Копенгагенский лингвистический кружок
- 1 year ago
- 0
- 0
Московский логический кружок (МЛК) — неформальное объединение студентов, аспирантов и выпускников философского факультета МГУ в 1952 — 1957 ( 1958 ) гг., ставившее целью построение на новых основаниях содержательной (содержательно-генетической) логики, и гносеологии .
Был организован в 1952 г. Б. А. Грушиным , А. А. Зиновьевым , М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицким . В работе Кружка принимали также участие (с разной степенью вовлечённости) Н. Г. Алексеев , В. Близненкова, П. И. Гелазония , О. И. Генисаретский , В. В. Давыдов , О. Добронравов, , И. С. Ладенко , Д. Г. Лахути , А. Г. Раппапорт , В. Н. Садовский , , А. Л. Субботин , В. К. Финн , В. С. Швырёв и др.
Официально Кружок действовал как семинар в составе Научного студенческого общества философского факультета МГУ. Формальными руководителями семинара были последовательно доценты кафедры логики Н. Воробьёв, М. Алексеев, Е. К. Войшвилло . Фактически Кружок был инициативным объединением аспирантов и студентов.
Мы часто фланировали по улице Горького и по прилегающим к Пушкинской площади бульварам. Это всегда была компания в пять, шесть или восемь человек (например: Карл Кантор , Борис Шрагин , Александр Субботин , Борис Грушин, Эвальд Ильенков , Александр Зиновьев, Василий Давыдов , я — вот одна из таких комбинаций), которая могла, скажем, собраться в два часа дня и до вечера двигаться по московским улицам, где-то оседать: либо в пивном баре номер один на улице Горького, либо в пивном баре в Столешниковом переулке, или доходить до Кировской, или идти ещё куда-то. И вот именно здесь, в этом постоянном движении, оттачивались оппозиции, мысли .
Резкие и вызывающие выступления участников Кружка, наряду с выступлениями представителей т. н. «группы гносеологов» ( Э. В. Ильенков , В. И. Коровиков ), на философских конференциях 1953 — 1954 гг., громкие защиты дипломных и диссертационных работ стали заметной частью жизни философского сообщества тех лет, переживавшего изменение идеологической ситуации в связи с отходом от дел и смертью И. В. Сталина .
Кружок декларировал недостаточность понятий формальной логики для эмпирического исследования мышления и неприемлемость психологистической его трактовки (как индивидуальных способностей индивида или их проявления). В качестве материала для эмпирического исследования мышления были избраны научные тексты .
И. С. Ладенко выделяет в развитии Кружка три основных этапа: формирования 1) представлений о приёмах и способах мышления как основных объектах логики ; 2) представлений об операциональной структуре процессов мышления ; 3) образа механизмов рефлексии .
Не сумев выработать единой исследовательской программы, члены Кружка пошли своими собственными путями.
Щедровицкий, преодолевая отождествление логики, теории мышления и гносеологии, занялся разработкой программы исследования мышления как деятельности, вокруг которой был организован Московский методологический кружок (ММК), являвшийся непосредственным продолжением МЛК и, в форме движения системомыследеятельностной методологии, продолжающий работу до сих пор.
Зиновьев фактически дезавуировал «юношеское увлечение» (не возразив однако спустя 50 лет против публикации своей диссертации, отражающей идеи тех лет) и занялся разработкой нестандартных логических исчислений. В близкой тематике продолжили работу Лахути и Финн.
Грушин профессионализировался как методолог исторического , а затем социологического исследования, как практикующий социолог.
Мамардашвили декларировал неприемлемость для себя организованных (кружковых, движенческих) форм работы и самоопределился как философ « сократического » склада ума и образа жизни.