Interested Article - Моу-нямы
- 2020-01-08
- 1
Моу-нямы ( нганасанск . «земля-мать») — в самодийской ( нганасанской ) мифологии прародительница и покровительница всего живого .
Общие сведения
Моу-нямы обычно представляют в виде огромного существа (или старухи) со шкурой (одеждой) из травы или мха и волосами из деревьев , на которой обитают все живые существа. Каждую весну шкура Моу-нямы обновляется.
Считается, что Моу-нямы дает глаза живым существам во время зачатия . С этим связан нганасанский ритуал, по которому у добытого на охоте зверя вырезают глаза и «возвращают» их Моу-нямы для повторного использования (предают земле) .
Образ Моу-нямы близок к образам божеств-матерей у других самодийских народов . Вероятно, это свидетельствует о культе матерей природы, зародившемся в прасамодийскую эпоху .
Моу-нямы помогает людям и является антиподом — «матери подземного льда» .
Космогонические сюжеты о Моу-нямы
Один из космогонических сюжетов рассказывает, что изначально шкура Моу-нямы была покрыта льдом, и духи отправили к Моу-нямы птицу, чтобы рассказать о том, что им холодно. После этого «земля-мать» Моу-нямы приблизилась к «солнцу-матери» Коу-нямы, в результате чего лед растаял и климат стал более мягким .
Некоторые мифологические сюжеты представляют Моу-нямы в виде демиурга , который занимается творением и обустройством мира вместе с богами Дейба-нгуо и Туй-нямы .
Культ Моу-нямы
Поскольку земля в традиционном представлении нганасанов является живым существом, то существуют запреты на нанесение ей «ранений» — землю нельзя колоть ножом, вбивать колья и т. п.
К Моу-нямы обращаются с различными просьбами, от благополучных родов до удачной охоты. Просьбы сопровождаются жертвоприношениями в виде крови и внутренних органов животных, а также совершением ритуалов с идолами Моу-нямы .
Примечания
- ↑ Моу-нямы / Хелимский Е. А. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
- , с. 217.
- , с. 267—268.
- Белич Иг. В., Белич Ир. В. от 26 марта 2020 на Wayback Machine // Вестник археологии, антропологии и этнографии . 1997. №1.
- , с. 82.
- , с. 86.
- , с. 218.
Литература
- Алексеев В. П., Гурвич И. С. . — М. : Наука , 1968. — 271 с.
- Гурвич И. С. , Долгих Б. О. . — М. : Наука , 1970. — 453 с.
- , Сафронов В. А. . — Белый волк, 1999. — 310 с. — ISBN 5896530544 .
- Чарнолуский В. В. . — М. : Мысль , 1972. — 271 с.
- 2020-01-08
- 1