощью перфорации. Однако это выяснилось значительно позже. Пока Пантыкин, услышав словосочетание «восемь каналов», пригласил на запись трубача и струнный секстет консерватории. В киностудии Пантыкин нашёл фонотеку искусственных шумов и начал экспериментировать с их наложением. Звук оказался мутным, что даже репетиционные черновики, записанные на «Радуге», звучали лучше. В результате чего вместо рок-группы слушался тяжёлый эстрадный оркестр, исполнявший смесь арт-рока , джазовых инструментальных фрагментов и классической музыки .
Уже первые записи в 1982 году показали, что этим затеям сбыться не суждено. Плохое звучание инструментов не давало никакой энергетической подзарядки и исправить положение не представлялось возможным. Вскоре это поняли сами участники записи. Александр Пантыкин не растерялся, он провёл собрание группы и вынес на повестку дня вопрос о звучании звука. Совет закончился тем, что группа поставила на альбом крест и на несколько дней ушла в запой. Тогда Пантыкину в голову пришла мысль. Отловив каждого члена коллектива он произносил речь: «Ребята! Деньги на запись выделены, и части работы нами выполнена. Никто не заставляет этот альбом тиражировать, если он нами не понравится. В этом случае мы отдадим на „Радугу“ плёнку, а сам альбом перепишем в другом месте.» После этого все временно успокоились, и запись решено было продолжить. Но теперь группе ожидали уже другие неприятности: каким получается музыкальное оформление, категорически не нравилось Кормильцеву .
Темой следующего столкновения стала продолжительность звучания альбома. Первоначально музыкантами планировалось зафиксировать только один альбом, а часть компзиции сделать «про запас». Проблема состояла в том, чтобы после окончания записи выяснить, какие композиции будут лишними. Когда на очередном собрании музыканты начали выяснять между собой, какие композиции изъять из альбома, в группе снова вспыхнул конфликт. Воспитанные на разной музыке, участники записи предлагали почти не пересекающийся набор «основных» композиций. Когда в бесконечных дебатах стало понятно, что прийти к общему знаменательному не удастся, Александр Пантыкин предложил решение: включить в альбом все песни. Так 15 стал двойным альбомом .
После завершения записи киностудия выставила производственному объединению «Радуга» счёт на сумму в размер 5000 рублей . Когда Пантыкин принёс этот документ в родной профком вместе двумя оформленными катушками, активисты сказали: «И вот эти две коробки стоят 5000 рублей?». Но отступать им было некуда — гарантийное письмо обязывало «Радугу» выплатить киностудии стоимость записи целиком.
Конечное название было придумано случайно. Александр Коротич поинтересовался, сколько всего в альбоме будет песен. Пантыкин, загибая пальцы, в ответ сказал, что, скорее всего, будет пятнадцать .
На уроках в Архитектурном институте Александр Коротич нарисовал карандашом обложку . Изображённые на развороте две руки как бы передвигали фишки с названиями песен, а все пустеющее пространства были стилизованы под актуальную в те времена космическую тематику , символизирующую глобальность данной затеи. Любопытно, что обручальное кольцо, опрометчиво нарисованное Коротичем на безымянном пальце правой руки, вызывало негодование среди свердловских поклонниц группы.
Музыка и тематика песен
На «пятнашке» присутствовало сразу несколько 6-7 минутных композиций. В них тогда не хватало элемента здорового хулиганства. Подтверждением данного тезиса является композиция «451°F», о которой заранее было известно, что она будет открывать альбом, и репетировалась музыкантами до полного умопомрачения. После «Лишней детали» и «Человека подобие ветра» на альбоме шёл одна из известных песен «Homo Superior», эффектно сыгранная с подключением духовной секции.
Второй альбом открывается энергичном номером песни «Актёр в чёрно-белой ленте», которая язвительно анонсировалась Егором Белкиным во время неудачных концертов как «песня о трудной судьбе актёра на Западе». Из остальных композиций выделялись трагически зафланжированный «Автомобиль без управления» и «Размышления компьютера о любви».
Выпуск
Процесс тиражирования осуществлялся следующим образом: две коробки от маленьких катушек (300 м, 30 мин.) склеивались клапанами одна с другой и в результате получался двойной альбом. Большие 525-метровые катушки не покупались принципиально, поскольку двойной альбом представлял собой редкое в то время издание и в сдвоенных катушках присутствовал определённый пафос, который работал на общую идею. Тиражирование обложки происходило в лаборатории главного фотографа газеты «Архитектор» Олега Раковича, а также у знакомых Александра Пантыкина в Челябинске и на квартире у друга «Урфин Джюса» Дмитрия Константинова. Поскольку перезапись осуществлялась бесплатно, процесс распространения альбома напоминал налаженное бесприбыльно производство.
Хронология выпусков
Регион | Дата | Лейбл | Форматы | Каталог |
---|---|---|---|---|
СССР | 1982 | нет | Бобина , компакт-кассета | нет |
Россия | 1994 | Симаз | CD |
AR 002
AR 002-2 |
1995 | Moroz Records | CS |
MR 95080 MC1
MR 95080 MC2 |
|
2001 | CD Land Records | CD | CDLREC 497-01 |
Отзывы и критика
Александр Пантыкин считает, что в 1982 году подобную музыку никто не играл. Несмотря на корявые местами тексты, напоминавшие социалистическую агитацию с элементами тоталитарного примитивизма , всесоюзную известность свердловскому року принёс именно «Урфин Джюс».
Подобная работа не могла не принести свои плоды — правда, своеобразные. «Урфин Джюс» возглавил все « чёрные списки », и чиновники от Министерства культуры СССР стали запрещать коллектив несколько раз в году. Местные рок-музыканты настороженно относились к подобной деятельности Пантыкина .
Список композиций
Автор всей музыки —
Александр Пантыкин
, кроме «Призрачный гость» (Александр Пантыкин, Юрий Богатиков,
).
Автор всех текстов —
Илья Кормильцев
.
Аранжировка
— группа «Урфин Джюс».
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «451°F» | 7:27 |
2. | «Мир на стене» | 5:35 |
3. | «Лишняя деталь» | 5:11 |
4. | «Человек наподобие ветра» | 3:40 |
5. | «Homo Superior» | 3:38 |
6. | «Призрачный гость» | 7:02 |
7. | «Мышь» | 3:05 |
8. | «Актёр в чёрно-белой ленте» | 5:24 |
9. | «Ты слишком неподвижен» | 4:00 |
10. | «Пропасть» | 6:29 |
11. | «Тупик» | 3:48 |
12. | «Автомобиль без управления» | 6:23 |
13. | «Кукла» | 4:22 |
14. | «Размышления компьютера о любви» | 4:55 |
15. | «Другая сторона холма» | 5:54 |
Участники записи
- Александр Пантыкин — вокал, бас-гитара, клавишные инструменты;
- Егор Белкин — гитара, вокал, банджо;
- — барабаны.
Дополнительные музыканты
- В. Часов — труба;
- И. Аввакумова, И. Диченко, М. Кусайло, Л. Зухова, М. Носкова, Л. Шашкова — струнные;
- — губная гармошка.
Технический персонал
- Звукооператор — Сергей Сашнин;
- Ассистенты звукооператора — Сергей Морозенко и Николай Косарев;
- Звукооператор группы «Урфин Джюс» — ;
- Оформление альбома — Александр Коротич ;
- Фотографии — Олег Ракович;
- Аннотация и тексты (вкладка) — Илья Кормильцев .
Запись сделана в апреле 1982 года в Свердловске , в тон-ателье Свердловской киностудии .
Примечания
- Источник
- . Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано из 8 марта 2013 года.
- ↑ Кушнир, Урфин Джюс 15 (1982).
Литература
- Александр Кушнир . Урфин Джюс 15 (1982) // . — Москва: Крафт+, 2003. — 400 с. — ISBN 5-7784-0251-1 . от 28 сентября 2017 на Wayback Machine
Ссылки
- (англ.)
- rock_meloman (рус.)
- 2020-05-13
- 1