Воронов, Василий Афанасьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Афанасьевич Варганов ( 22 декабря 1890 ( 3 января 1891 ) — 1974 ) — революционер - большевик , участник установления советской власти в Мариуполе в 1917—1918 годах. Позже — советский военнослужащий, комиссар , инженер. Почётный гражданин Козельска .
Родился в деревне Филатовке Костешовской волости Козельского уезда Калужской губернии в семье машиниста паровоза . В 16-летнем возрасте переехал в Мариуполь на учёбу в низшее механико-техническое училище .
С 1910 года работал механиком на заводе «Никополь» . К 1914 году, работая в бронепрокатном цехе, благодаря техническим знаниям, внёс несколько предложений по улучшению производственных процессов и вскоре вошёл в тройку политических лидеров цеха . По собственным заявлениям, в 1914 году организовал на заводе подпольный большевистский комитет и стал его председателем ; по некоторым данным, достоверность которых ставится под сомнение , с того же года был членом РСДРП(б) (по другим данным — с 1917 года ).
Вошёл в число руководителей крупной, продолжавшейся 17-18 дней, забастовки на металлургических заводах «Никополь» и «Русский Провиданс» в мае 1916 года . За организацию забастовки был выслан из города и отправлен в действующую армию. Однако, имея подтверждение заводоуправления о реализации его изобретений, участия в боях он избежал, и, как ряд других участников забастовки (например, Иван Нейбах ), попал в учебную команду 250-го запасного пехотного полка, стоявшего в Коврове . Затем был переведён в маршевую автомобильную роту в Москве, где его и застала Февральская революция . Ознакомившись с «Апрельскими тезисами» Ленина , он стал убеждённым большевиком и в апреле-мае 1917 года вернулся в Мариуполь .
По возвращении в Мариуполь Варганов организовал Комитет пострадавших за забастовку 1916 года и на его базе развернул большевистскую пропаганду. В итоге под руководством Варганова была успешно осуществлена большевизация профсоюза «Металлист», а также привлечены к работе Комитета более трёхсот членов Союза социалистической молодежи, созданного рабочим трубного цеха «Никополя» В. Козловым .
Летом 1917 года при организационной поддержке популярного среди мариупольских рабочих большевика Г. И. Петровского (ранее работавшего на «Русском Провидансе» и избранного депутатом ) и Г. Н. Мельничанского (также металлиста по профессии) был создан Мариупольский комитет РСДРП(б), который и возглавил Варганов. При создании в большевистскую организацию вошли более ста человек, к октябрю же её численность превысила тысячу, и большевики одержали победу на перевыборах в мариупольский Совет рабочих и солдатских депутатов . 12 сентября Варганов был избран председателем исполкома Совета .
Осенью 1917 года Варганов выступал в роли руководителя «Совета десяти», занимавшегося организацией мариупольского отряда Красной гвардии . 30 октября 1917 года, после успеха восстания в Петрограде , мариупольская полиция добровольно сложила оружие, сотрудники телефонной станции, телеграфа не обороняли свои предприятия, здание совета мировых судей также было занято без боя. В итоге на мирном митинге Варганов зачитал первые декреты советской власти, после чего рабочие избрали военно-революционный комитет во главе с и штаб Красной гвардии во главе с самим Варгановым .
По позднейшим рассказам самого Варганова, около 10 ноября 1917 года выехал в Петроград с наказом от рабочих к Ленину , чтобы просить денег для рабочих; при этом доложил Ленину о том, что мирному захвату власти в Мариуполе поспособствовала осуществлённая ещё в 21—24 октября операция по захвату оружия, поступившего в Мариуполь для сторонников Центральной Рады , а затем и пороховых погребов . Однако, по утверждениям мариупольских краеведов, в действительности такой встречи состояться не могло . Известный эпизод с захватом вагона с оружием относится к 22 ноября .
25 ноября ревком Варганова был отстранён от дел прибывшим в Мариуполь представителем центра, известным по архивным документам как Г. Стамбо. Последний выказал недовольство сохранявшимся в городе двоевластием (городская Дума признавала власть Центральной Рады), а 28 ноября именно по его приказу были захвачены пороховые погреба. Вечером 30 декабря большевики атаковали разместившихся в гостинице «Континенталь» прибывших из Киева 200 гайдамаков , представлявших Центральную Раду, и таким образом, как считается, установили советскую власть в городе . Тем не менее, двоевластие фактически сохранялось до оккупации Мариуполя австро-немецкими войсками в 20-х числах апреля 1918 года .
После отбытия упомянутого Стамбо из города властные полномочия снова получил Варганов. По некоторым данным, он считался одновременно председателем Совета рабочих депутатов, председателем горкома РКП(б), председателем ревкома и комиссаром по военным и морским делам города Мариуполя и уезда (по другим источникам, по крайней мере в 1917 году председателем горкома был , а в качестве председателя Совета с января 1918 года упоминается В. Т. Балясов ).
В заседаниях Совета Варганов не принимал участия, а сконцентрировался на командовании штабом Красной гвардии (с середины марта 1918 года — Красной армии ). По позднейшим рассказам Варганова, то ли с момента избрания большевистского Совета, то ли сразу после Октябрьской революции иностранные владельцы заводов вывезли деньги из банка, и в итоге у рабочих три месяца не было денег и продовольствия. Тогда красногвардейцы начали конфискации, в том числе угля и хлеба в порту. Кроме того, по словам Варганова, он организовал раздачу земельных участков, изготовление сельхозинвентаря в обмен на хлеб, потребовал от немецких колонистов в Розовке выплачивать деньги за аренду земли. Наконец, он заявлял, что рабочие заводов взяли под охрану сырьё (хром, никель) и в дальнейшем по указанию Ленина оно было переправлено на Путиловский завод . Однако в воспоминаниях В. А. Антонова-Овсеенко , в подчинении которого находился Варганов, слова последнего о трёхмесячном отсутствии зарплаты у рабочих относятся к весне 1918 года, как и опасения рабочих относительно эвакуации сырья с заводов из-за угрозы австро-венгерской оккупации .
Деятельность Варганова стала предметом открытого конфликта со значительной частью Совета, в том числе и с другими представителями большевиков в нём. Рассказывалось о незаконных обысках, ревизиях и арестах, проводившихся красногвардейцами. Только по настоянию исполкома Совета были освобождены из-под стражи участник революционных событий 1899 года Иван Семилов и ещё 11 человек. Визит красногвардейцев в Сартану окончился дракой с крестьянами, за которую на последних была наложена контрибуция. Комиссар юстиции, большевик П. Киров публично выступил против «комиссародержавия», а комиссар по печати, большевик Г. А. Македон выступил против действий лично Варганова. В конце концов Совет признал недействительными все мандаты на арест, конфискацию и реквизицию, выданные до 1 апреля штабом военного комиссариата, которым руководил Варганов .
Тем временем сам Варганов 28-29 марта по приказу верховного главнокомандующего В. А. Антонова-Овсеенко выдвинулся с отрядом численностью до трёх тысяч человек для борьбы австро-венгерской армией под Екатеринославом . 2 апреля его отряд вступил в бой, но в итоге потерпел тяжкое поражение . Получив ранение (или контузию) в бою на станции Горяиново , Варганов вернулся в Мариуполь , откуда, по воспоминаниям Антонова-Овсеенко, должен был вновь выступить на фронт в распоряжение А. И. Егорова .
Но настроения в городе продолжали меняться. К руководству профсоюзом «Металлист», союзом моряков и союзом железнодорожников пришли меньшевики . 8 апреля вернувшиеся в город с фронтов участники Первой мировой войны , объединившиеся с меньшевиками, большевиками, эсерами и даже сторонниками Центральной Рады, подняли восстание . В здании цирка Яковенко они устроили многотысячный митинг, на котором избрали особую комиссию для прямого вхождения в состав Красной армии, разоружения красногвардейцев Варганова и свержения его «диктатуры». В тот же день вернувшиеся в город красногвардейцы устроили предупредительную стрельбу в воздух из пулемёта. В воспоминаниях А. В. Антонова-Овсеенко стрельба со стороны Варганова объяснялась необходимостью предотвратить захват банка фронтовиками, боявшимися вывоза из Мариуполя присланных из Таганрога денег; в изложении самих восставших это была акция устрашения. В течение 9 апреля стреляли обе стороны; ряд красногвардейцев был арестован. Если верить воспоминаниям А. В. Антонова-Овсеенко , то «несколько» сторонников Варганова, в том числе заведующий продотделом Я. Д. Меламед, были расстреляны. Кроме того, при невыясненных обстоятельствах в гостинице «Континенталь» была застрелена его жена Ольга . Варганов потребовал освобождения пленных под угрозой кровопролития; его красногвардейцы, закрепившиеся со стороны завода, даже обстреляли город из артиллерийского орудия. Но в итоге «восстание фронтовиков» одержало победу .
Остатки красногвардейцев во главе с Варгановым и Вильклишем вечером 10 апреля ушли к Таганрогу . Там Варганов стал заявлять, что власть в Мариуполе захвачена белогвардейцами (так впоследствии были обозначены восставшие и в мемуарах А. В. Антонова-Овсеенко) и гайдамаками . В связи этим в город был направлен бронепоезд № 4 «Свобода или смерть!» А. В. Полупанова и 2-й революционный батальон Южного фронта . В свою очередь, образованный 9 апреля в качестве органа власти Временный исполнительный комитет Мариуполя стал информировать телеграммами советское руководство, в том числе командовавших войсками А. И. Егорова и А. В. Антонова-Овсеенко, о своей лояльности большевикам и необходимости ареста самого Варганова за убийство двух железнодорожных рабочих и похищение четырёх. Кроме того, в Таганрог была направлена целая делегация с участием Македона. В итоге разбирательств выяснилось, что захваченные железнодорожники живы, а самого Варганова решено было арестовать. Прибывшие в Мариуполь войска подписали сразу же с восставшими мирный договор .
Однако ареста в Таганроге Варганов избежал. По собственным воспоминаниям, местные большевики переправили его на металлургический завод, а затем на крейсер, эвакуировавший пассажиров в Ейск .
Варганов вернулся в родную деревню и затем был назначен уездным военкомом. Затем был переведён в Калугу, где, как утверждается, возглавил чрезвычайный штаб по борьбе с контрреволюцией. В конце 1918 года назначен Калужским губернским военкомом .
В апреле 1919 года прибыл в Астрахань в распоряжение С. М. Кирова и назначен комиссаром инспекции пехоты по формированию 11-й армии .
Затем секретным приказом по Каспийско-Кавказскому фронту назначен комиссаром морского десанта, который должен был занять полуостров Мангышлак . По выполнении этой задачи 16 мая 1919 года на Мангышлакском съезде Советов выступил председателем съезда .
C 7 июня по 4 июля 1919 года — военком 7-й кавалерийской дивизии
Известно, что 10 июня 1920 года президиум Донецкого губисполкома рассматривал вопрос о деятельности Варганова и решил, что он «как Губвоенком неудовлетворителен», попросив окружной военкомат заменить его «лучшим кандидатом» .
Занимал должность заместителя особо уполномоченного Совета Труда и Обороны по восстановлению Донбасса .
В 1921 году был исключён из партии «за карьеризм, шкурничество и как примазавшийся к партии ради личных выгод» .
Был одним из организаторов Шатурской электростанции . Вместе с Г. М. Григоряном стал соавтором вышедшего в 1928—1930 годах двухтомника «Приборы для сжигания жидкого топлива» .
Работал инженером на строительстве метрополитена в Москве, Киеве и Ленинграде. Участвовал в разработке землеройных машин и эскалаторов метро .
В 1941 году восстановился в партии .
По состоянию на 1957 год — персональный пенсионер .
31 декабря 1966 года решением исполкома Козельского горсовета Варганову было присвоено звание «Почётный гражданин г. Козельска» . В 1969—1973 годах Варганов вёл изобретательский лекторий со старшеклассниками Подборской средней школы-интерната .
Умер в 1974 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище .
В 1977 году Ташкентский переулок и Сенная улица в Мариуполе были переименованы в улицу Варганова . В 2016 году в рамках декоммунизации её переименовали в Соборную .
На здании бывшего Мариупольского механико-технического училища была установлена мемориальная доска с именем Варганова .