Interested Article - Государственный музей В. В. Маяковского

Госуда́рственный музе́й Влади́мира Маяко́вского — музей-квартира поэта Владимира Маяковского , основанный в 1937 году по инициативе его вдовы Лили Брик как библиотека-музей. Изначально располагался в Гендриковом переулке , где поэт проживал вместе с Лилей и Осипом Бриками с 1926 по 1930 год. Днём 14 апреля 1930 года Маяковский покончил жизнь самоубийством. В 1972 году музей был перемещён в бывшую коммунальную квартиру под номером 12 на 3 этаже в Лубянском проезде , где она была полностью перестроена. В 1989-м по проекту музееведа Тараса Полякова экспозиция была модернизирована в конструктивистском стиле, создано четырёхэтажное выставочное пространство по проекту архитектора А. В. Бокова , посвящённое не только памяти поэта, но и русскому авангарду .

С 2013 года основное здание закрыто на капитальный ремонт .

История

Владимир Маяковский и Лиля Брик в 1915 году
Дом в Гендриковом переулке, где Маяковский проживал в 1926—1930 году
Мемориальная доска Владимиру Маяковскому на доме в переулке Маяковского, 2017 год
Экспозиция музея, 2010 год

Библиотека-музей

В 1935 году Лиля Брик отправила Иосифу Сталину письмо с жалобой на бездействие чиновников Госиздата по отношению к литературному наследству поэта :

Дорогой товарищ Сталин, после смерти поэта Маяковского, все дела, связанные с изданием его стихов и увековечением его памяти, сосредоточились у меня. <…> После смерти Маяковского, в постановлении правительства, было предложено организовать кабинет Маяковского, при Комакадемии , где должны были быть сосредоточены все матерьялы и рукописи. До сих пор этого кабинета нет. <…> Года три тому назад райсовет Пролетарского района предложил мне восстановить последнюю квартиру Маяковского и при ней организовать районную библиотеку имени Маяковского. Через некоторое время мне сообщили, что Московский Совет отказал в деньгах, а деньги требовались очень небольшие. Домик маленький, деревянный, из четырех квартир ( Таганка , Гендриков пер. 15). Одна квартира — Маяковского. В остальных должна была разместиться библиотека. Немногочисленных жильцов райсовет брался переселить. Квартира очень характерная для быта Маяковского — простая, скромная, чистая. Каждый день домик может оказаться снесённым. Вместо того, чтобы через 50 лет жалеть об этом и по кусочкам собирать предметы быта и рабочей обстановки великого поэта революции — не лучше ли восстановить все это, пока мы живы.

В ответ на обращение Брик в 1936-м была опубликована резолюция о создании в доме в Гендриковом переулке Библиотеки-музея имени Владимира Маяковского. В этом здании поэт проживал вместе с Лилей и Осипом Бриками с 1926 по 1930 год. Кроме того власти Москвы переименовали Гендриков переулок в переулок Маяковского. В этом же году к дому пристроили одноэтажный читальный зал и подсобную одноэтажную пристройку. Также была проведена перепланировка и отреставрирована квартира Маяковского. Лиля и Осип Брики посильно помогали в создании музея: супруги привозили мемориальную обувь, одежду, белье и бытовые предметы, принадлежавшие поэту .

Здесь жили Маяковский и Брики с 1926 по 1930 год. В ту пору у каждого была своя личная, интимная жизнь, и, когда молва возмущённо твердила о «любви трёх», никто из них друг с другом не был связан любовными узами. Но духовное и душевное единство не распадалось.

В квартире каждый занимал отдельную комнату, и была ещё общая комната. Здесь кипела их «триединая» жизнь, принимали гостей, собирались участники журнала «ЛЕФ» (Левый фронт искусств), писатели, художники, артисты.

Однако восстанавливать квартиру в её доподлинном виде в 1937 году не стали. Только два года назад прозвучали слова Сталина о «лучшем, талантливейшем поэте нашей советской эпохи». Стало быть, в открываемом Доме-Музее всё должно было выглядеть «в лучшем виде» — сверхторжественно и благопристойно. Комнаты Лили и Осипа Максимовича были закрыты. Если «лучший, талантливейший» — тут уже не до Бриков. Началось их отделение от поэта — отселение, и не только в жилищном смысле. Дом-Музей воссоздавался как заведомо полумемориальный. Строго редактировалась сама жизнь поэта. Он посмертно получал разрешения — что можно, а чего нельзя. Литературный критик Зиновий Паперный

К 1937 году в доме была оборудована библиотека с двумя читальными залами и четырьмя кабинетами для индивидуальной работы. Открытие библиотеки-музея состоялось в 1938 году в качестве научного учреждения Наркомпроса . Экспозиция состояла из мемориальной комнаты поэта и столовой, а в остальных помещениях разместили временные выставки, лекционный и читальные фонды, библиотеку, фонотеку и библиографический кабинет. От Лили Брик в фонды музея поступил архив Маяковского, в который входили более 600 творческих и личных документов, 115 писем, 5000 записок, прижизненные издания произведений и другие документы .

За время деятельности музея научные работники Надежда Реформатской , Варвара Арутчева, Фаина Пицкель, Владимир Земсковый, Е. А. Диренштейн, Рудольф Дуганов , Владимир Радзишевский, Л. Огинская подготовили ряд монументальных изданий, например, 13-томное собрание сочинений Маяковского, тома « Литературного наследства » .

С 1938 по 1939 год в закрытом здании музея устраняли поражения бревенчатого сруба. С началом Великой Отечественной войны экспонаты мемориальной комнаты-кабинета в Лубянском проезде были вывезены в помещения библиотеки-музея. Музей Маяковского был единственным работающим на протяжении всего времени обороны Москвы. Шестнадцать работавших в то время сотрудников принимали посетителей, организовывали лекции и выставки, чинили и стирали верхнее обмундирование для истребительного батальона . Все они были награждены медалью « За оборону Москвы » .

В 1955 году перед домом была установлена бронзовая скульптура Владимира Маяковского, созданная по проекту скульпторов Гурама Кордзахия и архитектора Д. Н. Мордебадзе . В 1950—1960-е годы директор Агния Езерская , заместитель директора по науке Надежда Реформатская, заведующий научной библиотекой Ефим Динерштейн и коллекционер Николай Харджиев организовали ряд научных временных экспозиций, посвящённых художникам русского авангарда — современникам Маяковского. Так, в 1957 году прошла выставка 120 полотен Василия Чекрыгина .

Музей на Лубянке

Страница записной книжки Маяковского (1916—1917 гг.) с записью стихотворения «Революция. Поэтохроника», 1916—1917 годы
Людмила Маяковская в 1910-е

В конце 1960-х — начале 1970-х начался спор между близкими и родственниками Маяковского за дальнейшую судьбу музея памяти поэта. За создание музея в мемориальной комнате на Лубянке выступали сестра поэта Людмила Маяковская и государственный деятель Владимир Воронцов , а Лиля Брик и поэт Константин Симонов боролись за сохранение мемориального музея в здании в переулке Маяковского .

В 1967 году Секретариат ЦК КПСС выпустил постановление «О музее В. В. Маяковского», утвердившее перенос музейной экспозиции из переулка Маяковского в здание в Лубянском проезде, где у Маяковского была комната-кабинет, в которой он впоследствии покончил жизнь самоубийством. Помещение площадью 11 м² Маяковский снял в 1919 году после ссоры с Лилей Брик. Найти комнату для съёма ему помог лингвист Роман Якобсон , проживавший на четвёртом этаже того же здания. Сам доходный дом был построен в конце XIX века по проекту архитектора Михаила Бугровского для предпринимателя Николая Стахеева . Рекомендация Якобсона помогла Маяковскому получить комнату у владельца квартиры Ю. Бальшина .

Он [Маяковский] делил свою жизнь между Водопьяным переулком, где принужден был наступать на горло собственной песне, и Лубянским проездом, где в многокорпусном доходном, перенаселенном доме, в коммунальной квартире у него была собственная маленькая холостяцкая комнатка с почерневшим нетопленным камином, шведским бюро с задвигающейся шторной крышкой и на белой стене вырезанная из журнала и прикрепленная кнопкой фотография Ленина на высокой трибуне, подавшегося всем корпусом вперед, с протянутой в будущее рукой. Писатель Валентин Катаев

Перевод музея из Гендрикова переулка в Лубянский проезд инициировала сестра поэта Людмила Маяковская, когда Лиля Брик отвлеклась на суд Луи Арагона , мужа её сестры Эльзы Триоле . Людмила Маяковская так аргументировала необходимость закрытия музея в Гендриковом переулке в письме Леониду Брежневу :

Здесь будет паломничество для охотников до пикантных деталей обывателя. Волна обывательщины захлестнёт мутной волной неопытные группы молодёжи, создаст возможность для «леваков» и космополитов организовывать здесь книжные и другие выставки, выступления, доклады, юбилеи и т. п. Кручёных , Кирсановых , Бурлюков , Катанянов , Бриков, Паперных и пр., а может быть ещё хуже — разных Синявских , Кузнецовых, духовных власовцев , Дубчеков , словом, предателей отечественного и зарубежного происхождения .

После выпущенного в 1967-м постановления об открытии музея за пост директора развернулась борьба между Лилей Брик, её мужем Василием Катаняном и Владимиром Воронцовым, родственником и помощником влиятельного партийного деятеля Михаила Суслова . Десятилетием ранее Воронцов стал одним из ярых критиков 65-го тома «Новое о Маяковском» серии « Литературного наследства » и добивался исключения упоминаний Лили Брик в биографии поэта. Суслов поручил Воронцову рассмотреть на должность директора музея партийного функционера Геннадия Гусева, которого рекомендовали главный редактор журнала « Молодая гвардия » Анатолий Никонов , заместитель главного редактора журнала « Огонёк » Иван Стаднюк и писатель Иван Шевцов . Спустя тридцать лет Гусев так вспоминал об этом:

Он меня поймал дома по телефону и долго уговаривал, чтобы я дал своё согласие занять этот пост: «Мне ваши друзья говорили о вас. Вы сделаете высокую карьеру. Вам всё зачтётся. Но нам на год — на два, пока вы подготовите себе замену, надо закрыть этот участок» .

Весной 1968 года Воронцов вместе с журналистом Александром Колосковым опубликовал в «Огоньке» статью «Любовь поэта» , в которой противопоставил Лиле Брик другую возлюбленную поэта Татьяну Яковлеву . В вышедшем затем в приложении к «Огоньку» собрании сочинений Маяковского Воронцов убрал все посвящения поэта Лиле Брик. После этого возмущённый Константин Симонов стал добиваться приёма у Леонида Брежнева , и Суслов был вынужден уволить Воронцова с должности своего помощника .

Московские власти расселили коммунальную квартиру, чтобы разместить все экспонаты. Официальное открытие Государственного музея Владимира Маяковского состоялось в 1974 году, первым директором назначили искусствоведа Светлану Стрижнёву . В новый музей были возвращены мемориальные вещи поэта, Людмила Маяковская передала в новый музей вещи брата: книги, документы, мебель. Также Маяковская занималась кураторской работой по созданию первой музейной экспозиции .

Музей в основном занимался выставками и организацией мероприятий. Так, в 1971 году там открыли экспозицию «Маяковский — поэт Октября и социалистического строительства». В 1980-е в музее стали организовывать поэтические вечера, посвящённые писателям и кинематографистам. В мероприятиях принимали участие Андрей Вознесенский , Белла Ахмадулина , Евгений Евтушенко , Сергей Юткевич , Давид Самойлов , Юрий Левитанский , Сергей Викулов , Юнна Мориц , Ираклий Абашидзе , Имант Зиедонис , Иван Драч , Анатолий Жигулин , Олег Чухонцев . Кроме того, многие советские литераторы принимали участие в организации музейной экспозиции. Большой вклад внесли Николай Асеев , Борис Пастернак , Семён Кирсанов , Александр Межиров , Михаил Дудин , Давид Самойлов , Сергей Наровчатов , Булат Окуджава , Белла Ахмадулина , Евгений Евтушенко , Андрей Вознесенский , Роберт Рождественский , Ираклий Абашидзе , Расул Гамзатов , Имант Зиедонис , Иван Драч , Наум Коржавин , Андрей Дементьев , Юнна Мориц и многие другие. В музей также приезжали иностранные деятели культуры: Жоржи Амаду , Альфредо Варела , Мария Майерова , Катарина Сусанна Причард , Диего Ривера , Поль Элюар , Жорж Садуль , Луи Арагон , Эльза Триоле , Назым Хикмет , Го Можо .

Мы уже начали свои первые выставки, когда нам казалось, что в рамках достаточно академичной экспозиции надо попробовать говорить языком того времени. И эти выставки убедили нас в том, что этот язык очень понятен и нужен современникам, и даёт немножко другое представление о Маяковском, не совсем то, к которому на протяжении многих десятилетий привыкли наши современники . Директор музея Светлана Стрижнёва о выставках 1970—1980 годов

В 1987-м музей открыли после годовой реконструкции, в ходе которой помещения, кроме мемориальной комнаты, оформили по проекту художников Тараса Полякова, Евгения Амаспюра, Ивана Лубенникова , Игоря Обросова . Пространство создавалось без чертежей, все инсталляции выполнялись по импровизации художников . В результате проведённых работ публичное пространство музея было переоформлено в конструктивистском стиле. Инсталляции повествовали не только о жизни поэта, но и о судьбе русского авангарда. В музее можно было услышать голос поэта, увидеть личные письма Маяковского, книги, фотографии, а также прижизненные издания .

Экспозиция — это не место, где человек должен сидеть и изучать; для этого есть библиотеки, архивы. Экспозиция — это то место, где должны бушевать эмоции, где человек должен быть захвачен временем, человеком, его судьбой, его трагедией или его триумфом, это неважно. Важно, чтобы возникла какая-то внутренняя эмоциональная потребность обратиться к его книгам, потому что <…> нельзя прочитать тысячу рукописей, сотни документов, которые можно положить в экспозиции. И потом, для того, чтобы прийти к какому-то выводу, необходимо очень сосредоточенное и серьёзное изучение этих документов, а не просто просмотр в витрине. Светлана Стрижнёва

Современность

Полковник Игорь Морозов во время выступления в Музее Маяковского, 2011 год

В честь 75-летия со дня основания музея в 2012 году совместно с галереей « ПРОУН » была организована выставка в Винзаводе , посвящённая советским агитационным работам Александра Родченко , Густава Клусица , Ивана Сенькина и Лазаря Лисицкого . Также экспонировались работы Маяковского на рекламу профсоюза : «Члену союза нэпач нипочем/профсоюз защитит и справится с нэпачем», коллаж «Ленин — это марксизм в действии» и другие .

В 2012 году стало известно о пропаже 52 музейных экспонатов. Факт кражи был выявлен при проверке Министерства культуры . В числе пропавших экспонатов были очки Маяковского, подсвечник и несколько плакатов , из них удалось найти только две вещи — обе у заграничных перекупщиков .

В 2013 году московские власти приняли решение закрыть музей на капитальный ремонт. Планировалось, что музей завершит ремонт к 125-летнему юбилею со дня рождения Маяковского в 2018 году, однако позже появилась информация о перенесении срока открытия на 2019-й . Решение чиновников вызвало общественный резонанс и акции протеста, как в Москве , так и в Санкт-Петербурге . Многие музейные работники выступили против закрытия музея, аргументируя свою позицию возможным уничтожением уникальной экспозиции 1987 года .

Объявили, что будет капитальный ремонт здания. В действительности, проверка показала, что капитального ремонта не нужно. Под видом капитального ремонта решают снести эту экспозицию . Заведующий экспозиционно-выставочной частью Адольф Аксёнкин

Несогласная с решением чиновников, Светлана Стрижнёва покинула пост директора, на её место назначили Надежду Морозову . В последний день работы музея москвичи устроили импровизированное прощание с ним — собрались у входа и читали стихи . Через полгода пост руководителя занял Алексей Лобов, потому что между не имеющей музейного опыта Морозовой и сотрудниками случались конфликты .

На момент вступления в должность нового директора в 2014 году в музее уже шли работы согласно принятому проекту реконструкции. Вскоре они были приостановлены из-за возникших проблем с коммуникациями, крышей, водостоками и потребности в обновлении экспозиции 1989 года. Проект реконструкции здания, неоднократно возвращавшийся на доработку, летом 2020 года в очередной раз подан на государственную экспертизу. Музей после ремонта планировалось открыть в 2023 году, к 130-летию со дня рождения поэта . Однако этого не произошло.

4 июля 2023 года пост директора музея занял Владимир Лисенко, в 2017—2020 годы возглавлявший Музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину .

Филиалы

Квартира на Большой Пресне

Выставка «Дочка» в Музее Маяковского, 2018 год

В 2017 году для посещения открыли филиал музея в квартире на Красной Пресне , где поэт проживал с матерью Александрой и сёстрами Людмилой и Ольгой с 1913 по 1915 год . Семья Маяковских, приехавшая с Кавказа в 1906 году, сменила несколько съёмных квартир. Апартаменты на Красной Пресне — единственная сохранившаяся до сегодняшнего времени квартира. Владимир Маяковский занимал самую маленькую её комнату, две другие — мать и сёстры. А последнюю четвёртую комнату семья сдавала небогатым студентам или кавказским знакомым. В 1915 году Маяковский переехал в Санкт-Петербург , а семья арендовала квартиру поменьше .

В 1957 году на фасаде дома на Красной Пресне была установлена мемориальная доска поэту. В 1964-м по инициативе Людмилы Маяковской в квартире открыли постоянную экспозицию «Владимир Маяковский на Красной Пресне», действующую на общественных началах. Спустя три года при выставке образовался клуб-музей, получивший официальный статус в 1978-м. В этом же году сотрудники Государственного музея Владимира Маяковского создали в квартире новую экспозицию на основе документальных источников и фотоматериалов. В музее были представлены фрагменты личной переписки поэта, прижизненные издания книг, автографы, записки, полученные во время выступлений .

В 1982 году квартира на Красной Пресне вошла в состав Государственного музея Владимира Маяковского. В помещениях проводились тематические выставки: «Москва Маяковского» (1983), «Л. В. Маяковская» (1984), «Маяковский и Хлебников» (1986—1989). В 1990-е в квартире расположили библиотечный фонд, а начиная с 2013-го начались работы по созданию в квартире нового выставочного пространства. Экспозиция посвящена личной жизни поэта, его американской возлюбленной Элли Джонс и их дочке Патриции Томпсон (Елене Маяковской) .

Квартира в Студенецком переулке

Фрагмент интерьера квартиры Маяковского в Студенецком переулке

Мемориальная квартира Маяковских в Студенецком переулке , которая около полувека была законсервирована и недоступна для посетителей, в сентябре 2019 года открыла свои двери для всех, кто хочет больше узнать о жизни семьи поэта. Квартира стала второй площадкой музея в Пресненском районе , рассказывающей о семье поэта. Первая — «Квартира на Большой Пресне» — посвящена американской дочери Маяковского Патриции Томпсон .

Эту квартиру старшая сестра Маяковского Людмила получила в конце 1927 года от Трёхгорной мануфактуры , где к тому моменту проработала 17 лет. В 1972 году по её завещанию квартира была передана Музею Маяковского вместе со всей обстановкой и предметами быта .

Обстановка квартиры восстановлена по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников. Реконструированы комнаты матери поэта Александры Алексеевны и старшей сестры Людмилы. Комната, принадлежавшая сестре Ольге, не могла быть восстановлена по причине полного отсутствия исторических свидетельств. В ней проводятся выставки, показы кинохроник Грузии и Москвы, встречи с замечательными людьми, интерактивные программы, дискуссионные клубы и творческое общение в непринужденной обстановке .

Фонды

По состоянию на 2020 год в основном музейном фонде находится более 50 000 единиц хранения .

Выставки

Персоналии

Руководители

Известные сотрудники

  • Геннадий Айги (1934—2006) — чувашский и русский поэт и переводчик, в 1961—1971 годах был заведующим сектора изобразительного искусства.
  • (1906—1991) — советский филолог, текстолог, специалист по рукописям Маяковского .
  • Савелий Гринберг (1914—2003) — российский и израильский поэт, в 1930-е был участником Бригады Маяковского , а в 1960 годы работал в музее в Гендриковом переулке.
  • Дмитрий Данилов (р. 1969) — российский писатель, сразу после реконструкции Музея Маяковского — в 1989—1990 годах — работал в музее сторожем.
  • Марина Лошак (р. 1955) — советский и российский куратор , галерист , искусствовед , музейный работник , работала в Музее Маяковского около года после переезда в Москву из Одессы в 1986-м; в 2012-м организовала выставку советского плаката 1920-х годов «Даёшь!» .
  • Лариса Огинская (р. 1930) — советский, российский и американский искусствовед. Автор первой монографии о Густаве Клуцисе (1981). Была главным хранителем фондов Музея Маяковского .
  • Лев Шилов (1932—2004) — советский и российский искусствовед, писатель, архивист, работал в Библиотеке-музее Маяковского с середины 1950-х годов до 1964 (по другим данным — 1965) года.
  • Колесникова Лариса Ефремовна(1947) филолог.Автор первой монографии по "Окнам ТАСС" и первой книги по исследованию личных вещей В.Маяковского и его имиджа "Другие лики Маяковского" Работала с 1974 хранителем мемориального фонда до начала 2010 годов

Примечания

  1. . Музеи России. Дата обращения: 26 декабря 2018. 31 декабря 2018 года.
  2. Гейдор Т., Казусь И. Стили Московской архитектуры // . — М. : Искусство-XXI век, 2014. — С. 616—544. — ISBN 978-5-98051-113-5 .
  3. Дмитрий Чёрный. Литературная Россия (2017). Дата обращения: 24 декабря 2018. 22 июля 2018 года.
  4. . Москва24 (18 июля 2016). Дата обращения: 24 декабря 2018. 28 июля 2020 года.
  5. . Государственный музей В. Маяковского. Дата обращения: 24 декабря 2018. Архивировано из 2 октября 2016 года.
  6. . Kamchadaly (1998). Дата обращения: 25 декабря 2018. 8 декабря 2017 года.
  7. .
  8. . Генеалогический форум ВГД. Дата обращения: 25 декабря 2018. 20 января 2021 года.
  9. Анна Сергеева-Клятис. . Узнай Москву. Дата обращения: 24 декабря 2018. 18 апреля 2019 года.
  10. .
  11. Марианна Шатерникова. Чайка (8 июля 2002). Дата обращения: 25 декабря 2018. 28 апреля 2019 года.
  12. . Литературная Россия (23 февраля 2015). Дата обращения: 25 декабря 2018. 21 сентября 2021 года.
  13. .
  14. Ксения Ларина, Анна Трефилова. . Эхо Москвы (1 мая 2010). Дата обращения: 25 декабря 2018. 1 августа 2020 года.
  15. .
  16. . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 24 декабря 2018. 29 сентября 2018 года.
  17. . Коммерсант (23 апреля 2010). Дата обращения: 24 декабря 2018. 22 июля 2018 года.
  18. . Коммерсант (6 апреля 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018. 18 января 2021 года.
  19. . Ведомости (11 апреля 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018. 7 августа 2020 года.
  20. . Вести (16 декабря 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018. 22 декабря 2012 года.
  21. Роман Чернянский. . The Village (28 сентября 2018). Дата обращения: 24 декабря 2018. 20 октября 2018 года.
  22. . Москва Центр (29 сентября 2018). Дата обращения: 24 декабря 2018. Архивировано из 7 ноября 2019 года.
  23. . РИА Новости (20121220T1538). Дата обращения: 25 июля 2023.
  24. . ЗакС.Ру . Дата обращения: 25 июля 2023. 25 июля 2023 года.
  25. . Lenta.ru (16 сентября 2013). Дата обращения: 24 декабря 2018. 2 июля 2018 года.
  26. . Эхо Москвы (14 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018. 21 января 2021 года.
  27. Зинаида Курбатова. . Вести (17 декабря 2012). Дата обращения: 24 декабря 2018. 24 декабря 2012 года.
  28. . Открытая Россия (13 ноября 2017). Дата обращения: 24 декабря 2018. 28 июля 2020 года.
  29. Александр Столярчук. . Colta (11 сентября 2013). Дата обращения: 24 декабря 2018. 24 января 2021 года.
  30. styazshkin . Денис Стяжкин (15 сентября 2013). Дата обращения: 25 июля 2023. 25 июля 2023 года.
  31. Юлия Кундрюкова. . Телеканал «Россия. Культура» (5 июля 2019). Дата обращения: 17 октября 2020. 17 сентября 2019 года.
  32. . ТАСС (10 июля 2020). Дата обращения: 17 октября 2020. 29 августа 2020 года.
  33. от 26 июля 2023 на Wayback Machine // Московский комсомолец. 2023. 30 июня.
  34. Рафаэль Валян. . Вечерняя Москва (29 сентября 2018). Дата обращения: 24 декабря 2018. 30 августа 2018 года.
  35. . Государственный музей Владимира Маяковского. Дата обращения: 25 декабря 2018. 6 ноября 2018 года.
  36. от 28 ноября 2021 на Wayback Machine // Mos.ru
  37. Дата обращения: 25 мая 2023. 25 мая 2023 года.
  38. . Культура. Дата обращения: 24 декабря 2018. 13 февраля 2019 года.
  39. .
  40. . muzeimayakovskogo.ru . Дата обращения: 25 июля 2023. 25 июля 2023 года.
  41. .
  42. . Россия Культура (9 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  43. . Gazeta.ru (6 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018. 26 января 2021 года.
  44. Кира Долинина. . Коммерсантъ (6 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018. 18 января 2021 года.
  45. . Ведомости (11 апреля 2012). Дата обращения: 25 декабря 2018.
  46. Огинская Л. // Вопросы литературы . — 2011. — № 5 . — С. 408—427 . 10 февраля 2019 года.

Литература

  • Воронцов В. , Колосков А. Любовь поэта // Огонёк . — 1968. — № 16 .
  • Макаров В. Музей В. Маяковского открыт // Огонёк. — 1974. — Вып. 7 , № 2432 . — С. 26 .
  • Поляков Т. П. // Музей. — 2009. — Вып. 12 . — С. 16—21 .
  • Стрижнёва С. Е., Поляков Т. П., Аксёнкин А. П. Путеводитель по Государственному музею В. В. Маяковского. Маяковский был и остается…. — Москва: Радис РРЛ, 2007. — 64 с.
  • Стрижнёва С. Е. Маяковского В. В. музей. Российская музейная энциклопедия. — Москва: Прогресс, РИПОЛ классик, 2005. — С. 350.
  • Шилов Л. А. Голоса, зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста-шестидесятника. — Булат. — Москва, 2004. — 368 с. — ISBN 5-93347-142-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Государственный музей В. В. Маяковского