Interested Article - Пармская обитель (фильм)

«Па́рмская оби́тель» ( фр. La chartreuse de Parme ) — чёрно-белый франко-итальянский фильм режиссёра Кристиана-Жака , экранизация одноимённого романа Стендаля . Премьера в Италии состоялась 21 февраля 1948 года, во Франции — 21 мая 1948 года.

Сюжет

Адаптация романа Стендаля , сюжет фильма не вполне совпадает с сюжетом романа. Действие происходит в начале XIX века в Италии , в Пармском герцогстве . Фабрицио дель Донго , младший сын итальянского маркиза Вальсерра дель Донго, одержим идеалами свободы соседней наполеоновской Франции и побывал при Ватерлоо (впрочем, он сам не вполне уверен, что действительно участвовал в битве). Затем на четыре года он отправляется изучать богословие в Неаполь.

По истечении обучения Фабрицио возвращается в Парму , где его тётка, герцогиня Сансеверина , стала одной из самых ярких дам при дворе принца Эрнесто IV . Джина Сансеверина с нетерпением ожидает возвращения Фабрицио, которого она растила с 6-летнего возраста, но теперь испытывает к 22-летнему красавцу племяннику отнюдь не материнские чувства. Однако Фабрицио не отвечает герцогине взаимностью, его сердце холодно, он увлекается то актрисой, то танцовщицей.

Ухажёр очередной пассии угрожает убить Фабрицио и однажды, выследив парочку, нападает на него. В драке Фабрицио, защищаясь, почти случайно убивает своего противника. Его арестовывают и заключают в крепость Фарнезе, но именно там к Фабрицио приходит настоящая любовь. В тюремном дворе он замечает дочь коменданта Клелию Конти . Молодые люди могут лишь обмениваться взглядами через окно камеры, но между ними вспыхивает чувство. Начальник полиции Расси приказывает тюремщику отравить Фабрицио, в расчете на то, что после смерти племянника герцогиня покинет двор, за ней последует влюблённый в нее премьер-министр, граф Моска , и пост премьер-министра освободится. Джина готовит побег племянника, который осужден на двадцать лет. Клелия, преодолевая ревность и недоверие, встречается с ней и помогает передать узнику верёвки. Однако отца Клелии по указанию герцогини в вечер побега поят снотворным, дочь пугается за его жизнь, думая, что он отравлен. Побег Фабрицио удаётся, но Клелия, разрываемая между чувством долга и уважения к отцу и любовью, даёт обет никогда не видеть Фабрицио, и вскоре, повинуясь воле отца, выходит замуж за богатого и знатного маркиза Крешенци. Фабрицио и Клелия не в силах забыть друг друга. Узнав о замужестве Клелии от герцогини, Фабрицио бросается в Парму, и тут его арестовывают. Для его вызволения герцогине Сансеверина приходится уступить ухаживаниям давно неравнодушного к ней Эрнесто IV.

Революционер Ферранте Палла , влюблённый в герцогиню Санвсеверина и помогавший в организации побега Фабрицио, убивает кинжалом Эрнесто IV, в Парме начинается восстание. Расси становится премьер-министром и обещает вдове принца подавить восстание. Герцогиня Сансеверина удаляется от двора и уезжает, она намерена выйти замуж за своего давнего поклонника и друга графа Моску, который, оставив пост премьер-министра, собирается последовать за ней. Клелия и Фабрицио видятся в последний раз и расстаются навсегда. Клелия верна своему долгу и уезжает к мужу в Болонью. Фабрицио удаляется в монастырь.

Создание

Решение снять киноадаптацию романа Стендаля, вызвало неудовольствие со многих сторон. Так, против экранизации выступили многие стендалеведы (бейлисты) и даже представители издательского бизнеса. Противодействие съёмкам объяснялось тем, что многие опасались, что кинематографисты извратят книгу, классик «может быть лишь искажён» в кино, лента станет «банальным романом в картинках» и т. д .

Наиболее последовательное сопротивление созданию кинематографической версии книги Стендаля оказывал такой известный его исследователь и издатель как (фр.) . В ходе дискуссии, возникшей ещё до начала съёмок, режиссёру пришлось неоднократно выступать в печати и по радио. Позицию Кристиан-Жака можно свести к следующему: авторы экранизации сделали всё от них возможное, чтобы отразить в картине если не букву романа, то, во всяком случае, его дух. При этом режиссёр в защиту фильма приводил слова самого Стендаля: «Не всё ли равно, будут ли говорить хорошее или дурное о моих книгах. Главное — чтобы говорили. Нет ничего хуже забвения!»

Сценаристы отказались от всего, что предшествует прибытию Фабрицио дель Донго в Парму (первая треть книги, включая знаменитое описание битвы при Ватерлоо и пр.), чтобы относительно подробно, развить эпизоды романа, следующие за его побегом. По мнению киноведа Жака Лурселя это вынужденное сценарное решение привело к театрализации интриги, которая таким образом оказывается ограничена Пармой и башней Фарнезе: «при этом — как ни парадоксально — не придаёт никакой силы очень бесцветным эпизодам заточения и побега». По мнению того же автора, такое ограничение сюжетного пространства фильма привело к тому, что он втиснул себя в тесные рамки, которые помешали ему в полной мере проявить характерный для его творчества природный динамизм .

Работа над картиной заняла у режиссера более года. Законченный в течение 1947 года, он вышел на французские экраны в мае 1948 года. Причём по своей практике не делать больших перерывов между картинами, режиссёр уже на завершающем этапе создания «Пармской обители» усиленно работал над сценарием своей следующей картины — «Человек — людям» (1948) .

В ролях

  • Жерар Филип Фабрицио дель Донго
  • Рене Фор Клелия Конти, дочь коменданта крепости
  • Мария Казарес герцогиня Джина Сансеверина
  • граф Моска, премьер-министр
  • Луи Салу — принц Эрнесто IV
  • Ферранте Палла, "свободный человек"
  • Альдо Сильвани — генерал Конти, комендант крепости
  • Люсьен Кёдель — Расси, начальник полиции
  • Луи Сенье Грилло, охранник в крепости Фарнезе
  • Жиллетти
  • Клаудио Гора Крещенцо

Роли озвучивали

Советский дубляж
  • Владимир Шишкин — Фабрицио дель Донго (роль Жерара Филипа)
  • Галина Малькова — Клелия Конти (роль Рене Фор)
  • Нина Никитина — Джина Сансеверина (роль Марии Казарес)
  • Константин Карельских — Эрнесто IV (роль Луи Салу)
  • Степан Каюков Грилло, охранник в крепости Фарнезе (роль Луи Сенье)
  • Алексей Алексеев Ферранте Палла (роль Аттилио Даттесио)

Съёмочная группа

  • Продюсеры: Андре Польве, Франко Мальи, Фред Орейн
  • Режиссёр: Кристиан-Жак
  • Авторы сценария: , , Кристиан-Жак
  • Композитор: Ренцо Росселлини
  • Операторы: , Анкизе Брицци, Ромоло Гаррони, Альдо Грациати
  • Художники-постановщики: ,
  • Художники по костюмам: , Юрий Анненков
  • Художники по декорациям: , Оттавио Скотти
  • Монтажёры: Жан Десаньо, Джулия Фонтана

Награды

Критика

После выхода фильма он вызвал полемику в прессе и у него нашлись как защитники, так и целый ряд противников, среди которых выделялся Анри Мартино.

Французская ежедневная вечерняя газета « Le Monde »: «амбициозная экранизация романа Стендаля, амбициозная, но не очень точная, поскольку многое упрощает. Это ощущается в основном в последней трети фильма. Тем не менее, подбор актёров и интерпретация весьма примечательны: Жерар Филип идеально подходит для воплощения великого соблазнителя, (этот образ) является одной из его величайших ролей на экране, Мария Касарес роскошна и царственна<…> Работа операторов великолепна» .

Советский киновед Александр Брагинский: «Фильм „Пармская обитель“ в какой-то степени повесть о воспитании чувств, и тоже с драматическим исходом. Историческая обстановка (Италия середины прошлого века), бунтарский дух романа Стендаля, его протест против тирании и деспотизма — всё это превосходно воплотил в характере своего героя Фабрицио дель Донго — Жерар Филип. Особенно проникновенно молодой актёр играл лирические эпизоды. Достаточно вспомнить его последнее свидание с Клелией, приход в пустую виллу перед отправкой в Пармский монастырь, который отныне станет для него более страшной темницей, чем замок. Фарнезе. Мы чувствуем волнение актёра, поверившего в своего героя, растворившегося в нём…» .

Примечания

  1. Брагинский А. В. Кристиан-Жак. — М. : Искусство, 1981. — С. 42—53. — 208 с. — (Мастера зарубежного киноискусства).
  2. Лурселль, Жак. Пармская обитель // Авторская энциклопедия фильмов = La Chartreuse de Parme. — СПб. : Rosebud Publishing, 2009. — Т. 1. — С. 496—498. — ISBN 978-5-904175-02-3 .
  3. (фр.) (20 июня 2012). Дата обращения: 3 августа 2012. 8 августа 2012 года.
  4. .

Литература

  • Арагон, Луи . Статьи о литературе // Собрание сочинений в 11 т. — М.: Гослитиздат, 1961. — 595.
  • Базен А. Что такое кино? [: сб. статей ]. — М. : Искусство , 1972. — 382 с.
  • Брагинский А. Актёры зарубежного кино. Выпуск 3. — М. : Искусство, 1966. — 200 с. — 300 000 экз. — ISBN ID 2670034.
  • Брагинский А. В . Кристиан-Жак. — М.: Искусство, 1981. — 208 с. — (Мастера зарубежного киноискусства).
  • Лурселль, Жак . Пармская обитель = La Chartreuse de Parme // Авторская энциклопедия фильмов. — СПб.: Rosebud Publishing, 2009. — Т. 1. — С. 496—498. — 3000 экз. — ISBN 978-5-904175-02-3.
  • Шмаков Г. Жерар Филип. — Жизнь в искусстве. — Л. : Искусство, 1974. — 231 с. — 50 000 экз.

Ссылки

Источник —

Same as Пармская обитель (фильм)