Алия (термин)
- 1 year ago
- 0
- 0
Созву́чие ( англ. sonority, нем. Klang ) — одновременное (то есть гармоническое ) сочетание любых музыкальных звуков . Понятие созвучия объединяет различные по генезису, интервальному строению, ладовому значению и другим параметрам конструкты звуковысотной вертикали, возникающие в многоголосной музыке.
Аккордом называют одновременное сочетание трёх и более звуков различной высоты , воспринимаемое слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали . Наиболее употребительные разновидности аккордов — трезвучия и септаккорды — составляют основу тональной музыки, то есть их интервальную структуру в большинстве случаев имеют гармонии , являющиеся в функциональном отношении тоникой , субдоминантой и доминантой . Терцовость является лишь частным случаем строения аккордов (подобно тому, как гармоническая тональность является частным случаем ладовой организации ) . Нетерцовые аккордовые комплексы , такие как квартаккорды, приобрели самостоятельное значение в традиционной музыке некоторых культур . В западноевропейскую и русскую классическую музыку такие созвучия начали постепенно проникать со второй половины XIX века . Так, яркий пример квартового аккорда встречается в Первой симфонии А.П. Бородина (1867) . Однако наибольшего развития нетерцовые гармонические средства достигают в творчестве композиторов XX столетия , когда понимание аккорда расширяется («любое созвучие, выполняющее функцию аккорда, есть аккорд» ).
Существуют различные способы типологизации аккордов . Например, в зависимости от множественности или единообразия интервального строения выделяют аккорды полиинтервальные и моноинтервальные (классификация С.М. Слонимского ) . По признаку симметрии , её наличия или отсутствия в расположении образующих аккорд интервалов, выделяют аккорды симметричной и свободной структуры .
Аккорд может быть подвергнут линеарной разработке путём включения неаккордового тона в его состав (например, доминантсептаккорд с секстой вместо квинты – т. н. «шопеновская доминанта») .
Гармоническим единством обладают аккорды, состоящие из трёх, четырёх, пяти, значительно реже ― шести звуков . Созвучия же с бо́льшим количеством тонов слух склонен интерпретировать как полиаккорды , то есть сочетания двух или нескольких аккордовых структур .
Созвучия могут быть полифоническими (в музыке полифонического склада ) и гармоническими (в музыке гармонического склада ) . Конкордом (термин Ю.Н. Холопова ) называется полифоническое созвучие, состоящее более чем из двух звуков и воспринимающееся как сумма интервалов . Примерами конкордов являются созвучия, обнаруживающиеся в музыке европейского Средневековья . Структурно они могут быть идентичны аккордам, но в функциональном отношении ими не являются (отсутствует целостность ): многоголосная ткань в средневековой полифонии сугубо линеарна , а звуковысотная вертикаль носит результирующий характер .
Бо́льшее или меньшее слияние или неслияние в восприятии созвучия определяет его как консонанс (от лат. consono ― согласно звучу) или диссонанс (от лат. dissono ― нестройно звучу) . Несмотря на то, что для объяснения консонирования и диссонирования зачастую привлекаются математико-акустические аргументы, ни консонанс, ни диссонанс не являются абсолютными, «физическими» данностями. Понимание диссонанса разнится в зависимости от музыкальной традиции, стиля и культурно-исторического контекста эпохи .
В элементарной теории музыки , ориентированной на классико-романтическую тональность , и курсе классической гармонии термином «аккорд» обозначаются, прежде всего, строго терцовые комплексы . Термин же «созвучие» употребляется для описания неаккордовых сочетаний (созвучий- задержаний , проходящих и вспомогательных созвучий и т. д.) .