Interested Article - Атна (народ)

Атна ( атсна; атнахтане, медновские/медновцы ) — коренные жители Аляски бассейна реки Коппер ( англ. Copper River — Медная река) из атабаскской этнолингвистической группы. Число представителей народа — ок. 500 человек, из которых 80 знают родной язык .

На западе атна граничили с танаина , на востоке и севере — с атапасками набесна (верховыми танана ), на юге — индейцами эяки , на юго-западе по берегам и островам пролива Принца Вильгельма жили эскимосы чугачи . Существуют свидетельства дружественных отношений атна с двумя группами чугачей — тхалхинскими и татитлянскими, то есть с трхатлармиутами и татитлармиутами по классификации К. Биркет-Смита . Временами атна контактировали с тлинкитами , а также с атапасками тутчен, хан , танаина .

Две девочки из народа атна с традиционной системой поклажи

Этнонимы

«А тна » переводится как « люди льда »; название реки Коппер — « Атна туу » (туу — вода), то есть «река народа атна». Народ атна также иногда называли « Жёлтый нож » ( англ. Yellowknive ) из-за использовавшихся ими медных ножей. Известно также другое одноимённое племя Йеллоунайф , которое не относилось к атна .

Русские поселенцы по отношению к низовым атна использовали этноним « медновцы » из-за богатых месторождений меди по берегам реки и её притоков; верховые атна, отличавшиеся особым диалектом, обозначались « колчане » (то есть гости), « медновские колчане » (то есть чужие люди) или « ближние колчане » . Колчанами (гольцанами) русские называли и других атапасков (прежде всего танаина ), иногда уточняя, что это «вторые» или «дальние колчане».

В свою очередь атна называли русских « кетчетняи », от « кетчи » — «железо», металла, с которым атна познакомились с приходом русских .

Язык

В зависимости от места жительства вдоль реки Коппер различаются диалекты языка атна :

  • Низовой атна (Ahtna’ht’aene) в устье реки у залива Аляска .
  • Средний атна (Dan’ehwt’aene) в середине течения реки;
  • Верховой атна (Tate’ahwt’aene) вверх по реке.
  • Западный атна (Tsaay Hwt’aene) вымер .

Год делили на 15 месяцев (10 — зимних и осенних, 5 — весенних и летних) и называли по-порядку: первый, второй и так далее .

С граничащим на западе народом танаина ( рус. кенайцы ) атна были близки по языку и поддерживали наиболее тесные связи . 80 представителей народа атна говорят на родном языке В целях сохранения языка в 1990 году Джеймс Кари выпустил словарь языка атна . Несколько лет спустя народ атна самостоятельно выпустил словарь существительных своего языка (The Ahtna Noun Dictionary of Pronunciation Guide: Ahtna Heritage Foundation/Ahtna, Inc., 1998, переизд. 2011).

Американский лингвист Майкл Краусс отмечает, что в языке современных атна около 50 слов русского происхождения .

История

Распространение атна к приходу европейцев.

Около 2 тысяч лет назад атна пришли в предгорье гор Врангеля и Читинскую долину ( англ. Chitina Valley ).

В 1781 году русские исследователи достигли устья реки Коппер . Первое упоминание индейцев атна в русских источниках появилось в 1783 году в «Журнале» штурмана Потапа Кузьмича Зайкова , побывавшего с тремя судами в районе пролива Принца Вильгельма . Эти сведения Зайков получил от эскимосов чугачей , которые называли их иулитами . Стремясь освоить новые промысловые угодья, русские продвигались дальше на восток. В 1784 году на Кадьяке основал поселение Григорий Иванович Шелихов , в 1786 году его основной конкурент якутский купец Павел Сергеевич Лебедев-Ласточкин на побережье полуострова Кенай заложил поселение — Николаевский редут, а в 1793 году на острове Хинчинбрук (Нучск) в заливе Принца Вильгельма — Константиновский редут, служивший в дальнейшем главной базой проникновения русских в район Медной реки .

Барановский период

Народы Юкона к приходу европейцев, ок. XIX век

Главный правитель шелиховской компании в Америке Александр Андреевич Баранов в 1796 году отправил офицера корпуса горных инженеров Д. Тарханова по Медной реке в экспедицию, чтобы отыскание в верховьях реки пути в Гудзонов залив , попутно найти месторождения меди и наладить контакт с местными жителями. Едва не погибнув от голода и лишений, Тарханов выполнил миссию частично — у него сложились добрые отношения с индейцами атна. С их помощью в середине мая 1797 года он спустился на байдаре по течению к устью Медной реки, а оттуда добрался до Кадьяка. Очевидно, он был первым из европейцев, побывавшим в нижнем, а возможно, и в среднем течении реки и давшим краткое этнографическое описание жителей этого района .

Баранов в письме от 1 сентября 1797 года к начальнику Константиновского редута Ивану Александровичу Кускову предписал провести перепись медновцев, взять у них надёжных аманатов , выведать места залежей самородной меди и подселить к ним 2-3 промышленников. Переговоры с вождями медновцев прошли успешно, и осенью 1798 года на Медную реку отправились переписчики .

Опасаясь подрыва своей монополии на медь и ухудшения позиций посреднической торговли между побережьем и внутренними районами материка, а также недовольство требованиями русских выдать пленников, вожди атна попытались убить руководителя экспедиции Константина Галактионова, чтобы затем с поддержкой эяков уничтожить Константиновский редут. Тяжело раненный Галактионов добрался до Константиновской крепости и предупредил об опасности. Обострение отношений с медновцами могло подорвать пушную торговлю в этом районе, поэтому Кусков после долгих переговоров заключил с вождями мир .

В 1801 году из-за раздора между заговорщиками племён танаина и атна штурма Константиновской крепости удалось избежать. Весной 1806 и в 1807 годах совместно с чугачами они вновь угрожали уничтожить редут .

Хотя с 1805 года экспедиции на Медную реку прекратились, регулярные контакты между русскими и атна в тот период не прерывались. Индейцы ежегодно летом спускались на кожаных байдарах по реке с грузом пушнины, дублёных лосиных шкур и самородной меди, получая за это в Константиновском редуте европейские товары . С 1810-х годов, а, возможно, и раньше медновцы начинают спускаться вниз по Суситне (Сушитне) для торговли с русскими в Николаевском редуте .

Период 1818—1867 годов

В 1819 году во время исследовательской экспедиции креола А. И. Климовского в среднем течении Медной близ устья реки Читины была основана Медновская одиночка для торговли с туземцами. В торговую орбиту фактории вошли как низовые, так и верховые атна.

Атна в 1819 году уничтожили русскую стоянку на слиянии рек Коппер (Медной) и Читины .

По данным Петра Петровича Дорошина , до 1850 года атна обменивали в год 60 — 100 шкур рыси , 400—600 шкур куницы и до 10 шкур лисиц, за которые они приобретали товаров на 2000—2500 рублей ассигнациями . Иногда атна поступали на кратковременную службу в РАК , получая за лето жалование товарам до 30 рублей ассигнациями и бесплатную пищу от компании. Обычно они нанимались гребцами на байдару, которая служила для сообщения между Константиновским редутом и Медновской одиночкой . За меха индейцы получали в основном табак и бисер, а также металлические котелки, топоры, хлопчатобумажные ткани и прочее .

Величайшим богатством почитают они бисер. Зажиточнейшие собирают его сколько могут, закапывают в землю и передают, как сокровище, наследникам, которые стараются умножить его.

Ф. П. Врангель

Восточные соседи атна вместе с тлинкитами продавали английские товары из факторий Компании Гудзонова залива. В 1830-х годах медновцы уже имели английские ружья и даже продавали их танаина .

Стремясь предотвратить торговую экспансию англичан и лучше изучить природные ресурсы глубинных районов Аляски, главный правитель Русской Америки в 1840—1845 годах Адольф Карлович Этолин отправил ряд исследовательских партий. Активное содействие экспедиции А. И. Климовского оказали два вождя медновских колчан (верховых атна) — Ките-Жильта и Чаитильтуш, а также один из вождей танаина — Василий Кистахин, которых в феврале 1842 года Этолин наградил серебряными медалями « Союзные России » .

Медновская одиночка прекратила существование зимой 1849/50 года, после того как голодавшие индейцы разграбили хранившиеся там запасы продовольствия, и русский приказчик вместе с семьёй вынужден был отправиться в Константиновский редут. Эвакуация Медновской одиночки осложнила и без того не интенсивную между русскими и атна торговлю, которая всё же не прерывалась до продажи Аляски в 1867 году. Основная торговля шла в Константиновском и Николаевском редутах, а также при помощи торговых партий, посылавшихся специально для товарообмена из Константиновского редута в район бывшей Медновской одиночки. Некоторые лояльные медновцы получали от русских товары в долг для скупки пушнины у соседних атапаскских племён .

Основой взаимоотношений русских и атна оставалась прежде всего взаимовыгодная торговля, дававшая одним ценную пушнину, а другим европейские изделия и товары. Хотя в целом хозяйство атна в результате влияния русских не претерпело радикальных изменений, большую роль стали играть пушная охота и товарообмен .

В составе США

Согласно постановлению 1971 года атна учредили своё ведомство, руководящее 289 га с 8 деревнями.

Культура

Женщины атна

По культуре и образу жизни они являлись типичным племенем северных атапасков, хозяйство которых базировалось на охоте, рыболовстве и собирательстве. Основой жизнеобеспечения этноса была сезонная охота на оленя-карибу . Помимо оленей атна добывали также лосей, медведей, горных баранов, зайцев и других животных.

Фердинанд Петрович Врангель писал:

Главное занятие медновских составляет охота за дикими оленями… На удачном промысле оленей основано самое существование народа: олень доставляет ему одежду и пищу; рыба (лосось во время нереста) не доходит до жительства медновских в таком изобилии, чтобы они могли запасать её на целую зиму .

Обеспечение себя пищей не всегда проходило удачно. Зимой 1828 года, по данным Ф. П. Врангеля, более 100 атна стали жертвами голодной смерти из-за неудачной осенней охоты .

Хотя традиционное хозяйство атна состояло целиком из присваивающих отраслей, имущественное и социальное расслоение благодаря торговли медью с соседними племенами зашло уже достаточно далеко: богатые вожди имели в своём распоряжении рабов калгов .

Разные поколения кольчан враждуют между собою; дальних описывают весьма свирепыми и сказывают, что они употребляют человеческое мясо для утоления голода при недостатках .

Религия

Атна приписывают создание земли и человека Ворону , который похищал стихии одну за другой .

Трупы сжигают, прах заворачивают в чистые ровдуги (выделанные оленьи кожи) и хранят в ящичках на столбе, или на дереве. Поминки умерших родственников справляют ежегодно .

В результате контактов с русскими атна заимствовали некоторые религиозные представления и христианскую атрибутику. Под влиянием русских покойник поминался теперь не тридцать, как прежде, а сорок дней; хоронили умерших в гробах, окружали могилу изгородью и водружали над ней православный крест; низовые атна заимствовали русские христианские имена, полученные при крещении. В 1885 году экспедицию лейтенанта сопровождал вождь Николай и индеец Вани, то есть «Ваня» .

Примечания

  1. Врангель Ф. П. Обитатели северо-западных берегов Америки // Сын Отечества. — 1839. — Т. VII . — С. 52—53 .
  2. (англ.) . www.uaf.edu. Дата обращения: 27 июля 2017. Архивировано из 13 января 2012 года.
  3. Гринев А. В. // Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. 12 апреля 2021 года.
  4. Jirket-Smitk К. The Chugach Escimo. — Kobenbavn, 1953. — С. 20.
  5. Waldman, Carl. Encyclopedia of Native American tribes. — Infobase Publishing, 2014. — 385 с. — ISBN 1438110103 .
  6. / Валерий Александрович Тишков. — Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — Наука, 1992. — С. , 59. — 270 с.
  7. // Сын Отечества. — 1839. — № 2 . 31 мая 2017 года.
  8. . subarcticarts . www.unm.edu. Дата обращения: 27 июля 2017. Архивировано из 29 сентября 2012 года.
  9. Краусс М. Е. Языки коренного населения Аляски: прошлое, настоящее и будущее // Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. — М. , 1981. — С. 157 .
  10. Тихменев П. А. Выписка из журнала штурмана Потапа Зайкова, ведённого на судне «Св. Александр Невский» в 1783 г. // Историческое обозрение образования Российски-Американской компании и действия ся до настоящего времени. — СПб. , 1863. — С. 6—7 (Приложение) .
  11. Давыдов Г. И. 11 // Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним. — СПб. , 1812. — С. 119, 139.
  12. Фёдорова С. Г. Русское население Аляски и Калифорнии: конец XVIII в - 1867г.. — М. , 1971. — С. 126.
  13. Хлебников К. Т. Русская Америка. — С. 63, 65.
  14. Креолами в Русской Америке называли метисов, то есть потомков от браков и связей русских с алеутками, эскимосками и индеанками. см.: Извлечение из журнала А. П. Климовского при походе на реку Атну в 1819 г, //Хлебников К. Т. Русская Америка. . . С. 63 65.
  15. Зорин А.В. // Первые Американцы. — 2000. — № 7—10 . — С. 11 . 7 апреля 2019 года.
  16. . beaverlodge.wmsite.ru. Дата обращения: 27 июля 2017. 24 января 2021 года.

Литература

  • Зорин А. В. // Первые Американцы. — 2002. — № 10 . — С. 11—15 .
  • Врангель Ф. П. Обитатели северо-западных берегов Америки // Сын Отечества. — 1839. — Т. VII . — С. 52—53 .
  • Дорошин П. П. Из записок, ведённых в Русской Америке // Горный журнал . — 1866. — № 3 . — С. 385 .
  • Дзенискевич Г. И. Вклад русских путешественников в этнографию атапасков Аляски (XVIII—XIX вв.). — Типография Института этнографии АН СССР, 1977. — Т. 104 , вып. 4 . — С. 77—88 .
  • Гринёв А. В. Забытая экспедиция Дмитрия Тарханова на Медную реку. — Советская этнография, 1987. — № 4 . — С. 99 .
  • Гринёв А. В. / В. А. Тишков. — Америка после Колумба: Взаимодействие двух миров. Проблемы американистики. — М. , 1992. — С. 48—63.
Источник —

Same as Атна (народ)