На 2007 год в Латвии насчитывалось 69 старообрядческих общин, в которых состояли 2494 человека
, которые на тот момент были активными членами общин. На 2017 год в Латвии насчитывалось 55000 старообрядцев и 60 старообрядческих общин
.
В
Екабпилсе
существует храм в честь
священномученика протопопа Аввакума
, где богослужения совершаются общиной
древлеправославных христиан
. В Риге существует вторая община старообрядцев-поповцев с Тихвино-Казанским храмом на Ивановском кладбище. Кроме того, в других странах
Прибалтики
тоже есть поповцы, также принадлежащие к митрополии Древлеправославной Христовой Церкви в Браиле (признающих
Белокриницкую иерархию
). Первая община в Екабпилсе появилась в результате перехода бывшего наставника Екабпилсской
беспоповской
поморской
общины, Василия Волкова, и нескольких прихожан в поповство. В марте 2006 года Василия Волкова
рукоположили
в сан
иерея
в
Орегоне
. На сегодняшний день иерей Василий совершает богослужение в двух храмах — Екабпилсе и Риге.
Главные общины образовались в
Латгалии
(старообрядческая община была создана в 1729 году
) и в
Риге
. По переписи 1935 года, староверы составляли 5,49 % населения Латвии (в Латгалии 13,85 %)
.
В середине XVII века нынешние восточные территории Латвии (Латгалия, входившая с 1581 г. в состав Речи Посполитой, и вассальное ей же Курляндское герцогство), обезлюдели в результате
польско-шведских войн
и эпидемии чумы, с 1657 по 1661 гг. свирепствовавшей в Курляндии. Это побудило польского короля
Яна Собеского
в интересах землевладельцев, заинтересованных в притоке работников, издать указ «О свободном жительстве раскольников в польских пределах…»
. Согласно летописи «
»
, первые организованные группы старообрядцев прибыли в Курляндию в 1659 году, и в том же году старообрядцы обосновались в деревне Войново (община существует до сих пор). Первая моленная была построена в 1660 году около г.
Динабурга
в деревне Лигинишки («от града Динабурга сущи яко три поприща») В 2003 году на этом месте, вошедшем в черту города Даугавпилса, был установлен памятный крест. В 1673-75 гг. основывается древлеправославная община в деревне Ломы (вблизи Прейли).
Важным центром старообрядчества стал
Якобштадт
, созданный на месте Слободы на левом берегу Двины, основанной свободными русскими людьми в начале XVII века и населенной торговцами и корабельщиками, обслуживавшими ответвление водного пути «
из варяг в греки
» — из России в Европу через Ригу. В этом месте на реке начинался 50-километровый участок с порогами, через который невозможно было провести суда даже по большой воде, поэтому у пристани в Слободе товары выгружались на подводы и отправлялись до
Фридрихштадта
, где снова размещались на суда и сплавлялись вниз по течению. В начале
Раскола
в Слободу хлынули люди, не принявшие реформу патриарха Никона. Приём старообрядцев их единокровниками не противоречил законам
Польши,
вассалом которой была Курляндия.
В феврале 1670 года русские жители Слободы при посещении этого порта
Курляндского герцогства
его владетелем
Якобом фон Кетлером
, били ему челом о даровании населённому пункту статуса города
. В изданной Фундушной грамоте герцога указывалось, что полноправными жителями нового города могут быть только русские: «…so geben und gönnen Wir der guten gemeine die von Reussischen Nation eincig und alleine». Из их среды должны были избираться должностные лица, горожанам разрешалось исповедовать свою религию, строить храмы и школы («daher sie auch ihre Priester und Schuhldiener mit Auferbunning einer Kirche un Schulen ihrer Religion auf ihre Unkosten zu bestellen…»)
Примечания
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 27 января 2012. Архивировано из
8 января 2012 года.
(рус.)
.
DELFI
(23 мая 2007). Дата обращения: 18 марта 2021.
14 февраля 2021 года.
(латыш.)
(24 октября 2023).
27 декабря 2023 года.
(рус.)
.
Портал-Credo.ru
(3 апреля 2006). Дата обращения: 18 марта 2021.
18 марта 2021 года.
↑
Подмазов, Арнольд.
(неопр.)
.
samstar-biblio.ucoz.ru
. Книжница Самарского староверия (30 октября 2007). Дата обращения: 3 июля 2020.
3 июля 2020 года.
«Хронограф Курляндско-Литовский», «Дегутский летописец». — Маркелов Г. В. Дегутский летописец. // Древлехранилище Пушкинского дома: Материалы и ислледования. Л., 1990. С. 166—248.
↑
Зимова, Зиновия.
Старообрядцы Екабпилса / Екабпилсская городская библиотека. — Екабпилс: Екабпилсское городское самоуправление, 2016. — С. 46—86. — 239 с. —
ISBN 978-99-34-150921
-1.
Литература
Материалы съезда старообрядческих наставников и прихожан Северо-Западного края и Прибалтики 1906 года в Вильно.
Журнал «Наше наследие», 1991, № 6.
Москвинская старообрядческая община. Книга записей о крещении. 1923—1926 гг.
«Стоглас Староверов», «Древлеправославие. Слово и книга» Литва, Вильнюс, 2000, № 3, стр.9.
В. Барановский. Вековые святыни. Зарасай, 2004, стр. 65.
Староверы Литвы. Материалы и исследования. 1996—1997 гг. «Vilniaus universiteto leidykla», 1998, стр. 173—175.
«Maskvinas vecticībnieku draudzes kases grāmata», 1936—1962
Материалы личного архива Т. Колосовой
Волович А. И. Древлеправославие и первые старообрядческие храмы в Прибалтике. // «Родная старина». Пробный номер. Р., 1927. С. 10-13.
Заволоко И. Н. О старообрядцах г. Риги. Р., 1933; и другие.
Заварина А. А. Русское население Восточной Латвии во второй половине XIX — начале XX века. Р., 1986; Lotgolas krivu idzeivotoji pec 1772. goda tautys skateisonys olatim. // Acta Latgalica. 8. Rezekne , 1994; Русское население Латвии (к истории появления). // Русские в Латвии. Вып. 3. Р., 2002 и другие.
Подмазов А. А. Церковь без священства. Р., 1973; Vecticiba Latvija. R., 2001. и другие.
Зимова З. Н. Старообрядцы Екабпилса. Р., 2003; и другие.
Skujenieks M. Latvija. Zeme un iedzivotaji. R., 1927.
Silde A. Latvijas vēsture 1914—1940. Stokholma. 1976.
Strods H. Latgales iedzīvotaju etniskais sastavs 1771.-1959. g. R., 1989.
Зариньш В. Интервью. // Вести сегодня. 29 сентября 2004.
В некоторых источниках употребляются другие названия. Например: «Хронограф Курляндско-Литовский». Исследователь этого документа предлагает название «Дегутский летописец». —
Маркелов Г. В.
Дегутский летописец. // Древлехранилище Пушкинского дома: Материалы и ислледования. Л., 1990. С. 166—248.
Поморский вестник. Р., 2004. № 3 (15)
Дегуцкий летописец. Л. 62 об.
ЦГИА Латвии. Ф. 1. Оп. 10. Д. 885. Л. 13.
Иустинов П. Р. Федосеевщина при жизни её основателя. // Христианские чтения. 1906. Февраль. С. 271.
Житие Феодосия Васильева, основателя федосеевского согласия, написанная сыном его Евстратом. // В кн.: Попов Н. Матреиалы для истории беспоповских согласий. М., 1870. С. 3.
ЦГИА России. Ф. 1473. Оп. 1. Д. 29. Л. 650.
Skujenieks M. Latvieši svešumā un citas tautas Latvijā. R., 1930. 40 lpp.
Дарованая грамота герцога Якоба воспроизведена: Поморский вестник. Р., 2004. № 1 (13). С. 8-9.
Журавлев А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах. СПб., 1855. С. 23.
Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. М., 1951. С. 195.
Мельгунов С. П. Москва и старая вера. М., 1917. С. 26.
Покровский Н. И. Крестьянские традиции освоения востока страны и старообрядческие миграции // Социально-демографические процессы в российской деревне (XVI — начало XX вв.).
Смирнов Н. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб., 1909. С. 61.
Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. IV . СПб., 1876. С. 204.
Пшеничников П. Г. Русские в Прибалтийском крае. Р., 1910. С. 4.
ЦГИА Латвии. Ф. 712. Оп. 2. Д. 38.
Заварина А. Русское население Восточной Латвии во второй половине XIX — начале XX века. Р., 1986. С. 31.
Поммер А. Русские в Латвии. // Русские в Латвии. Р., 1992. С. 29.
Заварина А. Русское население Восточной Латвии во второй половине XIX — начале XX века. Р., 1986. С. 26.
Лесков Н. С. Иродова работа. // Исторический вестник. Т. 8. СПб., С. 188