Interested Article - Джавское наречие

Кударо-джа́вское наре́чие осети́нского языка́ ( осет. къуыдайраг ныхасыздæхт или дзауаг ныхасыздæхт , рус. также джавский или двальский говор ) — одна из разновидностей кударского наречия , распространённая на значительной части территории Южной Осетии .

Лингвистические особенности

По рефлексам старых аффрикат кударо-джавское наречие сильно отличается как от дигорского диалекта , так и от других иронских говоров: старо-двальские шипящие аффрикаты ( ч , дж , чъ ) соответствуют дигорско - иронским свистящим аффрикатам ( ц , дз , цъ ); в кударо-джавском (ново-двальском) это различие ещё более усугубилось тем, что шипящие его аффрикаты изменились в шипящие спиранты ( ш , ж , цъ ).

По всем основным фонетическим, морфологическим и лексическим признакам кударо-джавское наречие смыкается с иронским и противостоит дигорскому диалекту . В южных говорах больше грузинских заимствований, в северных на месте тех же заимствований — русские корни (например, «роза» на севере называется розæ , а на юге уарди ).

Некоторые авторы, как Г. С. Ахвледиани, Ю. А. Дзиццойты и И. Гершевич выделяют кударо-джавского наречия в качестве третьего диалекта в осетинском языке (в частности, на основании особой парадигмы будущего времени глагола). И. Гершевич , кроме того, указывал на близость кударо-джавского с рядом скифских рефлексов, считая этот диалект потомком скифского, в отличие от иронского диалекта, который, по его мнению, является потомком сарматского. В свою очередь (норв.) полагал, что кударо-джавское наречие в некотором отношении представляет собой более архаичный диалект, в отличие от родственных ему северо-иронских. А (англ.) высказывал мнение о возможной связи некоторых рефлексов в старо-кудароджавском непосредственно с древнеиранскими .

Современная диалектная структура осетинского языка

      • Уаллагкомское наречие (переходное между двумя диалектами)
    • Иронский диалект
      • Двальское (стародвальское) наречие † → кударо-джавское (новодвальское) наречие
        • Туальский говор † (переходный между двумя наречиями)
      • Североиронское наречие (условная группа родственных говоров)
        • Урс-туальский (рокский) говор и чсанский (ксанский) говор
        • Алагирский говор † (вытеснен куртатинским говором)
        • Куртатинский говор.

Распространение

Распространён на 60 % всей Республики Южная Осетия : город Цхинвал и западная часть Цхинвальского района , весь Знаурский район , почти весь Дзауский район с Кударским ущельем и городом Квайса , кроме северо-восточного Урстуальского ущелья. Также на нём разговаривают 95 % всех осетин, живущих в Грузии . Большое распространение в Республике Северная Осетия-Алания : первое поселение крупное смешанно диалектное село Ногир , позднее с 1930-х ст. Змейская, Иран , позднее с 1944 года и позже: крупнейшее село Сунжа , Октябрьское [ уточнить ] , Камбилеевское , Ир , Донгарон , Дачное , смешанно диалектное село Тарское , так же Балта , сёла Михайловское , Алханчурт , Нижняя Саниба , Эльхотово , Мизур , Црау , станица Архонская , столица город Владикавказ , посёлок при адс. Владикавказ, Заводской , так же в городах Алагир , Ардон , Беслан , Моздок .

См. также

Литература

  • Абаев В. И. О языке южных осетин // Языки Северного Кавказа и Дагестана. — М., 1935

Примечания

  1. В. И. Абаев также разводит понятия «туальский» и «джавский», дислоцируя туальский говор в Северной Осетии и именуя джавским говор Джавы, Ортеу, Земо-Картле, Цона, Кудара, а также наречие осетин, расселённых на берегах Большой и Малой Лиахвы, реки Паца и в Кударском ущелье. Очевидно, что указанные регионы в значительной степени соответствуют тому ареалу, в котором Г. С. Ахвледиани и Д. Г. Бекоев локализуют не джавский, а двальский говор. Следовательно, один и тот же вид осетинской речи, бытующий в отмеченных районах, в осетинской диалектологии получил два разных названия — двальский (туальский) у Г. С. Ахвледиани и Д. Г. Бекоева и джавский (кударо-джавский) у А. А. Тибилова и В. И. Абаева. <...> При этом, хотя у одних учёных речь идёт о туальском говоре, у других — о кударском, у третьих — о джавском, мы полагаем, что здесь сказывается указанное выше смешение названий одного и того же наречия, и все исследователи все-таки подразумевают джавский тип речи.

    (Т. Т. Камболов. от 7 ноября 2009 на Wayback Machine . // Очерк истории осетинского языка. Вл.: Ир, 2006.)
  2. Ахвледиани Г. С. Сборник избранных работ по осетинскому языку. — Тбилиси, 1960, с. 65
  3. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. — М.—Л., 1949, с. 496
  4. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. — М.—Л., 1949. сс. 487—496
  5. Ахвледиани Г. С. Сборник избранных работ по осетинскому языку. — Тбилиси, 1960. С. 116
  6. Дзиццойты Ю. А. от 21 октября 2014 на Wayback Machine // Nartamongae. The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. Vol.IV, № 1,2. 2007.
  7. Gershevitch I. Fossilized imperatival morphemes in Ossetic//Studia Iranica et Alanica. Festschrift for Prof. Vasilij Ivanovich Abaev on the Occasion of His 95th Birthday. Rome, 1998, p. 141—159 (англ.)
  8. Камболов Т. Т. от 7 ноября 2009 на Wayback Machine — Владикавказ, 2006, стр. 421
  9. Harmatta, J. , Studies in the History and Language of the Sarmatians, Szeged 1970, p. 75—76

Ссылки

  • Клуб аланского языка
  • Осетинский язык онлайн
  • Осетинские словари онлайн
Источник —

Same as Джавское наречие