Дманиси
- 1 year ago
- 0
- 0
Город Дманиси ( груз. დმანისის ნაქალაქარი ) — исторический и археологический памятник в Грузии , расположенный к северу от деревни , относящейся к Дманисскому муниципалитету (южный мхаре Квемо-Картли ) и лежащей в 85 км к юго-западу от Тбилиси .
Расположенный на мысу, в месте слияния рек Машавера и Пинезаури, он представляет собой музей под открытым небом, включающий раннесредневековый собор Дманисский Сиони и руины одного из самых важных городов и торговых центров средневековой Грузии, с укреплениями, церквями, мусульманскими и христианскими кладбищами, банями и мастерскими. Палеоархеологический памятник в Дманиси, обнаруженный под средневековыми слоями, содержал окаменелости гоминин вида Homo georgicus возрастом 1,85 млн л. н., являющиеся одними из самых ранних бесспорных доказательств присутствия рода люди за пределами Африканского континента.
Дманиси был одним из самых больших и богатых городов в средневековой Грузии. Топоним «Дманиси» по мнению грузинского учёного XVIII века и князя Вахушти Багратиони произошёл от древнегрузинского слова «даба», переводимого как деревушка .
Город Дманиси возник из небольшого поселения вокруг епископского престола, обладавшего юрисдикцией над долинами Дманисхеви (Машавера) и Кции и уже известного в IV веке как одна из шести епархий Картли, до крупного торгового города в IX—X веке, когда область находилась под . Согласно средневековым грузинским хроникам, халифский полководец Буга аль-Кабир во время своего похода в Картли в 853 году поселил в Дманиси 100 аланских семей из Дарьяловского ущелья . В 989 году Дманиси был захвачен армянским царем Давидом I Беззельным , но затем город, по-видимому, вновь оказался под мусульманской властью. Грузинские хроники упоминают некоего Ситлараби, по-видимому, искажённое имя Саида аль-Араба, мусульманина из Дманиси, который был поставлен грузинским царем Багратом IV в качестве своего вассального эмира в Тифлисе в 1068 году. Известно, что безымянный «эмир Дманиси» поддержал сельджукского полководца («Саранг Алхази» в грузинских источников ) в его конфликте с царём Грузии Георгием II в 1073 году .
Осознавая угрозу от возрождающейся грузинской монархии мусульманская олигархия Дманиси присоединилась к обращению Гянджи и Тифлиса к сельджукскому султану Махмуду II помешать посягательству Давида IV на Грузию в 1121 году. Давид IV захватил Дманиси в марте 1123 года, но его сыну Деметре I пришлось отвоёвывать город в 1125 году. При Грузинском царстве Дманиси продолжал процветать, в том числе его ремёсла и торговля. По данным Якута аль-Хамави город экспортировал шёлк. Яркая экономическая история Дманиси подтверждается более чем 800 монетами, в основном иностранными, найденными в этом районе, а также археологическими артефактами, такими как импортированный иранский фаянс и китайский селадон , а также местная керамика, стеклянная посуда и ювелирные изделия .
Население средневекового Дманиси было неоднородным. Мусульмане составляли заметное большинство в городе, о чём свидетельствует большое кладбище с арабскими надписями XIII—XIV века, которое численно превосходит сохранившиеся христианские (грузинские и армянские) надгробия . Некоторые мусульмане покинули Дманиси после его захвата Грузией: шейх по имени Садр ад-Дин Хамид б. Али ад-Даманиси (умер в 1245 году) управлял медресе в Дамаске . Положение местного эмира теперь было сведено к положению назначенного царского чиновника: каменная надпись начала XIII века на грузинском языке из небольшой разрушенной часовни в Дманиси упоминает современного Георгу IV Лаше эмира Иова, сына Михрика, который воздвиг «крест-камень» в честь святого Димитрия .
Когда Грузия стала вассалом Монгольской империи , Дманиси был выбран в качестве места чеканки монет: медные монеты Давида VI Нарина , царя Грузии, были отчеканены в 1245 году . В 1270-х годах Деметре II Самопожертвователь , царь Грузии, был вынужден передать Дманиси и прилегающий район своему могущественному министру Садуну, который пользовался доверием монголов. Царь Давид VIII , будучи в хороших отношениях с монгольским ханом Байду , смог вернуть Дманиси под свой контроль в 1293 году, но уступил его своему сопернику, брату Вахтангу III , который был похоронен в Дманиси после своей смерти в 1308 году. Затем город перешёл во владение старшего сына Вахтанга, Деметре .
Вторжения Тамерлана в Грузию в 1386—1403 годах положили конец процветанию Дманиси. В 1486 году город был опустошён в результате нападения Якуба ибн Узун-Хасана , правителя Ак-Коюнлу . После окончательного распада Грузинского царства в 1490-х годах он вошёл в состав Картлийского царства. Затем Дманиси был пожалован княжескому роду Бараташвили , разделившегося потом на две ветви, которые и разделили весь город и его владения между собой в 1536 году. Дманиси был взят и укреплён османскими войсками в 1578 году, но отвоёван обратно картлийским царём Симоном I в 1583 году. Впоследствии Дманиси служил всего лишь военным форпостом, принадлежавшим Бараташвили. Незначительное возрождение экономической и церковной жизни в Дманиси, тогда также известном как Дбаниси, в начале XVIII века оказалось недолгим. Упадок Дманиси в результате очередной войны и политической анархии сопровождался упразднением его епископского престола в середине XVIII века. Дманиси и окружающая местность в значительной степени обезлюдели, пока новые сельские поселения не начали появляться вокруг бывшего города уже во время установления владычества Российской империи над Грузией в начале XIX века . Одно из них, Башкичети, было переименовано в честь исторического города в 1947 году.
В 1853 году руины в Дманиси впервые посетили и кратко описали военный и археолог Иван Бартоломей и князь Дмитрий Орбелиани . Некоторые из грузинских надписей, скопированных ими, были опубликованы французским исследователем Мари-Фелисите Броссе в 1854 году. Археолог Эквтиме Такаишвили курировал некоторые раскопки в Дманисском некрополе и переиздал грузинские надписи в 1894 году .
Археологическое исследование руин Дманиси началось в 1936 году, но систематические раскопки не проводились до 1980-х годов. В ходе них стало очевидно, что средневековые ямы или погреба были вырыты в песке и золе, содержащих кости доисторических животных и каменные орудия труда . В 1991 году была обнаружена человеческая челюсть и зубы, имеющие анатомическое сходство с человеком прямоходящим , за которыми последовало сенсационное открытие с 1991 по 2005 год. Датированные приблизительно 1,85-1,75 миллионом лет до нашей эры, эти находки сделали Дманиси одним из самых древних мест обитания человека во всей Евразии . В 2007 году археологический памятник гоминидов Дманиси был включён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Грузии .
Исторический памятник Дманиси состоит из двух основных частей, включающих остатки поселения, его укрепления, церкви, кладбища и другие сооружения. Одна часть — собственно город, занимающий площадь в 13 гектаров на мысу у слияния рек Машавера и Пинезаури, а другая — прилегающий к нему пригород, занимающий площадь в 12 гектаров вдоль реки Пинезаури .
Город был защищён базальтовой стеной, образующей большой вал и укреплённой контрфорсами , на востоке и долиной реки Машавера на севере и северо-западе, уходящей там на глубину 90 метров. Южную часть мыса занимала цитадель площадью около 3250 м². Она была расположена внутри городской стены, отделённой от города специальным валом, который имел только одни ворота. В цитадели располагались дворец, баня и другие сооружения. С западной стороны к реке Машавера вёл тайный туннель длиной 200 м, в целом сохранившийся до наших дней .
Дорога с юга вела к городским воротам. Её продолжение и улицы в пределах города имели ширину около 2,5 метров и были вымощены большими каменными плитами и окаймлены низкой каменной стеной. Дома в Дманиси были сложены из неправильных рядов из базальтовых камней, с кирпичными каминами и нишами. Их внутренние стены были оштукатурены, а в зажиточных домах покрыты зелёной керамической плиткой . В разрушенном центре города, чуть ниже цитадели, стоит кафедральный собор Дманисский Сиони , раннесредневековая базилика с трёхъярусным нефом и апсидой , а также богато украшенным притвором , добавленным в начале XIII века. К северу от него находится небольшая однонефная церковь святой Марины, перестроенная в 1702 году, о чём свидетельствует грузинская надпись над её южным порталом. Дальше к северо-востоку находятся развалины двух других небольших церквей, которые содержат камни с армянскими надписями .
Пригород располагался к югу от центра города. В нём находилось обширное кладбище XII—XIV веков, почти такое же большое, как и сам город, состоящее из христианских (грузинских и армянских) и более крупных мусульманских секций. На христианском кладбище сохранились руины небольшой однонефной церкви. Вдоль правого берега Пинезаури находятся развалины трёх бань .
Дманисский памятник служит музеем под открытым небом, управляемым как часть Грузинского национального музея , как Историко-архитектурный музей-заповедник Дманиси. Музей также включает выставочный зал, в котором представлено более 2300 экспонатов . Музей Дманиси работает сезонно: с мая по октябрь . Собор Дманисский Сиони и другие сооружения этого памятника были включены в в 2007 году .