Аккинени Нагесвара Рао родился в сентябре 1923 или 1924 года в деревне Венката Рагхавапурам в
Мадрасском президентстве
Британской Индии
(ныне
, округ
Кришна
, штат
Андхра-Прадеш
) в семье земледельца Аккинени Венкатратнама и его жены Пуннаммы. С 9−10 лет играл в театральных постановках, где зачастую исполнял женские роли (ввиду запрета на женщин на сцене, характерного для многих национальных театров)
. Первый раз снялся в кино в возрасте 15−17 лет, в детской массовке фильма
.
Его дебют в главной роли состоялся несколькими годами спустя практически волей случая: когда молодой человек летом 1944 года возвращался в
после представления в
вместе с труппой
Mudinepalli Excelsior
, при остановке поезда в
Виджаяваде
на него обратил внимание продюсер
, ожидавший на платформе другой поезд, и предложил юноше роль
Рамы
в своём новом фильме
.
Впоследствии актёр сыграл в большом количестве фильмов на телугу, исполнив также роли в нескольких десятках картин тамильского кино и одну роль на хинди (в хиндиязычном ремейке 1958 года фильма
)
. Его актёрская карьера продолжалась более 70 лет, практически вплоть до его смерти, и насчитывала более 280 фильмов, большинство которых были коммерчески успешны и были хорошо встречены критикой
.
Нагесвара Рао играл разноплановые роли в фильмах различного жанра, включая алкоголиков, солдат, студентов, царевичей и правительственных чиновников. Он был известен на протяжении жизни как
атеист
, однако имел в своём репертуаре множество ролей из индийской мифологии, начиная со своей первой главной роли
Рамы
, и продолжая персонажами
Абхиманью
в
, Вишну в
,
Арджуны
в
и другими, играл святых подвижников и другие роли в фильмах на религиозную тему, включая
Vipranarayana
,
Tukaram
,
Sriramadasu
,
Sriramarajyam
и т. д.
. Рао успешно участвовал в комедиях, например,
,
и
, и при этом был известен как «король трагедии» кино на телугу, выразив эту сторону своего творчества, в частности, в фильмах
,
,
,
,
,
и
.
Последний из вышеперечисленных фильмов, поставленный режиссёром
Дасари Нараяной Рао
, сохраняет статус одной из самых успешных кинокартин
Толливуда
, став единственным фильмом на телугу, остававшимся в прокате более года подряд. Прокат фильма в Хайдарабаде составил рекордные 533 дня (почти полтора года подряд)
.
Ещё одной стороной его творчества, завоевавшей любовь критики и любителей искусства, стало воплощение ряда деятелей литературы и других аспектов культуры различных регионов Индии, ставшее инструментом объединения нации, включая великих санскритских поэтов
Калидасу
и
Джаядеву
, скульптора Амарасилпи Джакканну, «мастера цветочных гирлянд» вайшнавского святого
Випранараянара
и поэта-санта
Тукарама
.
Помимо актёрской деятельности, Аккинени Нагесвары Рао успешно работал на поприще кинопродюсера, как напрямую, так и через организованную им компанию, став одним из наиболее влиятельных личностей кинематографа телугу
. После того, как в середине 1950-х годов из
Мадрасского президентства
был выделен штат
Андхра-Прадеш
, он был одним из лидеров индустрии, поддержавшим идею аналогичного выделения кинематографа телугу и переноса его базы из
Мадраса
в
Тамил-Наду
в столицу нового штата —
Хайдарабад
, и стал одним из основателей такой инфраструктурной базы, купив при поддержке правительства там участок размером около 7
га
и начав строительство новой просторной и технически развитой системы студий. Начиная с 1963—1964, он переехал в Хайдарабад сам и предписал своим продюсерам перенести туда же съёмки
. Кинокомпания, названная основателем в честь жены
начала выпускать фильмы с 1976 года (после торжественного открытия с участием президента Индии
Фахруддина Али Ахмеда
)
и по настоящее время остаётся одной из ведущих студий Толливуда.
Благотворительность
Нагесвара Рао известен как гуманист и благотворитель. По воспоминаниям одного из редакторов издания
The Hindu
, кинематографист однажды сказал, указав на небо: «Если там кто-то есть, я уверен, что он предпочел бы, чтобы бы хорошо исполняли свой земной долг и были хорошими людьми, чем слепо ему поклонялись»
.
На вершине своей карьеры, он основал фонд
Akkineni Janmabhoomi
и занялся благоустройством своего родного селения Рамапурам. Прилагая все усилия и пользуясь хорошими отношениями с лидером партии
и позднее премьер-министром Андхра-Прадеш
, он сумел добиться выделения Национальным банком развития сельской местности и агрокультуры (NABARD) на эти цели 80 миллионов рупий. Эти средства, а также добавленные им самим значительные суммы, были направлены на строительство моста (известного ныне как
Akkineni Varadhi
, «мост Аккинени»), подстегнувшего экономику Рамапурама и близлежащих деревень и городов, системы безопасного водоснабжения и другие проекты благоустройства
.
Не получив в детстве и юности полноценного образования, он с самого начала своей карьеры вкладывал средства в образовательные учреждения, а также помогал получить образование людям, стесненным в средствах, основав именные стипендии в ряде высших учебных заведений штата, в частности,
(
GITAM University
)
. Он был основным попечителем и почетным президентом колледжа в Гудиваде, позднее названного в его честь
, а также был пожизненным членом сената Университета Андхра и советником его кафедры драмы и театрального искусства и ввёл там систему золотых медалей за исполнительство и режиссуру для поощрения студентов
. В 2011 он основал при своей кинокомпании некоммерческий институт кинообразования
, а в 2012 году — ещё один фонд для содействия образованию
Akkineni Annapurna Educational Trust
.
Премия Аккинени Нагесвары Рао
Получив в 1991 году высшую кинонаграду Индии, премию имени умершего в 1944 году «отца индийского кино»
Дадасахеба Фальке
, Аккинени Нагесвара Рао принял решение создать и проспонсировать аналогичную премию при своей жизни. В 2005 году им был основан фонд
, который в свою очередь выработал статут новой награды
и, начиная с 2006 года, ежегодно присуждает её кинематографистам за пожизненные достижения и вклад в развитие киноиндустрии Индии
. В числе награждённых премией были
Дев Ананд
,
Шабана Азми
, Анджали Деви,
Виджаянтимала Бали
,
Лата Мангешкар
,
К. Балачандер
,
Хема Малини
,
Шьям Бенегал
,
Шридеви
и
Амитабх Баччан
.
Смерть
Конец жизни Аккинени Нагесвары Рао был омрачён поставленным ему диагнозом
рака кишечника
. 19 октября 2013 года кинематографист объявил поклонникам о своём диагнозе, подтвержденном онкологом
, не теряя бодрости и заявив, что с учётом современной медицины и собственной сильной воли не боится сражения с раком, несмотря на преклонный возраст. Он упомянул, что перенёс в 1974 и 1988 годах два инфаркта и операцию на сердце и благополучно прожил с тех пор ещё четверть века, и обратился к поклонникам, друзьям и родным с просьбой пожелать ему и дать ему силы дожить до 100, обогнав свою мать, дожившую до 96 лет
.
В октябре 2013 Нагесвара перенёс операцию с последующей
химиотерапией
. Несмотря на общую слабость и предсказуемое для такого возраста медленное восстановление, он сохранял полное сознание и оставался деятелен; в числе прочего — потребовал через две недели после хирургии доставить ему в больничную палату нужное оборудование и завершил там большую часть озвучивания своей роли в своём последнем фильме «
Наша семья
»
, а также принял участие 14 января 2014 года в праздновании очередной годовщины основания кинокомпании
.
Аккинени Нагесвара Рао умер 22 января 2014 года в Хайдарабаде. Зная о диагнозе, большинство предполагало смерть от рака, однако согласно разъяснению врачей актёр и продюсер умер во сне, в 1:30 пополуночи, от третьего инфаркта
.
Известный актёр и продюсер был кремирован во второй половине дня 23 января 2014 года, после прощания с ним родных коллег и поклонников, прошедшего на территории
Annapurna Studios
. Коллега покойного
Амитабх Баччан
заявил: «Сегодня утром ушла ещё одна великая легенда кино — корифей кино на телугу Нагешвар Рао, один из самых деликатных и приветливых личностей, оставивший после себя выдающееся наследие»
. Ветеран тамильского кино
Камал Хасан
сказал о нём: «Доктор Аккинени Нагесвара Рао был звездой трёх поколений. До самого момента своего ухода, для меня он был звездой. Теперь мы и небеса лишились этой ярчайшей звезды, говорившей на телугу, хинди и тамильском»
.
Своё соболезнование высказали и ряд лидеров страны, включая президента Индии
Пранаба Мукерджи
, заявившего: «Прославленный актёр, продюсер и сценарист кино телугу
шри
Нагесвара Рао навсегда останется в нашей памяти в своих незабываемых фильмах. Его выдающийся вклад в индийское кино было оценено рядом наград. С его смертью киноиндустрия потеряла творческую личность, чей вклад в кинематограф телугу не имеет себе равных»
.
Дело жизни Аккинени Нагесвары Рао было унаследовано его детьми и внуками, большинство из которых также стали актёрами и продюсерами кинематографа телугу, включая его сына
Аккинени Нагарджуну
и внуков
,
и
Нагу Чайтанью
.
Akkineni Nageswara Rao.
Nēnu cūsina Amerikā
(воспоминания о его первом визите в США)
. — Andhra Pradesh: Jyōti Books, 1965. — 95 p.
Akkineni Nageswara Rao.
Vandanaṃ abhivandanaṃ: nēnū nā darśakulu
(мемуары об отношениях с другими продюсерами и режиссёрами)
. — Andhra Pradesh: Lārskō Entertainmeṇṭ, 2005. — 176 p.
T.S. Jaganmohan, Akkineni Nageswara Rao.
Vinōdāvāri Dēvadāsu: sinimā navala. — Hyderabad: Creative Links Publications, 2011. — 152 p.