Interested Article - Центрнаучфильм

Центра́льная сту́дия нау́чно-популя́рных и уче́бных фи́льмов — « Центрнаучфи́льм » — советская и российская киностудия научно-популярных и учебных фильмов ( Москва ).

ЦНФ — студия полного цикла, работавшая над фильмами со сценарной заявки до кинотеатрального, видео- и телевизионного проката. Документальные картины об истории России, науке, оборонных технологиях, архитектуре, религии, многонациональных обычаях СССР. Циклы о секретах редких профессий, народных промыслах, научно-популярные ленты о природе и путешествиях, биографические очерки и любимый многими поколениями видеожурнал « Хочу всё знать », ежегодно пополнявшийся новыми занимательными сериями — визитные карточки студии.

В 1970-х годах вместе с периодическими киножурналами студия выпускала свыше 300 фильмов в год. Всего за время существования студией выпущено более 10 тысяч научно-популярных, учебных, рекламных и художественных фильмов. Именно здесь впервые в СССР были сняты звуковые , широкоформатные , панорамные и полиэкранные фильмы, продолжено развитие макро- и микросъёмки, созданы уникальные методики специальных съёмок .

В коллекции ЦНФ и игровые ленты , и мультипликационные в самых разных техниках (включая живопись маслом по стеклу, классический рисунок, перекладку), а также сериалы, создаваемые при помощи компьютерных технологий.

История

Производство познавательных и учебных отечественных фильмов было заложено киномагнатом Александром Ханжонковым в 1911—1916 годах, для чего в принадлежащей ему компании « А. Ханжонков и Ко » был специально создан Научный отдел. Руководитель отдела Иван Озеров разрабатывал методику использования кинофильмов в учебном процессе. Основатель объёмной мультипликации Владислав Старевич во время съёмок фильма «Пьянство и его последствия» соединил в одном кадре актёра с элементами мультипликации. В фильме «Инфузория» биолог и режиссёр Владимир Лебедев впервые в России осуществил микрокиносъёмку .

…киноаппарат стал важнейшим средством научной документации, так как он позволял записывать на киноплёнку динамические процессы и мог использоваться в сочетании с телескопом или микроскопом. Кинематографический способ записи изображения привёл к появлению высокоскоростной и покадровой (цейтраферной) съёмкам, которые дали возможность фиксировать и исследовать процессы, протекающие в течение и очень малых, и очень больших промежутков времени. Возможности съёмочной оптики позволили подробно показывать как динамику мельчайших объектов (макросъёмка), так и «разглядывать» уникальные живые объекты, находящиеся на больших расстояниях от исследователей. Благодаря специальным киноплёнкам, чувствительным к инфракрасным или ультрафиолетовым лучам, киноаппарат смог показать даже невидимые для наших глаз процессы и явления. Появился новый вид кинематографа — научно-исследовательское кино.

Дмитрий Масуренков, MediaVision №1 2014

В 1920—1930 годы фотокиноотделом Наркомпроса и вскоре сменившим его Госкино делались попытки наладить централизованное производство и систематический выпуск учебных и научно-популярных фильмов. Свою деятельность начали режиссёры Владимир Шнейдеров , Александр Литвинов , Соломон Левит-Гуревич . Наконец, 11 февраля 1933 года Постановлением СНК СССР был образован Всесоюзный государственный трест по производству учебных, научных и технических фильмов «Союзтехфильм» и, в том же году, его подразделение «Мостехфильм», разместившийся на Лесной улице в переоборудованные под звуковую съёмку павильонах и цехах бывшей студии Дмитрия Харитонова . Студия производила учебные фильмы для вузов и школ, инструктивные фильмы для курсов повышения квалификации, фильмы, пропагандировавшие передовые методы труда . С 1940 года под руководством академика Е. А. Чудакова начал выходить киножурнал « Наука и техника » . В штате студии числилось 655 служащих .

С 1 января 1941 года студия получила название «Воентехфильм» . С началом Великой Отечественной войны часть работников ушли на фронт, часть перешли работать на базы других студий в Средней Азии. Оставшиеся в конце 1941 года были эвакуированы в Новосибирск , где продолжили работать на базе «Сибтехфильма» . Главным заказчиком стала Красная армия , ориентировавшая на создание новых фильмов короткого и среднего метража , — отныне на студии выпускались учебно-инструктажные фильмы по использованию военной техники в боевых условиях, противовоздушной и противохимической обороне, военно-полевой медицине . С конца 1942 года началось возвращение в Москву, происходившее частями, и завершившееся к середине 1943 года. В общей сложности за три с половиной года войны студия произвела около 200 военно-учебных и военно-медицинских фильмов . За плодотворную работу в годы войны в апреле 1944 года студия была награждена орденом «Красной Звезды» .

Следующие два десятилетия прошли под маркой «Моснаучфильма» (1945—1966). В эти годы шли съёмки о создании ракетно-космической техники и покорении космоса, появился первый научно-популярный киножурнал для детей « Хочу всё знать » (1957). Вышел первый советский фильм, снятый по технологии панорамного кино — « Широка страна моя » (1958) . С 1959 года работало специальное творческое объединение географических фильмов, которое возглавил Владимир Шнейдеров . Фильмы «Остров Ионы» Владимира Шределя и «Звериной тропой» Бориса Долина получили награды на фестивале в Венеции (1947), «„Товарищ“ уходит в море» Альберта Гендельштейна — приз за высокое качество стереозвука на МКФ в Канне (1956). «Пик Победы» (реж. Е. Покровский, В. Пустовалов) отмечен призом на VI Международном кинофестивале в Тренто (1957), а «Развитие рефлекторной деятельности в онтогенезе» Семёна Райтбурта — на XVIII Международном кинофестивале документальных и научно-популярных фильмов в Венеции (1957). В 1965 году Александр Згуриди получил приз XXVI МФК в Венеции за фильм «Зачарованные острова» .

В 1966 году студии поменяли название на «Центрнаучфильм», она переехала по новому адресу — Валдайский проезд , д. 16, став крупнейшим в Европе специализированным предприятием по производству учебных и научно-популярных фильмов с шестью творческо-производственными объединениями . Штат операторов и режиссёров при этом приблизился к ста .
В 1983 году состоялось награждение студии орденом «Знак почёта» — «За высокий вклад в культуру страны» .

В 2004 году произошла реорганизация «Центрнаучфильма» в «Центр национального фильма». Вновь пришедшее руководство расширило специализацию студии: игровое, мультипликационное, документальное и научно-популярное кино с использованием традиционных и современных цифровых технологий , а также реклама и клипы в трёхмерном компьютерном пространстве при помощи хромакея .

Процесс создания мультфильма,
«ЦНФ-Анима» 2011

…разрушена старая структура фильмопроизводства (мультцех, базы микро-макро и подводных съёмок, звукоцех, фильмы переданы другой структуре, полностью сменён творческий состав режиссёров и операторов). Студия, перестав быть государственным унитарным предприятием, акционировалась со 100 % долей государства. Назначено новое руководство с другими задачами и другими моральными принципами.

, режиссёр студии

В 2015 году деятельность киностудии «Центр национального фильма» была ликвидирована путём реорганизации в форме присоединения к Киностудии имени М. Горького , в которую она вошла наравне с НИКФИ и « Киностудией „Леннаучфильм“ » в качестве обособленного подразделения Киностудии Горького — «Центрнаучфильм» . Руководитель обособленного подразделения — Хахутаишвили Амиран Нодариевич .

В 2019 году комплекс бывших зданий киностудии выставлен на торги .

Фильмы и киножурналы

Директора студии

Награды

  • орден Красной Звезды (апрель 1944) — за добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны ;
  • орден Знак Почёта (19 января 1983) — за высокий вклад в культуру страны ;
  • Благодарность Министра культуры Российской Федерации (14 ноября 2003) — за многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие отечественного кинопроизводства .

См. также

Примечания

  1. . Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов («Центрнаучфильм») . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 19 сентября 2022. 31 мая 2022 года.
  2. Сковородникова Светлана. Научный отдел Акционерного общества «А. Ханжонков и Ко» // Киноведческие записки : журнал. — 2003. — № 64 . — ISSN .
  3. Масуренков Дмитрий. // MediaVision : журнал. — 2014. — Январь. 24 сентября 2022 года.
  4. . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 19 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  5. , с. 4.
  6. от 15 декабря 2012 на Wayback Machine // История кинематографа
  7. , с. 13.
  8. , с. 103.
  9. , с. 20.
  10. , с. 478.
  11. , с. 18.
  12. , с. 39.
  13. . Дата обращения: 18 августа 2019. 18 августа 2019 года.
  14. . Дата обращения: 18 августа 2019. 18 августа 2019 года.
  15. . Дата обращения: 18 августа 2019. 18 августа 2019 года.
  16. Альперина Сусанна. // Российская газета . — 2015. — 11 март ( № 51 (6622) ). — ISSN . 31 октября 2016 года.
  17. от 24 ноября 2019 на Wayback Machine // АО ТПО Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького
  18. . Дата обращения: 18 августа 2019. Архивировано из 18 августа 2019 года.
  19. . Музей ЦСДФ . Дата обращения: 19 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  20. , с. 35.
  21. . Дата обращения: 19 августа 2022. Архивировано из 19 августа 2022 года.

Литература

  • Центрнаучфильм — статья из Большой советской энциклопедии .
  • Трояновский В. А. Киностудия «Центрнаучфильм» / ред. О. В. Тенейшвили. — М. : Союзинформкино, 1982. — 63 с. — (Советское многонациональное). — 10 000 экз.
  • Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • / отв. науч. ред.: В. Вуазен, В. Познер, И. Чернева; перевод с французского и редактирование И. Черневой, М. Майзульса. — М. : Политическая энциклопедия, 2018. — 648 с. — (История сталинизма). — 1000 экз. ISBN 978-5-8243-2230-9 .

Ссылки

  • . Киноархив net-film . Дата обращения: 19 сентября 2022.
Источник —

Same as Центрнаучфильм