Прохоров, Владимир Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Осьминин Владимир Владимирович ( 10 октября 1941 — 29 июля 2013 ) — советский, российский кинорежиссёр-документалист. Создатель более 600 документальных и научно-популярных фильмов, ставший классиком ещё при жизни. Внёс большой вклад в развитие кино и телевидения. Общественный деятель, педагог. Выдающийся человек современности .
Отец — Осьминин Владимир Спиридонович (17 апреля 1905 — 11 августа 1985), из рабоче-крестьянской семьи, уроженец села Ананьево (деревня Мансуровщина) Нижегородской губернии.
Мать — Грекова-Осьминина Ирина Михайловна (25 декабря 1908 — 2 октября 1995), из дворянского рода Грековых-Носовых киевских корней, уроженка станицы Ново-Аненская. Когда в 1917 году во время Октябрьского переворота был расстрелян её отец М. А. Греков, Ирину Михайловну спасла няня Валентина Гавриловна Власова, выдав за свою дочь. До конца жизни она жила в семье Осьмининых, помогая воспитывать детей — Владимира и его старшую сестру Светлану. (Осьминина-Давитая Светлана Владимировна (17 апреля 1938 — 9 марта 1986), советская журналистка, работала в газетах «Известия» и «Советская Россия»).
В самом начале Великой Отечественной войны Владимир Спиридонович был назначен на должность редактора в Совинформбюро при СНК СССР. Ирина Михайловна, няня и дочь Светлана — эвакуированы из осаждённой Москвы в Астрахань. 11 октября 1941 года там родился их сын Владимир.
«Родился человек. Родился, чтобы любить и быть любимым. Какая странная у него обязанность! И какое великое предназначение! Сейчас я снимаю фильм о любви. Интересная, всё-таки, штука – документальное кино, останавливающее мгновения!» В.Осьминин.
Когда в августе 1942 года на подступах к Астрахани велись ожесточённые бои и Ирина Михайловна, педагог-методист детского дома, начала спасать сирот дошкольников. Буквально чудом, под артобстрелом, когда одна за другой вспыхивали баржи, удалось посадить детей на пароход, уходящий из Астрахани в Гурьев. Владимир Спиридонович, в ту пору ответственный секретарь Славянского комитета, долго искал семью и обнаружил лишь зимой в Тугулыме. Туда, Через Гурьев и Свердловск Ирина Михайловна вместе с няней Валентиной Гавриловной почти полгода везла 60 детей-сирот и своих — Светлану и Владимира.
В 1943 году семья вернулась в Москву, обосновавшись во 2-м Колобовском переулке. Владимир Спиридонович получил новое назначение — зам. начальника политотдела 39 армии 3-го Белорусского фронта. В боях под Кёнигсбергом был ранен, известие о победе советских войск и окончании войны получил в госпитале. Выздоровление, короткая встреча с семьёй и опять прощание: новый приказ — Дальний Восток, война с Японией.
«Папа для меня – герой, с которого я делал жизнь. Он вспоминал, как трудно шёл эшелон до Монголии. А потом – марш-бросок до Большого Хингана – без дорог, под ветрами и песчаными бурями. 50 километров в сутки проходила пехота, солдаты гибли от тепловых ударов. Папа заплакал, когда сказал, что они дошли до горных хребтов раньше японцев и совершили подвиг. Я всегда мечтал снять фильмы про освобождение Кёнигсберга, про войну с Японией и русскую историю Порт-Артура».
В октябре 1945 года Владимир Спиридонович получил приказ о вывозе семьи из Советского Союза для постоянного проживания в Порт-Артуре. Владимиру исполнилось 4 года, когда Ирина Михайловна с детьми покинула Москву. А в 1947 новый приказ — всем возвращаться, войска Красной армии уже выведены из Китая. В полном составе семья вернулась домой во 2-й Колобовский переулок.
В 1948 году Владимир поступил в общеобразовательную школу № 186.В послевоенные годы в этом уголке Москвы (Самотёчная площадь, Цветной бульвар, сад «Эрмитаж», Колобовские переулки и переулок Большой Каретный, где напротив — была тюрьма, а неподалёку — хулиганские дворы Малюшенки), была особая атмосфера. Если дружили, то — «на всю жизнь», если ссорились, то — «на пять минут», и дрались только по правилу — «лежащего не бьют». Михаил Масенкис, ставший учёным-химиком, Александр Хмелевский — математик, Татьяна Арискина — экономист, — все они с первых лет ученичества «самые верные друзья». В школе Владимир отличником не был и пятёрки предпочитал получать за спорт: увлекался лёгкой атлетикой, а с 8-го класса начал профессионально заниматься боксом.
«Даже спустя 40 лет, встречаясь с одноклассниками у кого-то на квартире, мы прежде ехали на 2-й Колобовский подышать ароматом детства и юности. Волшебный аромат, в нём столько всего! Игры в войну и скребущее по сердцу шарканье костылей инвалидов, чоканье рюмок с тостами «за родину», и их безмолвие – «за павших», взрослые разговоры Светочки с подругами, и вдруг – проснувшееся чувство любви к незнакомке в красном свитере, которую я увидел с нашего балкона».
В 50-е годы Владимир Спиридонович работал директором Центральной студии телевидения на Шаболовке, Ирина Михайловна — литературным сотрудником в журнале «Новый мир», сестра Светлана поступила в Университет, — благополучная, материально обеспеченная семья, но Владимир, проявив упорство в выборе жизненного пути и будущей профессии, ушёл во взрослую жизнь — на производство. Из школы общеобразовательной перешёл учиться в школу рабочей молодежи. Окончил её в 1959 году, работая на ЦСДФ (Центральной студии документальных фильмов) светотехником-осветителем.
В 1960 году Владимир Осьминин подал документы во ВГИК (Всесоюзный институт кинематографии) и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую документального кино Ильи Петровича Копалина. И сразу оказался под огромным влиянием творческой личности мастера. Ведь он когда-то работал под руководством основоположника советского документального кино Дзиги Вертова, создал (совместно с Леонидом Варламовым) легендарный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», получивший премию «Оскар».
«Он учил нас одной обязательной вещи, без которой не существует кино – профессионализму. Многие ВГИКовские мастера постоянно возбуждали у студентов мысль о том, что все мы гении и самобытные художники. А Илья Петрович учил нас ремеслу, как служивых людей. Это несколько мешало полёту фантазии, но зато мы все стали мастерами своего дела, документалистами, умеющими работать в любых условиях». В. Осьминин.
В 1966 году Владимир Осьминин окончил ВГИК. До последних дней жизни он поддерживал творческие и дружеские отношения с однокурсниками, особенно с Михаилом Литвяковым, Владиславом Ефремовым, Ниной Спиглазовой. В том же году из «помощника режиссёра» Владимир был переведён на должность режиссёра.
Работа на ЦСДФ — время профессионального роста. Здесь Владимир Осьминин создал около 50 документальных фильмов (28 — в соавторстве). Значимым для него и сразу замеченным кинокритикой стал фильм «Родник» (он же — дипломная работа), названный по одноимённому стихотворению Владимира Солоухина. Знакомство с известным поэтом и писателем оставило глубокий след в творческой судьбе режиссёра.
«Родник, родина, народ – слова одного корня». С этими словами Владимира Солоухина я прожил всю жизнь. Множество разных фильмов, использованные в них приёмы и метафоры, опыт съёмки и техника монтажа, – по большому счёту всё это было ради того, чтобы сказать главное: мы – народ, который гордится своей Родиной и знает свои истоки».
Уже в эти годы у Владимира Осьминина складывается индивидуальный кинематографический почерк, который позже киноведы назовут «лирическим пафосом». О чём бы он не снимал в этот период: о колхозе «Заря» (док. фильм «На земле Вологодской»), о будущих агрогородах (док. фильм «Крыша над головой»), о создателях МХАТа — Станиславском и Немировиче-Данченко (док. фильм «Московский Художественный Театр»), о месторождении апатитов на Кольском полуострове (док. фильм «Для земли») или о визите Главы дружественного государства (док. фильм «Визит Президента Пакистана в СССР»), — везде он демонстрировал проникновение в эмоциональный мир киноматериала, заставляя зрителя не только видеть и слышать, но сопереживать.
В студию документальных программ Творческого объединения «Экран» Центрального телевидения Владимир Осьминин пришёл уже опытным профессионалом. И проработал там 20 лет в жестком графике командировок — от Архангельска до Владивостока, от Беловежской пущи до Уссурийской тайги, от Рейкьявика до Пекина. Сплавлялся на плотах по рекам, ходил на ледоколе и подлодке, «вставал в ружьё» на пограничной заставе, спускался в угольные забои, поднимался на нефтяные вышки, освещал международные форумы и саммиты — многочисленные киноэкспедиции, разные государства и страны — и фильмы, фильмы, рассказывающие о мире и Родине, её истории и наследии, буднях и надеждах. Постепенно складывалась «своя» киногруппа из числа директоров, сценаристов, кинооператоров, звукорежиссёров, музыкальных редакторов: Владимир Панков, Валерий Тур, Раиса Грек, Павел Томашевич, Дмитрий Серебряков, Владимир Гусев, Вениамин Горяинов, Валентина Изгаршева… Пополнялся список призов и наград отечественных и международных кинофестивалей.
В начале 70-х Владимир Осьминин по заказу вьетнамского правительства снимал в Северном Вьетнаме документальные фильмы «Память об источнике», «Хо Ши Мин. В стране Октября» и другие. Во время боевых действий оказался в эпицентре химической атаки со стороны США , что привело к потере зрения и госпитализации.
«Вместе с кинооператором Ефимом Яковлевым мы приехали в племя «синие зонги». В один из дней он вернулся на базу, а я неожиданно попал под рвущиеся снаряды американских самолётов. Наивный, во все глаза смотрел в небо, откуда сыпалась жёлтая химия. Потерял сознание и ослеп на целую неделю. Спасли французские врачи из католического госпиталя, куда почти сутки меня на носилках несли вьетнамцы…»
Через судьбу режиссёра-кинодокументалиста прошло несколько войн. Чтобы рассказать правду о войне в Афганистане , он вместе с тележурналистом и обозревателем Александром Каверзневым снимал «Афганский дневник». С ним же — о режиме Пол Пота и вооружённой революции в Кампучии (док. фильмы «Весна в Пномпене» и «На перекрёстках Кампучии»).
В 1992 году снимал боевые действия в Северной Осетии (док. фильм «Очаг»). Но главной войной для него стал Чернобыль . Дважды съёмочная группа была командирована в зону ядерной катастрофы. И дважды её возглавлял Владимир Осьминин. Документальный фильм «Предупреждение» прошёл по телеэкранам всего мира. А чуть раньше почти такая же звёздная судьба ожидала документальную трилогию «Малая Земля», снятую по одноимённой книге Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.
«Мне всегда было интересно то, чем я занимался. Да, я режиссёр «Малой Земли», за что меня многие ругали потом. Но я не стыжусь этого фильма, потому что он о великой войне. Когда я увидел бесконечные кладбища солдат, причём, солдат, в основном не русских – армян, грузин, калмыков… Половина из них была репрессирована. Меня это поразило, и я об этом рассказывал».
Через тридцать лет Владимир Осьминин вернётся к брежневской теме и создаст документальный фильм «Золотое перо Генсека», в котором расскажет о настоящих авторах книг «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» — талантливых писателях и журналистах: Аркадий Сахнин, Анатолий Аграновский, Александр Мурзин. Горбачевская перестройка поставила перед режиссёром новые задачи: на селе поднималось фермерство, возникли первые кооперативы, остро встали проблемы экологии. И на эти социально-экономические запросы Владимир Осьминин отвечал языком документального кино, не щадя ни сил, ни здоровья, которое после Чернобыля стремительно ухудшалось. Спасла операция. Но когда он вышел из больницы, Творческое объединение «Экран» уже было ликвидировано. Разлетелись по киноархивам около 300 созданных им документальных и научно-популярных фильмов. Остались две Государственные премии СССР, многочисленные призы международных и отечественных кинофестивалей и 31 благодарность в трудовой книжке. Распад СССР открыл в стране новую историческую эпоху. И новые страницы в творческой биографии режиссёра.
«Руководство «Экрана» было профессиональным и режиссёры, назову лишь некоторых – Лисакович, Зеликин, Беляев, Габрилович – профессионалами. Что можно было бы поставить нам в заслугу? Прежде всего – внимание к человеку, к его внутреннему миру. Личный, я бы сказал неофициальный, разговор со зрителем. Фильмы-портреты, которые сейчас вообще исчезли как жанр. Искренность и серьёзность в подаче политических тем. А наши недостатки? Это своеобразие эпохи, в которой мы жили. Одно скажу – мне было работать радостно, потому что ощущал свою нужность».
В 1991 году , накануне своего пятидесятилетия, Владимир Осьминин перешёл работать в «Союзтелефильм», а затем — в международную радиовещательную компанию « Голос России » — главным режиссёром телеобъединения «Астра-ТВ». Здесь у него словно открылось второе дыхание, начался творческий подъём. Фильмы о Православии, о русских святых, об обретённых святынях и истории Церкви стали первыми в России документальными фильмами-размышлениями, открывшими российскому и зарубежному зрителю страницы истории Православного Отечества. Более 60 фильмов было снято режиссёром на эту тему. О Патриархе Тихоне, преподобномученице княгине Елизавете Федоровне, чудотворных иконах Божией матери — Державная, Иверская, о возрождении монастырей — Саввино-Сторожевском, Волоцком, Галичском. Постепенно режиссёр ощущает необходимость в собственном сценарии и собственном закадровом тексте, а порой, и в собственном репортёрском голосе, — так он приходит к документальному авторскому кино. Одним из первых авторских фильмов стал фильм-память «Роковая тема», когда снова пришлось лететь в воюющий Афганистан, но теперь уже по следам погибшего тележурналиста и друга Александра Каверзнева. Отныне творческим помощником и соавтором режиссёра в литературном деле становится его жена — журналист и поэт Надежда Васильевна Осьминина. А тем временем, в кинематографе — глобальные перемены: киноплёнку заменило видео, производство фильмов перешло на «цифру» и компьютерный монтаж.
«Сейчас с трудом представляю, как мог работать раньше. Всё изменилось. Во-первых, скорость. Раньше был один фильм в месяц, теперь один – в неделю. Во-вторых – монтаж: сразу, экспромтом. Я сторонник чистого монтажа, без «чернового». Это интересней, эмоциональней. Порой, фильм, вылизанный до отвращения – мёртв. Поэтому я стремлюсь передать сиюминутное настроение, возникшее в данный момент, в данном месте и кадре».
Российский фонд Культуры, Независимый экспериментальный центр культуры и информации (НЭЦКИ), Издательский Дом «Савонарола», кинокомпании «Телефильм» и «Киновек», — в этих и других организациях и компаниях режиссёр создавал фильмы самых разных стилей и жанров: документальные циклы По заказу Правительства Москвы — «Почётные граждане…», «Москва Златоглавая» , «На фоне Пушкина», «Пути небесные Ивана Шмелёва», публицистические фильмы о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. и Отечественной войне 1812 года, короткометражные кинопортреты о врачах, певцах, художниках, артистах, музыкантах. Евгений Чазов, Димурий Киртадзе, Игорь Кио, Владимир Маторин, Никас Сафронов, Элеонора Теплухина, архимандрит Феоктист, скульптор Викулов и многие, многие другие замечательные личности стали героями его фильмов. Вот, как оценивал его работу генеральный директор «Телефильма» Юрий Мацюк: «Главным для нас подарком стал режиссёр-документалист Владимир Осьминин. Это был беспроигрышный вариант, безусловная победа. Владимир Владимирович стал для нас неким символом, талисманом. Он снял наши первые фильмы, он получил наши первые призы…» Часто обращались к режиссёру и заказчики имиджевой рекламы: Центризбирком России, топливная компания, ювелирный завод и другие. Более 140 фильмов и рекламных роликов было сделано режиссёром за шесть лет. И не счесть чужих фильмов и роликов, которые он доделывал и переделывал в монтажных студиях Москвы, Майкопа, Владикавказа, Уфы…
Одной из ярких страниц творческой биографии этого времени стала работа вместе с тележурналистом-международником Владимиром Куликовым на Пекинском телевидении, проведение там мастер-классов по режиссуре, создание документальных фильмов «Китай. Таинственная Книга Перемен» и «Уроки долголетия». Павел Томашевич, Исмет Кутуб-Заде, Павел Трубников, Андрей Савин — теле и кинооператоры, с которыми Владимир Осьминин работал в это десятилетие.
В судьбе документального кино новой России был период безвременья, когда фильмы не снимались, о них не писала кинокритика и средства массовой информации. И к режиссёру Осьминину обратились из Госфильмофонда с просьбой рассказать перед камерой о времени, в котором он жил и работал, о коллегах-документалистах, ныне не востребованных современным телевидением, о личных профессиональных и творческих достижениях. «Почему я?» — Спросил он. «Потому что вы уже классик», — был ответ. Эти съёмки проходили в 2002 году. С этого времени Владимир Осьминин начал принимать активное участие в возрождении отечественной кино- и телевизионной документалистики. Продолжая снимать фильмы, помогал организаторам телефестивалей находить талантливых молодых режиссёров из провинции, проводил мастер-классы, содействовал становлению .
«Я отсматривал работы, особенно провинциальные, и сердце моё радовалось. В них я заметил рождение новой волны уважения к человеку, которое заключается в том, что мелкое и низкое перестаёт быть интересным, а взгляд камеры направлен на то, что принято называть человеческим достоинством… Ещё одна радостная тенденция, свойственная конкурсным картинам – это профессионализм, с которым они сделаны. Мастерство возвращается… Молодые научились снимать, и снимать так, чтобы двух кадров было достаточно для рождения образа. Меня как профессионала это очень радует».
Когда на Российском телевидении был открыт проект «Единственный дубль» — показ документальных отечественных и зарубежных фильмов — Владимир Осьминин с головой ушёл в работу: отбирал фильмы, комментировал их, делал жанровые и тематические подборки. И… скучал по командировкам, натурным съёмкам. И вдруг — неожиданное предложение — снять телевизионный художественный фильм. Режиссёр решился на творческий эксперимент, и в результате — на одном из телеканалов Украины вышел в эфир « » . Но вскоре Владимир Осьминин вернулся к своему кинодокументальному ремеслу. В 2007 году по заказу ТВЦентр им были созданы 2-серийные телевизионные фильмы «Нюрнбергский процесс. Вчера и завтра», «Крах операции „Мангуста“», «Сергей Хрущёв. Отвечаю за отца». А чуть позже, по заказу телекомпании «Национальное кино» он начал снимать просветительские документальные фильмы. И вновь череда командировок по России вместе с оператором и другом Андреем Савиным: Нижний Новгород, Петрозаводск, Киров, Белгород, Саранск, Пенза…
«Я – патриот. Люблю свою родину, её природу, её историю, которую изучаю постоянно. Обожаю Москву. Хожу с историческими справочниками по улицам и переулкам. Россия, Родина, Москва, – слова для меня святые».
В январе 2010 года Владимир Осьминин возглавил кафедру режиссуры Останкинского института телевидения и радиовещания. В августе — закончил свой последний документальный фильм «Матрона Московская». А в декабре врачи диагностировали у него рак желудка IV стадии. Операции, курсы химиотерапии — коллеги не догадывались, насколько тяжело он болен. А он продолжал жить, как привык — полнокровно, насыщенно, с запредельными нагрузками. Проводил мастер-классы в Московском государственном университете культуры и искусства, где в течение двух лет возглавлял Государственную аттестационную комиссию по направлению «киноискусство». Много сил отдавал . Обсуждал с заказчиком документальный сериал «Великий шелковый путь». И в рабочую папку под названием «Заявки на производство фильмов» вкладывал новые листки с замыслами и планами. Владимир Владимирович Осьминин ушёл из жизни 29 июля 2013 года. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
«…В документальном кино есть возможность отыграть авторскую запятую. Прочитав слово «Конец» я предлагаю пустить на экран продолжение под названием «Жизнь», чтобы время в кадре не останавливалось…»
«Родник», «На земле Вологодской», «Крыша над головой», «У нас в Подмосковье», «Для земли», «Связной двух революций», «Темпы интеграции», «Визит Президента Пакистана в СССР», «Московский Художественный Театр», «Москва над нами», «Две нации», «На берегах Енисея», «По следам славы», «Я – советский рабочий», «Время великих свершений», «Свобода без маски», «Кавказский заповедник», «Дом добрых услуг», «На Рейне в мае», «Дорога на Кушеяковку», «Граница на замке», «Секретарь Райкома», «Целина», «Хо Ши Мин. Память об источнике», «Товарищ Хо Ши Мин и страна Октября», «Неожиданный Вьетнам», «На перекрёстках Кампучии», «Если хочешь мира», «Несокрушимая и легендарная», «Земляки из Нгетиня», «Во имя человека», «Разрядка — друзья и враги», «Присяга», «Советское телевидение», «Малая земля», «Весна в Париже», «Исповедь кооператора», «Предупреждение», «Земля моя Россия», «Озоновая дыра», «Александр Каверзнев. Роковая тема», «Генерал Де Голль», «Фермер Ёжиков», «Родовой герб», «Отец», «Константин Романов», «Солдатские матери», «Медовый Спас», «Китай — таинственная книга перемен», «Уроки долголетия», «Блаженные изгнанные», «Русский паломник», «Родник», «Егорий Храбрый», «Державная», «Вратарница», «Благослови душе моя Господа», «Заступница Усердная», «Обитель Преподобного Саввы», «Москва. Год 852», «Москва Златоглавая», «Скульптор Викулов», «Очаг», «Сердечных дел мастера», «Жизнь бесконечна», «Амнезия», «Доктор Киртадзе», «Новая реальность», «Между прошлым и будущим». «Старообрядцы», «Поминальная молитва», «Живоносный источник», «Зарайск», «Авраамий Галичский», «Иосиф Волоцкий», «Елизавета Федоровна», «Монологи о налогах», «Сергей Хрущёв. Отвечаю за отца», «Карибский кризис», «Телевидение- профессия и судьба», «Моё духовное завещание» и многие другие.