Украинское Полесье
- 1 year ago
- 0
- 0
Украинское национальное возрождение — социальное и политическое движение на территории Российской и Австро-Венгерской империй , выступавшее за национально-культурное возрождение и становление украинской нации. Существует множество различных теорий и оценок сущности украинского национального возрождения, как политического, социального, национально-освободительного движения. Украинское национальное движение зародилось на территории Российской империи в кругах казацкой старшины , под влиянием исторических процессов в Европе конца XVIII века. Великодержавная политика царского самодержавия привела к подъёму украинского национального движения в России в середине XIX века. В начале XX века оно окончательно перешло в свою политическую стадию и характеризовалось активной борьбой украинцев за свои как культурные, так и политические права. С возникновением украинских партий, решение национального вопроса в России связывается с решением политических проблем: ликвидация самодержавия, установление парламентаризма , предоставление демократических свобод .
Среди исследователей нет единого взгляда о времени и месте выделения из украинофильства как феномена политического украинского движения. Также дискуссионным является вопрос об основных движущих силах его формирования.
Подробнее: Новгород-Северский патриотический кружок и Малороссийское тайное общество
В своем исследовании "Украинство в России: НОВЕЙШИЕ времена. " Владимир Дорошенко разделяет развитие украинского движения в России в три этапа. Первый Полтавско-Харьковский, длился с конца XVIII ст. до 40-х годов XIX ст. Именно тогда, в 1791, казацкая старшина направила Василия Капниста в Германию искать помощи против «русской тирании», которая грубой рукой отменила украинские вольности. Второй, Петербургско-Киевский, продолжался в 40-х годах. В 70-х годах движение переносится в Киев. С тех пор, по его мнению, Киев становится столицей нового украинского движения. Подобные стадии выделял и М. С. Грушевский .
Отделение Украинской из христианского общественности Речи Посполитой происходило на почве украинской этнической идентичности в ходе: повышение роли городов как интеллектуальных центров; поисков религиозного понимания между православными и католическими конфессиями; распространение протестантского движения и реформационного свободомыслия в условиях притеснений как на Западе, так и на Востоке Европы; развития православных церковных братств и соответствующей школьного образования; обострение борьбы православной церкви с католической; борьбы казачества за свою самоутверждения и возникновения союза казачества с православной церковью. Мощный толчок процессам самоидентификации украинских высших слоев общества с украинским населением, с украинской территории и с украинскими религиозными ценностями был дан Однако, после принятия Гетманщиной протекции московского царя эти процессы постепенно начали угасать. Казацкая элита отдавала предпочтение не столько политической или этнорелигиозной идентичности, сколько становой, добиваясь уравнение себя в правах с российским дворянством .
После революции и Гражданской войны , образования УССР и установление советской власти на большей территории Украины, а также пребыванием Западной Украины в состав Польши , Чехословакии и Румынии , научное изучение феномена украинского национального движения в СССР и странах Восточной Европы практически не осуществлялось.
Толчком к возрождению украинской национальной идентичности стали общеевропейские исторические изменения 18-го века. Они возбудили в украинской элиты потребность найти свою «Украинскую правду». И хотя этот поиск сначала подчинялся прежде всего сословным интересам украинской казацкой старшины, однако создание украинской элитой собственного исторического мифа (отчетливо представленного в анонимной « Истории Русов ») и консолидация вокруг идей республиканизма дали ей возможность выйти за пределы корпоративных интересов и заложить краеугольные камни в процесс формирования современной украинской нации .
В апреле 1791 года Василий Капнист вместе со своим братом Петром по поручению украинских патриотических кругов (Новгород-Северского патриотического кружка) находился в Берлине. Он вел переговоры с представителями прусских правительственных кругов, о возможности оказания помощи украинскому национально-освободительному движению в случае открытого вооруженного выступления против русского самодержавия.
1821 года Василий Лукашевич основал Малороссийское тайное общество , ставившее своей целью создание украинского самостоятельного государства. Ячейки общества существовали в Киеве , Полтаве , Чернигове и других городах. Малороссийское тайное общество имело тесные связи с Обществом Объединённых Славян и польскими патриотическими организациями, в частности обществом Темпляры. В 1826 членов Малороссийского общества арестованы.
В января 1846 г. года в Киеве создано тайную политическую организацию — Кирилло-Мефодиевского братства . Инициаторами выступили: Василий Белозерский , Николай Гулак , Николай Костомаров , Пантелеймон Кулиш , Афанасий Маркевич , с апреля 1846 до общества вступил Тарас Шевченко .
Программные положения братства были изложены в «Книге бытия украинского народа» и "Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия «, основным автором которых был Николай Костомаров, и в» Записке ", написанной Василием Билозерским. В основу документов легли идеи украинского национального возрождения и панславизма. Кирилло-Мефодиевского общества было одним из проявлений подъёма национального движения на украинских землях и активизации общеславянского движения под влиянием освободительных идей периода назревания общеевропейской революционного кризиса — « Весны народов ».
Кирилло-Мефодиевского братства ставило своей главной задачей построение будущего общества на принципах христианской морали, уравнивание в правах всех славянских народов по их национального языка, культуры и образования; создание демократической федерации славянских народов, уничтожение царизма и отмены крепостного права и состояний; установление демократических прав и свобод для граждан.
После поражения в Крымской войне царское правительство смягчило внутреннюю политику, провозглашено амнистию и членам Кирилло-Мефодиевского братства. Центром украинской жизни стал Петербург, где собралось много членов братства. В 1859 году в Петербурге создана первая украинское общество — культурно-образовательную организацию, которая ставила своей целью распространение национальной идеи путем просветительской деятельности. Через два года аналогичная община возникла в Киеве.
В начале 70-х годов, под влиянием растущих революционных настроений в России и осознание невозможности преодоления украинского движения за его поддержку в Австрии, царский давление начало ослабевать. Украинское движение снова восстанавливается и на лбу становится киевская община, в состав которой входили Владимир Антонович , Павел Житецкий , Николай Лысенко , Михаил Старицкий , Павел Чубинский , Владимир Страшкевич , Александр Русов и другие. Особого влияния получили идеи Михаила Драгоманова , который проповедовал социализм и утверждал, что украинская нация должна вернуться «в семью культурных европейских народов, в которую она входила до конца XVII века ».
Однако бурное развитие украинской жизни привел к новым обвинениям украинский в сепаратизме. Российскими властями украинство в этот период рассматривался как течение «безосновательная, искусственная, предательская». Его опасность заключалась в его нацеленности «на разрушение единства российской нации и государства, на то, чтобы» отобрать «тем самым часть национальной территории вместе с Киевом -» матерью городов русских "" . Следствием стало подписание в 1876 году печально Эмсского указа — распоряжение российского императора Александра II , направленное на вытеснение украинского языка из культурной сферы и ограничения её бытовым потреблением.
В начале 80-х годов в Петербурге студенты-украинцы создали группу «украинских социалистов-федералистов» (1883—1888 гг.). В своей политической программе они выступали против русификации Украины и за полную национальную автономию Украины.
В конце 80-х годов украинское движение получило новую поддержку в виде молодых публицистов Трофима Зеньковского и Бориса Гринченко . Они категорически выступили против формального украинофильства, требуя от украинской интеллигенции решительных и последовательных действий. В 1893 году они опубликовали программу деятельности «сознательных украинский», где высказались за единство украинской нации, развитие украинского языка и необходимость защищать права украинской нации.
Первой украинской политической организацией, стояла на принципах независимости Украины, было « Братство тарасовцев » (1891—1898) — тайная организация, образованная в Полтаве. Его основал небольшая группа украинских студентов — Виталий Боровик , Борис Гринченко , Иван Липа , Николай Михновский , Владимир Шемет . Свои взгляды тарасовцы выложили в политической декларации «Верую молодых украинский». Кроме культурной деятельности (распространение украинского языка в семье, учреждениях, школах, обучение детей украинской грамоты, докладов, культивирование идей Шевченко), тарасовцы выдвинули такие политические постулаты: освобождение украинской нации из-под российской оккупации, требование полной государственно-политической независимости Украины, убеждения, что справедливое решение социального вопроса возможно только при условии достижения государственной суверенности.
В 1900 году в Харькове возникла первая в Приднепровье политическая партия — Революционная украинская партия (РУП). Возникновение РУП было завершением предыдущих попыток создания политических организаций, таких как « Братство тарасовцев », социал-демократическое кружок И. Стешенко и Леси Украинки , которые порывали с тогдашним украинским аполитичным культурничеством и украинофильством и начинали политическую деятельность.
В 1902 году образуется Украинская народная партия во главе с Николаем Михновским , а в 1905 году — Украинская социал-демократический союз во главе с Меленевский. В 1905 году основная часть РУП во главе с М. Поршем, В. Винниченко, С. Петлюрой образовали Украинскую социал-демократическую рабочую партию . В 1904 году образуется Украинская демократическая партия — партия демократически либерального толка во главе с Е. Чикаленко . Осенью 1904 года некоторые члены УДП положили начало Украинской радикальной партии (СРП), во главе с Б. Гринченко и С. Ефремовым . Осенью 1905 обе партии объединились в Украинскую радикально-демократическую партию (УРДП). .
Во время революции 1905 года Украинское национальное движение ещё не имел достаточного влияния, чтобы самостоятельно идти на выборы. Однако лидеры украинских партий вошли в избирательные списки крупнейших российских оппозиционных партий. Таким образом в первой Государственной думе была создана Украинская Парламентская Общество , состоявшая из 45 послов из всех 102 избранных от Украины. Её председателем был избран адвокат и общественный деятель из Чернигова Илья Шраг . Политической платформой этой парламентской группы была борьба за автономию Украины.
В течение первой половины XIX в. на западноукраинских землях развивалось украинское национальное движение. Условия, в которых происходило Украинская нации на западноукраинских землях, были гораздо сложнее, чем на Приднепровье, где росту национального сознания способствовала память о Гетманскую государство .
Революция 1848 года дала представителям образованного западно общества, толчок и возможность к формальному самоопределение своей нации как отдельного и до основания национальных учреждений. 19 апреля 1848 группа представителей греко-католического духовенства от имени всех Украинской Галичины обратилась к императору с петицией, в которой, в частности, отмечалось, что украинцы-автохтоны в Галичине имели когда-то государственную самостоятельность, они ценят свою нацию и хотят её сохранить .
2 мая 1848 во Львове основано Главную Русскую Раду — первую украинскую политическую организацию, которая выступала в качестве представителя интересов украинской Галичины. 15 мая 1848 году тиражом в 4000 экземпляров вышел первый номер газеты « Зоря Галицкая » — первого национального журнала украинском народном языке в Украине. В первом номере газеты напечатано воззвание к украинскому народу, в которой провозглашено единство со всем украинским народом , а также выражено требование по развитию украинского языка .
В 90-х годах XIX в. национальное движение на западноукраинских землях вступил в политическую стадию развития. Российский историк Олег Неменский называет 25 ноября 1890 года датой его «первой публичной презентации». В этот день в Галицком сейме депутаты Юлиан Романчук (представитель «Русского клуба», в который входило 16 депутатов сейма) и Анатоль Вахнянин заявили с трибуны сейма, что "православно-униатский населения Галицкой Руси, которое называет себя русинами, на самом деле не имеет ничего общего с русским народом ", а есть украинский. Неменский называет это событие началом «новой эры» в политической жизни Галичины. В 1895 году в сейме уже была представлена не русинский делегация, а украинский .
В это время национальная идея выходит за пределы интеллигентской среды и проникает в широкие массы, создает условия для формирования политического движения с национальной окраской. Первой такой партией была основана 1890 Русско-украинская радикальная партия (РУРП) во главе с Иваном Франко и М. Павликом . В своей деятельности они стремились совместить социализм с защитой национальных интересов украинской Галичины, при этом выдвигая постулат политической самостоятельности Украины. Позже были образованы и другие партии: Украинская национально-демократическая партия — УНДП (1899 p.), Ставшей влиятельная среди украинских партий, Украинская социал-демократическая партия — УСДП (1899 р.) И Католический русско-народный союз (1896 г.), преобразованный в 1911 на Христианско-общественную партию .
Первые попытки анализа украинского национального движения как социально-политического феномена в научной среде известны с начала XX века .
В 1906 году историк Михаил Грушевский в Санкт-Петербурге опубликовал отдельным изданием работу «украинства въ Россш, его запросы и нужды» , которая была одним из разделов его труда «Очерк истории украинского народа», в которой украинство характеризовалось как историческая необходимость уравнивания в правах украинского народа с русским . В 1912 году Грушевский опубликовал в московском литературном журнале, который только что открылся, «Украинская жизнь» статью под названием «Украина и украинства», в которой выступил с жесткой критикой представителей «украинства», которые признают неспособность «Украинская племени» к государственной жизни.
В 1917 году библиограф и общественный деятель Владимир Дорошенко в Вене издал работу "Украинство в России. НОВЕЙШИЕ времена " , в которой изложил свой взгляд на предысторию формирования украинства и сделал вывод, что сознательное украинство сформировалось в России в конце 1890-х годов.
В среде эмиграции происходила некоторая научная дискуссия между представителями украинского и русского политической эмиграции, которая в основном по критике украинского движения общероссийским эмигрантскими историками . Однако масштабы научной дискуссии и изучения феномена украинства в этот период в целом были небольшие, и в дальнейшем переместились преимущественно в публицистическое среду.
В 1996 году украинский историк Ярослав Грицак опубликовал труд «Очерк истории Украины. Формирование современной украинской нации XIX—XX ст..», посвященный процессу образования украинской нации и обстоятельствам, в которых это происходило.
Тему исследует Надтока Александр Михайлович в кандидатской диссертации "Вклад русской демократической интеллигенции в украинском национальном возрождении (кон. XVIII — нач. XX в.) "( 2001 ) и трудах
В 1904 году галицкий москвофил Осип Мончаловський в работе «Главные основы русской народности» одним из первых высказал свой взгляд на явление украинства, согласно которому: «украинствуваты значит: отказываться от своего прошлого, стыдиться принадлежности к русскому народу» .
В 1912 году российский чиновник Сергей Щеголев в Киеве выдал объемную работу «Украинское движение как современный этап южноруського сепаратизма» , а в 1914 году работу "Современное украинство. Его происхождение, рост и задачи " , где украинское национальное движение рассмотрено как сепаратистское политическое движение.
Российский националист и богослов Дмитрий Скринченко в 1916 году называл украинство «регрессивным движением» , а русский религиозный философ Николай Лосский называл украинский движение — провинциализмом .
Доктор политических наук Сергей Малахов характеризует украинство на всех этапах его развития как сецесийнисть — идеологию этнически мотивированного сепаратизма .
Российский националист и украинофоб Василий Шульгин в брошюре «Украинствующие и мы», изданной в 1939 году в Белграде , выступил с резкой критикой украинства, которое назвал «сектантством» и политической ошибкой.