Interested Article - Замедленная киносъёмка

Цветущая герань ; 2 часа сжаты в несколько секунд

Замедленная киносъёмка киносъёмка с частотой , меньшей стандартной частоты съёмки и проекции, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду . При проекции полученного изображения с нормальной частотой движение объектов съёмки на экране выглядит ускоренным .

Покадровая съёмка — разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм киносъёмочного аппарата остановлен, а съёмка осуществляется покадрово с произвольными интервалами между отдельными кадриками . Покадровая съёмка применяется при изготовлении мультипликации и некоторых спецэффектов .

Фазы Луны , зафиксированные при помощи цейтраферной съёмки в течение месяца

Цейтраферная киносъёмка (от нем. Zeitraffer , Zeit — время, raffen — буквально собирать, подбирать, выхватывать; переносно — группировать, уплотнять) — разновидность покадровой замедленной съёмки, когда интервалы между съёмкой кадриков строго равны между собой и задаются автоматически при помощи таймера . Этот интервал может составлять несколько секунд, минут, или часов, обеспечивая многократное ускорение видимого на экране движения . Устройство, отмеряющее этот интервал, и автоматически запускающее механизм киносъёмочного аппарата, называется Цейтрафером .

Термин «цейтраферная киносъёмка» был общепринят в СССР и ряде европейских стран. В настоящее время в России чаще употребляется понятие «Таймлапс» ( англ. Time-lapse photography ), распространённое в США и других англоязычных странах .

Масштаб времени

Количественной мерой ускорения движения на экране, как и при ускоренной киносъёмке , является масштаб времени, то есть отношение скоростей проекции и съёмки . Масштаб времени 2:1 означает ускорение движения вдвое по сравнению с подлинным темпом . Такое ускорение получается при съемке с частотой 12 кадров в секунду, составляющей половину стандартной. Для получения большего масштаба необходима ещё более низкая частота съёмки вплоть до покадровой. С её помощью достижим произвольный масштаб времени, вплоть до десятилетий за одну секунду.

Замедленная киносъёмка применяется в случаях, когда необходимо увеличить скорость движения объектов съёмки на экране, например для создания комического эффекта или стилизации под немое кино . В некоторых случаях при съёмке на киноплёнку пониженная частота использовалась операторами кинохроники для достижения необходимой экспозиции при невысоких освещённости сцены и светочувствительности эмульсии . При неизменном угле раскрытия обтюратора пониженная частота киносъёмки обеспечивает более длинную выдержку , например при частоте 12 кадров в секунду выдержка вдвое больше, чем при стандартной 24. Такой приём допустим в сценах, не содержащих движущихся объектов, или в случаях, когда ускорение не заметно зрителям.

Цейтраферная киносъёмка применяется в науке для исследования медленно протекающих процессов, таких как рост кристаллов , развитие растений и микроорганизмов . Полученные таким способом съёмки могут использоваться в научно-популярном кино и учебных фильмах для наглядной демонстрации рассматриваемых процессов.

История

Покадровая киносъёмка впервые использована в художественном кинематографе в 1897 году Жоржем Мельесом , использовавшим её для трюковых кадров фильма «Площадь оперы» ( фр. Carrefour De L'Opera ). Для съёмки биологических объектов цейтрафер в 1909 году применил Жан Командон при поддержке кинокомпании « Пате » ( фр. Pathé ). В 1910 году самостоятельные опыты начал Перси Смит, а в 1915 — Роман Вишняк . В 1920-х цейтраферная съёмка начала использоваться в так называемых «горных фильмах» Арнольда Франка, самым известным из которых стала «Святая вершина» ( англ. The Holy Mountain ) 1926 года.

В течение многих лет, начиная с 1931 года, американец Ройал Райф исследовал жизнедеятельность клеток с помощью цейтраферной киномикрографии. Однако ни один из исследователей не сделал столько для популяризации покадровой съёмки, сколько удалось Джону Отту. Начав карьеру банкира, он увлёкся цейтраферной киносъёмкой растений, покупая и дорабатывая съёмочное оборудование. Полученные камеры Отт расставлял в большой оранжерее, где непрерывно снимал рост и развитие растений. Проведённая работа увенчалась в конце 1950-х годов отдельной телепередачей в серии «Вы спрашивали». В конце концов, исследователь открыл способ управлять направлением роста выращиваемых культур, варьируя интенсивность полива и цветовую температуру освещения: свет одного спектрального состава вызывал цветение , а другого — плодоношение. Тем же способом оказалось возможным регулировать пол растений .

Используя все эти открытия и рассчитывая интервалы движений, Отт заставлял «танцевать» растения на экране под заранее подобранные музыкальные произведения . Полученные кадры вошли в документальную картину кинокомпании Уолт Дисней Пикчерз «Секреты жизни» ( англ. Secrets of Life ), открыв новые возможности цейтраферной съёмки в кино и на телевидении . В постановочном кинематографе цейтраферная съёмка впервые использована, как основной сюжетный ход в американской картине « Койяанискаци » 1983 года. Этот видовой фильм основан на покадровых съёмках облаков, городского движения и суточных изменений, сделанных кинооператором Роном Фрике . Спустя два года Фрикке поставил собственный фильм « Хронос » в стандарте IMAX . Для покадровой съёмки были заказаны специальные киносъёмочные аппараты этого формата. В 1992 году на экраны вышла картина « Барака » того же автора, снятая в широком формате « Todd AO » преимущественно покадровым способом.

Цейтраферная съёмка используется и в художественном кино. В фильме Питера Гринуэя « Зет и два ноля » два персонажа пытаются заснять покадрово процесс собственного умирания и последующего разложения тел. В российском триллере « Прикосновение » Альберта Мкртчяна снятый покадровой съёмкой цветок выглядит увядающим буквально за несколько секунд от присутствия призрака . Бельгийский режиссёр Жан Дормаль использует покадровую съёмку в картине « Господин Никто », чтобы показать процесс разложения пищи. Видовые покадровые съёмки часто используются в качестве фона для начальных титров , например в телесериале «Карточный домик» .

В российском научно-популярном кинематографе наиболее ярким примером использования цейтраферной съёмки можно назвать работы режиссёра Владимира Кобрина . В его фильмах образность экранного повествования в большинстве случаев основана на изображении, снятом покадрово в сочетании с различными визуальными трюками.

В современных документальных фильмах и телерекламе покадровая съёмка часто используется, как элемент эффектного оформления, ускоренно показывая процесс строительства сооружений, работу городского транспорта, приливные явления и движение небесных светил . Фильмы о путешествиях могут дополняться кадрами, сжато показывающими путь из одного места в другое. Распространение цифровых фотоаппаратов, видеорегистраторов и экшн-камер , сделавших доступным получение подобных сюжетов, привело к появлению целого направления видовых видеофильмов, состоящих из кадров «Таймлапс» и «Гиперлапс» с музыкальным оформлением.

Технология

Замедленная киносъёмка может осуществляться киносъёмочными аппаратами общего назначения, большинство из которых имеет регулировку частоты кадров в пределах до 4—8 кадров в секунду . Большинство современных профессиональных киносъёмочных аппаратов имеют диапазон регулировки частоты киносъёмки до 1—2 кадров в секунду. Для покадровой киносъёмки применяются специальные сменные «покадровые» электроприводы, например «К24м-5» . В аппаратуре с пружинным приводом используется специальный режим механизма, как это сделано в кинокамерах серии « Красногорск ». Покадровая съёмка осуществляется в этих аппаратах отдельным спусковым механизмом при помощи тросика с единственной выдержкой 1/60 секунды. В любительских кинокамерах « Canon » формата «8 Супер» при покадровой съёмке, осуществляемой электроприводом, возможно подключение электронной фотовспышки для освещения объекта съёмки .

Однако, аппаратура общего назначения мало пригодна для покадровой съёмки из-за конструкции механизма и особенно обтюратора . Наилучшие результаты достижимы при использовании специальных киносъёмочных аппаратов для комбинированных съёмок, оснащённых специальным приводом и сдвоенным обтюратором, исключающим засветку киноплёнки при остановленном механизме. Кроме того, для покадровой киносъёмки в этих аппаратах используются сложные многоступенчатые редукторы, дающие возможность отрабатывать выдержку с той же точностью, что и при непрерывном ходе киноплёнки. В отечественном кинематографе наибольшее распространение получили аппараты типа «2КСК», «ПСК», «3КСМ» и другие. Часть из них выпускалась в двух вариантах: для обычной съёмки и для установки на мультстанок в вертикальном положении. Так, аппарат «3КСМ» выпускался также в исполнении для мультстанка и при этом носил маркировку «5КСМ» . При съёмке рисованной мультипликации такой аппарат выполнял функцию репродуцирования рисунков с возможностью мультиэкспозиции . Однако, чаще всего для конкретных исследовательских и прикладных задач аппаратура цейтраферной киносъёмки создаётся по специальному заказу или используются доработанные камеры общего назначения.

Кроме непосредственного снижения частоты киносъёмки эффект ускорения движения достижим в процессе печати фильма пропуском кадриков. При оптической технологии специальным кинокопировальным аппаратом прерывистой печати (например, «23КТС-1») производится выкопировка отдельных кадриков с негатива , снятого с нормальной частотой . Для двукратного ускорения выкопировывается каждый второй кадрик, для трёхкратного — каждый третий и так далее. Пропущенные кадрики в готовом фильме не используются. Полученный таким образом эффект на экране ничем не отличается от достигаемого съёмкой с пониженной частотой. Таким же способом возможно редактирование в цифровом кино: часть промежуточных кадриков пропускается. В видеозаписи ускорение движения возможно только при монтаже готового фильма при помощи студийных видеомагнитофонов с динамическим трекингом , поскольку аналоговые видеокамеры могут вести съёмку с единственной частотой, соответствующей использованному стандарту разложения . Возможность покадровой видеосъёмки или съёмки с пониженной частотой появилась только в цифровых видеокамерах и фотоаппаратах.

При цейтраферной съёмке на натуре используется существующее освещение, и при большом ускорении времени колебания света из-за облачности вызывают на экране заметное мелькание изображения. При аналогичной съёмке в студийных условиях используется калиброванный свет, исключающий мелькание. В некоторых случаях пользуются светом вспышек, дающих стабильную освещённость . В студийных условиях чаще всего, освещение автоматически включается только в момент съёмки цейтрафером . На покадровой съёмке основаны некоторые приёмы комбинированной киносъёмки (например, ротоскопирование ), позволяющие сочетать анимацию с обычным изображением.

«Таймлапс» и «Гиперлапс»

В настоящее время в большинстве случаев для цейтраферной съёмки вместо киносъёмочных аппаратов используется цифровой фотоаппарат . Полученные цифровые фотографии, сделанные через равные интервалы, монтируются в киноролик при помощи компьютера . Такой способ, упоминаемый чаще всего, как англицизм таймлапс (от [таймлэпс]), значительно удобнее съёмки кинокамерой, поскольку фотозатвор обеспечивает более высокую точность и стабильность выдержки, чем обтюратор в покадровом режиме. Цифровая технология обладает большей гибкостью, благодаря возможности дополнительной цифровой обработки отдельных кадров. Бракованные кадры легко удаляются из общей последовательности или редактируются, исключая рывки изображения . Кроме того, съёмка фотоаппаратом позволяет значительно повысить качество изображения за счёт использования автоматического брекетинга и технологии HDRi : вместо одного кадра снимаются сразу три с разной экспозицией . В результате удаётся получить фотографическую широту , недоступную для киноплёнки, компенсируя контраст сцены и суточные перепады освещённости. Полученные цифровые ролики в случае необходимости можно использовать при монтаже обычных кинофильмов по технологии Digital Intermediate с последующим выводом на киноплёнку.

В качестве цейтрафера может быть использован внешний или встроенный интервалометр. Большинство современных цифровых фотоаппаратов поддерживают интервальную съёмку без дополнительных устройств. Цифровые зеркальные фотоаппараты , не обладающие такой функцией без внешнего пульта, позволяют настроить автоматическую интервальную съёмку после установки стороннего приложения «Magic Lantern». При этом, в некоторых моделях, оснащённых функцией Live View , такая съёмка возможна в режиме Silent Shot, без срабатывания штатного затвора . Большинство экшн-камер, таких как « GoPro », включают возможность интервальной съёмки в стандартный пакет функций. Некоторые устройства поддерживают автоматическое создание видео «Таймлапс» в режиме HDR .

Ролики покадровой съёмки с перемещением или панорамированием камеры, а также с изменением фокусного расстояния зум-объектива иногда выделяются в отдельную разновидность «Таймлапс», именуемую «Гиперлапс» (от англ. [гиперлэпс]) . Перемещения осуществляются пошаговым сдвигом камеры, панорамной головки или кольца фокусных расстояний объектива в интервале между съёмкой соседних кадров. Сдвиг должен выполняться с высокой точностью, чтобы предотвратить скачки изображения ( фликер англ. ) на экране. Для этого могут использоваться средства автоматического управления движением камеры , такие как роботизированные тележки и панорамные головки с шаговыми двигателями, иногда изготавливаемые самостоятельно из подходящих серийных устройств . В любительской практике для стабилизации часто пользуются простейшими средствами. Многие видеографы вручную наносят на жидкокристаллический дисплей фотоаппарата метки, обозначающие положение ключевого объекта съёмки . Более точное согласование кадров выполняется их взаимным смещением и обрезкой при последующей склейке видеопоследовательности. Большинство приложений для создания подобного видео (например, Adobe After Effects ) позволяют компенсировать небольшие погрешности перемещения камеры по заданным ключевым точкам объектов съёмки. Панорамирование и масштабирование может быть также сымитировано в процессе создания ролика за счёт обрезки исходных фотографий, изменяющейся по заданному закону. Современные камерафоны приспособлены для любительской съёмки такого типа с рук, благодаря мобильным приложениям, основанным на цифровой стабилизации .

Полученное изображение сочетает ускорение времени с движением камеры относительно объекта съёмки. В некоторых графических редакторах (например, Adobe Lightroom ) предусмотрена возможность создания таймлапс в формате слайд-шоу .

См. также

Источники

  1. , с. 88.
  2. , с. 135.
  3. , с. 416.
  4. Владимир Копылов. . Изображение в числах . iXBT.com (12 июля 2007). Дата обращения: 31 мая 2015. 21 августа 2015 года.
  5. , с. 56.
  6. , с. 244.
  7. , с. 136.
  8. , с. 162.
  9. . Техника съёмки . Истина в кино. Дата обращения: 6 июня 2015. 8 марта 2016 года.
  10. , с. 157.
  11. . ESO Announcement . из оригинала 31 августа 2017 . Дата обращения: 12 декабря 2012 .
  12. , с. 417.
  13. , с. 16.
  14. (англ.) . Sunlightment. Дата обращения: 4 июня 2015. 4 июня 2015 года.
  15. (англ.) . Science of life. Дата обращения: 6 июня 2015. 24 февраля 2015 года.
  16. Михаил Камионский. Сайт, посвящённый Владимиру Кобрину. Дата обращения: 2 июня 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  17. , с. 57.
  18. , с. 68.
  19. , с. 20.
  20. , с. 59.
  21. , с. 162.
  22. , с. 189.
  23. . Nikon (15 января 2014). Дата обращения: 31 мая 2015. (недоступная ссылка)
  24. (англ.) . Overview . «Brinno». Дата обращения: 7 июня 2015. 7 июня 2015 года.
  25. . LiveJournal . Дата обращения: 28 мая 2015. 6 мая 2015 года.
  26. (англ.) . Euromaxx . Lifestyle Europe. Дата обращения: 28 мая 2015. Архивировано из 20 января 2015 года.
  27. Щербаков Сергей. . Изображение в числах . iXBT.com (19 мая 2011). Дата обращения: 6 июня 2015. 4 марта 2016 года.
  28. . «Ростовский драйвер» (11 февраля 2014). Дата обращения: 6 июня 2015. 16 февраля 2015 года.
  29. . Хабрахабр (27 августа 2014). Дата обращения: 28 мая 2015. 28 мая 2015 года.

Литература

  • Е. А. Иофис . Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — 447 с.
  • Е. А. Иофис . Глава VII. Позитивный процесс // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 175—230. — 300 с.
  • Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Саломатин С. А., Артишевская, И. Б., Гребенников О. Ф. 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л. : Машиностроение, 1990. — С. 4—36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4 .
  • Ершов К. Г. / С. М. Проворнов. — Л.,: «Машиностроение», 1988. — 272 с. — ISBN 5-217-00276-0 .
  • Г. Ф. Андерег, Н. Д. Панфилов. / Д. Н. Шемякин. — Л.,: «Лениздат», 1977. — С. —92. — 368 с.
  • Дмитрий Масуренков. // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 6 . — С. 55—57 .
  • Дмитрий Масуренков. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2008. — № 1 . — С. 18—21 . 16 октября 2012 года.
  • Ю. П. Похитонов. Использование покадрового двигателя К24м-5 для цейтраферной киносъёмки // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1975. — № 7 . — С. 68—69 . — ISSN .
  • Mark Canter. (англ.) // « Yoga Journal » : журнал. — 1988. — No. 81 . — P. 16—23 . — ISSN .

Ссылки

  • Логотип YouTube
  • Логотип YouTube
  • Логотип YouTube
  • Ася Дадаян. . Видео . Клуб «Моя Планета» (1 апреля 2014). Дата обращения: 4 июня 2015. 4 марта 2016 года.
Источник —

Same as Замедленная киносъёмка