Севернокитайский язык
- 1 year ago
- 0
- 0
Кит плывет на север — философская сказка писателя и переводчика Анастасии Строкиной .
Сказка повествует о маленьком вымышленном зверьке мамору, путешествующем на спине кита в поисках своего острова. В ходе путешествия мамору видит сны — небольшие новеллы , в которых автор воссоздаёт легенды малочисленного северного народа — алеутов .
Книга обращается к темам одиночества, дружбы, любви, утраты и самоопределения.
По бескрайнему океану на спине кита плывёт загадочный зверёк мамору. У него непростая задача: найти один-единственный, предназначенный ему остров, чтобы стать его хранителем. Если герой ошибется, то превратится в камень.
Повесть рассказывает об океане и живущих в нём островах, о населяющих остров Беринга птицах, животных и о загадочном северном народе - алеутах. В тексте использованы слова из алеутского языка, а так же этнографические материалы Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН). Произведение состоит из новелл - снов об острове. Увидев остров во снах, герой должен узнать его наяву.
Несмотря на жанровое определение книги ( сказка ), её главный герой рассуждает о своём предназначении, ставит перед собой важные онтологические вопросы.
Анастасия Строкина так комментирует историю создания повести:
"Для меня было важно, чтобы детская книга не только увлекала сюжетом, но и сообщала что-то новое. «Кит плывёт на север» — попытка создать алеутский фольклор, в сказочной форме рассказать детям о существовании в России далёкого острова Беринга, про который и взрослые не так много знают."
Система персонажей повести включает в себя традиционный союз: главного героя – функционального ребенка (ведомого, подопечного, в данном случае - фантастическое существо) – и волшебного помощника, служащего герою проводником или покровителем - кита, выполняющего функцию обучения, передачи опыта и оказания поддержки.
В композиционном плане произведение представляет собой классические новеллистические циклы, где наряду с основной линией развития действия возникают побочные линии – вставные новеллы, имеющие большее или меньшее отношение к основному, линейному сюжету, реализованному как некий путь во времени и пространстве, прохождение которого связано с преодолением препятствий.
Учитывая мифологизированную основу произведения, эксперт всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества Книгуру Кирилл Захаров в своей рецензии сравнивает повесть с экспериментом Толкина по созданию отсутствующей традиции в триптихе Властелин колец :
"Толкина огорчало, что в Англии нет своего эпоса в духе «Калевалы» или «Песни о Нибелунгах», и тогда он решил создать его самостоятельно. Сначала у него получилась сказка про хоббита, а затем величественный триптих «Властелин Колец» — книга, которая никак не вмещается в слово «роман». Читателя ждал именно эпос, способный тягаться с древними памятниками.
Неизвестно, брала ли Анастасия Строкина опыт Профессора за образец, но её «Кит плывёт на север» — тоже эксперимент по созданию отсутствующей традиции. Российских алеутов осталось очень мало (едва ли не несколько человек), своего фольклора у них фактически нет, язык умирающий. Культуру их никто не изучает. Ситуация куда хуже, чем в Англии — и времён Толкина, и сегодняшней.
Вдохновляясь словами почти забытого языка, Строкина придумала героев и сочинила истории, иногда напоминающие фэнтези, иногда философские притчи. Истории причудливые и поэтичные. Вслушаемся в слова, заменяющие маленькому мамору имя: «зелёный, как влажные от дождя крылья жука бронзовки, который живёт на сорок восемь шагов южнее от восхода солнца» .
Кто такой мамору? Это сказочный зверёк с очень длинным хвостом. Зверёк должен найти свой остров, иначе превратится в камень. Потому и плывёт мамору на север, оседлав огромного кита, а по дороге видит сны. Он просто обязан их видеть, ведь ему предсказано: свой остров он встретит во сне, а после, уже наяву, должен узнать его.
Чудесные сны мамору — те самые «утраченные» сказания алеутов. В них читатель встретит других героев — хитреца Акчинука, увальня Акибу, опасную Чёрную Рыбу, доброго Великана… Вставные сказки-сновидения — это находка; во-первых, эффектная, а во-вторых, она передаёт читателю важное понимание мифа. Не как красивой небылицы, а как свидетельства иной правды, не меньшей, чем повседневная. Ведь мамору-сновидец видит то, что поможет ему в действительности."
Другой характерной чертой, подкрепляющей мифологическую основу произведения, являются географические привязки: все события повести "Кит плывет на север" вписаны в определенный пространственный контекст, имеющий соответствие в мире действительности. Эффект перенесения достигается благодаря использованию географических реалий, топонимов, этнонимов, антропонимов:
"Люди часто устраивали игры: то мастерили лестницу из надутых рыбьих пузырей - по ней должен был пройти самый ловкий и смелый, то соревновались в меткости и стреляли из лука, то мерились силой."
"Сам остров носит имя Беринга - мореплавателя, капитана-командора, который несмотря на шторма и опасности, сумел добраться до острова, и не на самолете или огромном быстром корабле, а на пакетботе XVIII века!"
"Однажды Агугуму - небесному творцу - надоело, что земля под ним неспокойна, что острова сталкиваются и ругаются, покрываясь трещинами от злости. Тогда он сказал, что каждый материк, каждый остров - даже самый маленький - должен найти себе подходящее место и остановиться на бесконечное время."
"Однажды на моем острове жил тюлень Акиба. И он был очень большой и очень неповоротливый. У него ничего не было, и он ничего не умел, а только лежал на берегу и мечтал."