Interested Article - Роттек, Карл фон
- 2020-04-14
- 1
Карл фон Роттек ( нем. Karl von Rotteck , 18 июля 1775 , Фрайбург — 26 ноября 1840 , Фрайбург ) — баденский политик, историк, правовед либеральных взглядов .
Биография
Мать Карла, Шарлотта д’Ожерон, француженка старинного лотарингского рода, происходила из семьи адвоката, обладала многочисленными талантами и была хорошо образована. В духовном развитии сына мать принимала живое участие. Она дала ему начальное образование: Карл хорошо знал французский язык и литературу. Роттек признавался, что многим обязан матери.
Отец Карла был профессором медицины и директором медицинского факультета Фрайбургского университета , а дядя основал во Фрайбурге анатомический факультет. Семья не принадлежала к дворянскому сословию. Юноше было 16 лет, когда отца не стало, и сын не продолжил его дела.
Индивидуально-психологические особенности Карла фон Роттека в значительной мере повлияли на его деятельность и теоретические знания: французское происхождение и интерес к французской культуре отчасти сказались на ориентации либерализма Роттека на французскую модель; развитое теоретическое мышление — на преимущественно идеологическом характере его деятельность.
Университетская деятельность
В 1790 Роттек поступил во Фрайбургский университет , где изучал сначала философские и филологические, а с 1792 — юридические науки. У Карла было твёрдое намерение продолжить традицию семьи по линии матери — стать адвокатом. На пути профессионального становления Карлу пришлось преодолеть немало трудностей: он не обладал крепким здоровьем, был хрупкого телосложения, обладал холерическим темпераментом, нередко бывал вспыльчив. Из-за постоянных проблем со здоровьем он нашёл спасение в занятиях сельским хозяйством.
В 1798 Роттек стал профессором кафедры всеобщей истории и был признан как мастер яркого и образного исторического рассказа, сумев побудить свой недуг (заикание). Преподавание поглощало его целиком, с беспрерывным усердием занимался он историческим и философским самообразованием: читал труды Фукидида , Плутарха , Геродота , Ливия , Локка , Смита , Филдинга, Монтескьё , Вольтера , Руссо , Макиавелли , Лессинга, Гердера .
С 1812 по 1829 публикуются все тома первого издания его «Всеобщей истории». Сочинение Роттека было очень популярно в Германии. Несмотря на то, что Роттек читал блестящие образные лекции по всеобщей истории, его мышлению был присущ теоретический характер.
В 1818 он оставил должность профессора истории и занял кафедру права. В юриспруденции Роттека интересовали не столько реальные правовые отношения, сколько идеальная естественно-правовая концепция. В 1819 опубликовано его сочинение «Идеи о государственных чинах», в котором он создал идеальную картину народного представительства.
В 1829—1836 Роттек издал 4-томный учебник по теории государства и права; это произведение выдержано в традициях рационализма XVIII века и изобилует абстракциями.
Политическая деятельность
Роттек является известным политическим деятелем германского либерального движения периода Реставрации. Спустя год после утверждения великим герцогом Карлом конституции Бадена (28 августа 1818) Роттек был избран своими университетскими коллегами в верхнюю палату баденского ландтага , с 1831 и до самой смерти был членом нижней палаты. Роттек считал себя народным представителем и примыкал к оппозиции, вскоре стал лидером парламентских либералов. Боролся за отмену десятины , за свободу печати , стремление устранить последние остатки абсолютизма и воплотить в жизнь идеи конституционализма .
В начале 1833 г. Роттек был избран мэром Фрайбурга, однако правительство Бадена отказалось утвердить его кандидатуру. Не желая усугублять конфликт между родным городом и правительством страны, Роттек отказался баллотироваться вновь.
С лета 1832 г. Роттек вновь занялся серьёзно литературным трудом. Известный экономист Фридрих Лист предложил Роттеку вместе с Велькером стать редактором «Государственного лексикона» — своеобразного политического словаря, призванного популяризировать либеральные взгляды. При работе над «Лексиконом» в полной мере проявились широта кругозора и запас знаний Роттека, культура исследователя. В этом труде Роттеку принадлежат статьи по праву, истории, экономике, вопросам религии и церкви (всего более 90 статей).
Напряжённая работа пошатнула здоровье учёного. Умирал Роттек тяжело, так как болезнь сопровождалась сильными болями, отсутствием аппетита. Последняя его фраза: «Я умираю умиротворённым!». Современники отмечали, что его смерть — трагедия не только для Бадена, но и для всей Германии: либеральное движение Германии потеряло лидера первого поколения либералов.
Естественно-правовая концепция Роттека
Теоретической основой обширного наследия Карла фон Роттека была естественно-правовая доктрина. Исходным моментом рационалистических рассуждений Роттека о праве было естественное состояние человека. Роттек полагал, что не знающие границ жадность и себялюбие людей способны создавать ситуации, когда каждый становится врагом другого. Возникновение такой ситуации, по мнению Роттека, — одна из причин образования государства. Учёный определял собственность как фактическую связь вещи с определённой личностью, выделяя в ней три ступени: простое держание, владение и собственность.
В теории естественного права Роттек выделял два важнейших принципа: свободу и равенство. Под свободой он понимал возможность неограниченного выражения воли человека: с одной стороны, желать что-либо независимо от чужой воли, с другой — усмирять собственные желания, если они противоречат желаниям других. В первом случае — проявление внутренней свободы, а во втором — внешней. Причём сам Роттек понимал размытость этих понятий. Равенство, по мнению Роттека, это равная свобода, равные права. Естественное право в учении Роттека — это разумный идеал.
Политическая теория мыслителя
Для германских либералов центральным был вопрос о происхождении общества и государства. Из его решения они делали вывод о легитимности этих институтов. В «Лексиконе» Роттек определял государство как наиважнейшее из всех обществ, общество и государство появляются одновременно. Функция государства — охрана граждан. Общество учёный определял как основанное на праве объединение разумных личностей для реализации общей цели. Следовательно, государство есть объединение некоторого числа людей в целях соблюдения законов. Цель государства — гарантировать унаследованные и естественные права человека и максимальную свободу граждан. Важно отметить, что государство должно являться гарантом собственности, и любое причинение вреда имуществу должно строго караться, так как собственность — это переплетение гражданских и естественных начал. Никакие права и обязанности вне договора немыслимы. Вводит понятие «общая воля» — своеобразное объединяющее начало. Главная цель общей воли — общее благо. Идеальная общая воля — это высшая государственная власть, высший принцип, который помогает принять решение при возникновении каких-либо противоречий. Роттековская концепция избирательного права чисто либеральная, она отрицает сословный принцип формирования правительства, однако демократизация избирательного права представлялась ему довольно опасной. В его системе избирательным правом не обладали женщины, люди с запятнанной репутацией, слуги, служащие, связанные особыми обязательствами с правительством и др.
Роттек выступал против двухпалатной системы представительства, так как она нарушает гражданское и политическое неравенство.
Роттек обосновывал принцип разделения властей, однако он отрицал самостоятельность судебной власти. По его мнению, суды должны функционировать независимо как от законодательной, так и от административной власти, но эта независимость достигалась через лишение судебных органов государственного статуса.
Конституция, по мнению Роттека, это согласие князя принять конституционные ограничения своей власти, она должна регулировать отношения между правительством и народом. Идеальная форма государственной власти — республика, под которой он понимал такое государство, где через систему разделения властей обеспечивается господство общей воли. Таким образом, для мыслителя важна не форма правления, а республиканский дух.
К середине 30-х годов XIX века, не отказываясь от основ своего учения о государстве в принципе, Роттек главное внимание уделял конституционной монархии. Это позволяет говорить об эволюции его взглядов в направлении от рационализма к историзму. Таким образом, наилучшей формой правления для Германии была, по его мнению, конституционная монархия.
Семья
В 1804 г. 29-летний Карл женился на 15-летней Катарине Морс (1785—1872), брак был на редкость удачным. У них было 9 детей, среди которых:
- Карл (1806—1898), адвокат; после участия в восстании в Бадене 1848/49 эмигрировал в США;
- Юлиус (1812—1891), профессор медицины во Фрайбурге, женат на Бабетте Фрайин фон Хюгель (1815—1869);
- Герман (1816—1845), историк;
- Фанни (род. 1819), замужем за Карлом Пфайфером (ум. 1869), директором банка в Штутгарте ;
- Густав (1822—1893), доктор права, президент земельного суда во Фрайбурге.
Внучки:
- Лина (род. 1841), замужем за Юлиусом Баумгертнером (1837—1913), директором санатория в Баден-Бадене;
- Юлия (1869/71—1935), замужем за Карлом Эльбсом (1858—1933), профессором химии в Гисене.
Правнуки:
- Теодор Герцог (1880—1961), профессор ботаники в Йене.
Литература
- Ростиславлева Н. В. Зарождение либерализма в Германии: Карл фон Роттек. — М. : Изд. центр РГГУ, 1999. — 142 с. — ISBN 5-7281-0154-2 ..
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Кравченко Т.М. ] // Новый исторический вестник. — 2001. — № 2(4) .
- Friedrich M. // Neue Deutsche Biographie. — 2005. — Т. 22 . — С. 138–140 .
- 2020-04-14
- 1