Скоропись, Владимир Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Казацкая скоропись — кириллический шрифт, получивший широкое распространение в документах военных канцелярий Войска Запорожского в конце XVI — начале XVIII веков.
Вот как характеризует казацкую скоропись Виталий Митченко в труде «Искусство скорописи в пространстве украинского барокко»:
Возьмем любой универсал какой-то из украинских канцелярий и посмотрим, как писарь распоряжается «пространственным слоем листа». Композиционно и пространственно этот лист можно сравнить с фасадом барочной гробницы, нужно читать его сверху вниз. Сначала идут темпераментные закруты и росчерки, что даёт зрительный акцент начала надписи и вертикальную связь первым строкам. Они образуют сходство барочного картуша с характерной для украинской архитектуры этого периода динамикой и асимметрии в деталях. Далее начинается усиленная, изысканно-виртуозная и выверенная работа: написание слов и составление горизонталей строк в массиве надписи, где функцию вяжущего вещества выполняют вертикальные связи лигатур. И в конце надписи — росчерк, который является средством психологической разрядки после напряженного труда. Такая сложная пространственно-линейная ритмика присуща именно украинской скорописи. Европейская каллиграфия этого времени ритмичная, более размеренная. Пространственный слой листа, в котором находится массив надписи, неглубокий. Росчерк рациональный и упругий, словно сжатая пружина. В российской скорописи этого периода роль психологических розрядок, рядом с росчерками, выполняли выносные элементы букв, из-за чего надпись выходила более неровной, пульсирующий. |
При скорописном письме в каллиграфических листах часто писали компактные слова: слова-образы, слова- идеограммы , которые читатель воспринимал целиком, не разбивая на отдельные буквы. Основными причинами этого являются такие скорописные приёмы: