Interested Article - Тлинкиты

Тлинки́ты (тлингиты; колюжи, колюши, колюжцы ) — индейский народ, проживающий на юго-востоке Аляски и в прилегающих частях Канады . Тлинкиты отличали себя от соседей: хайда , атапасков , квакиутлов , цимшианов , чугачей , эяков . По культуре тлинкиты принадлежат к индейцам Северо-западного побережья .

Этнонимы

Две девочки Цакотна и Нацанитна с украшениями в носу, побережье р.Коппер , Аляска. 1903 год

Самоназвание — тлингит, возможны варианты: лингит, клинкит, означает «человек, люди».

В старых русских источниках они фигурируют под следующими названиями: ко́лоши, ко́люжи, ка́лоши, ка́люжи, ко́люши. Этноним - kulut'ruaq - русские заимствовали у алутиик , которые так обозначали женщин-тлинкиток, носящих лабреты .

Численность

Область расселения тлинкитов

Аборигенная численность оценивается в 10 тыс. чел.

Динамика

В 1805 году было только мужчин 10000, а по другим данным в начале XIX века их было около 6 тыс. чел.; более 5800 чел. в 1835 г.; около 7 тыс. чел. в конце XIX века; 3895 чел. на Аляске на 1 января 1920 г.; 4462 чел. на Аляске на 1 октября 1929 г.; около 5780 чел. в 1950 г. в 19 посёлках на Аляске; 9 тыс. чел. в 1959 г.; 9500 чел. в 1977 г.; в 1976 г. в Канаде было 534 тлинкита; в 1980 г. в США перепись населения зарегистрировала 9509 чел.; 11 тыс. чел. в 1994 г.; ныне около 19,4 тыс. чел., в том числе приблизительно 18.450 чел. в США и около 1 тыс. чел. в Канаде.

Устройство общества и быт

В социальном плане племя делилось на фратрии, фратрии — на роды. Род матрилинейный. Племя делилось на куаны (группы).

Изначально имелось 18 территориальных подразделений (куанов), а в конце XIX века их было 14 (от 1 до 8 деревень в каждом): чилкат, ситка, якутат, стикин, аук, тонгас, таку, хуна, хуцнуву, кейк, тагиш, хенья, акой и санья.

Куан составляли несколько селений, каждый куан и каждое селение имели своего вождя. Кроме вождей ( тойонов ), знать составляли шаманы . Были и рабы , обычно чужеплеменники.

Селения тлинкитов состояли из домов , которые обычно строились вдоль берега реки или бухты, фасадами к воде. Небольшие селения имели по 4—5 домов, и около 100 человек населения, крупные — до 25 домов и около 1000 человек населения. Летом на рыбалке и охоте они сооружали временные шалаши . Тлинкиты вели торговлю, например с атапасками, предметы торговли: шкуры, меха, одежда.

Браки могли заключаться только между представителями родов противоположных фратрий. Брачный возраст для юношей — 17—18 лет, для девушек — 15—16. Семья была обычно парная, но было распространено и многожёнство (среди богатых). Нередко тлинкиты участвовали в военных походах, причём они имели и флотилии из каноэ. Использовалось оружие : луки, стрелы, медные и железные кинжалы, палицы с каменным ударником, вёсла, шлемы с забралом и деревянные защитные панцири.

Тлинкитские тотемы в Кетчикане , Аляска

Занятия

Основные занятия — рыбалка , главным образом на лосося и сельдь, как в реках , так и в море , а также охота на морских и сухопутных животных. Земледелием до прихода европейцев тлинкиты не занимались.

Материальная культура

Хорошо владели ремёслами , строили каноэ , вырезали из дерева тотемные столбы, посуду , утварь, простую мебель , плели корзины , циновки, изготовляли ткани . Ещё до прихода европейцев умели обрабатывать железо . Среди орудий труда тлинкиты использовали остроги, гарпуны , плетёные ловушки для рыб, , деревянные и костяные рыболовные крючки, ножи и дубинки для глушения рыб и тюленей.

Хозяйственный год делился на 4 сезона: зима (така), весна (такуити), лето (кутан), и осень (еес). Месяц — дис, диси, то есть «луна». Начало года приходилось на июль. Обстановку дома составляли деревянные сундуки, ящики, циновки из кедровой коры, деревянная посуда. Одежда делилась не только на мужскую и женскую, но и на летнюю и зимнюю. Летом тлинкиты носили меховые накидки или рубахи из оленьей или тюленьей кожи, ходили босиком, а женщины — туникообразные рубахи-платья из кожи. Зимой к этому добавлялись штаны, представлявшие единое целое с мокасинами . На голове носили плетёные шляпы. Ценными мехами считались шкуры калана , бобра, волка , сурка . Куницу носили только вожди и знатные индейцы. Одежда богато украшалась своеобразным орнаментом, главным мотивом которого был «глаз», а также морды зверей. Точно такой же орнамент наносился на утварь, каноэ. Пища тлинкитов была разнообразна. Главным компонентом её был рыбий или . Основной продукт — рыба , в первую очередь лосось , сельдь . В пищу шли также крабы , моллюски , водоросли , мясо оленей , коз , баранов , медведей , тюленей , дельфинов , китов и т. д.

Вождь Анотклош в традиционном одеяле-чилкан с погремушкой в виде птицы в руке. Джуно , Аляска, 1913 год

Духовная культура

Традиционные верования — магия , тотемизм , шаманизм , анимизм , представлявшие собой целостный комплекс.

Тлинкиты считали землю плоской, небо твёрдым, звёзды — кострами в жилищах духов, солнце и луна были для них живыми, понимающими язык людей. Земля, согласно мифу, покоилась на гигантском столбе в виде лапы бобра , его удерживала подземная старуха Агишануку (Айишанаку). Землетрясения происходили, по их мнению, из-за борьбы Агишануку с человеком- вороном Йэлом (главный герой их мифов, родственный Кутху ). Тлинкиты верили в числовую магию, их магическим числом было 4, как и у многих народов северной Америки. Собственно, оно символизирует 4 сезона, 4 стороны света и т. д. Их мир был населён множеством духов и душ людей и животных. Духи покровительствовали озёрам, рекам, ледникам, горам и другим стихиям. Например, главным подводным духом был Конакадет. Богатый фольклор, эпос о Вороне, миф о гигантской птице-Гром по имени Хетл, распространены танцы и игры. В прикладном искусстве, как уже было сказано, была развита резьба по дереву, существовали её разные стили. Главными мотивами изображений были орлы, медведи, бобры и другие животные.

Тлинкиты верили в загробный мир собак. Туда могли попасть и люди, кто плохо обращался с животными, убивал их не ради пропитания, а также колдуны и самоубийцы .

К концу девятнадцатого века большая часть тлингитов приняли христианство, причём многие вошли в православную церковь , основанную намного ранее во время российской колонизации. Выбор православия мог рассматриваться как попытка более консервативных тлингитов сохранить некоторую культурную независимость от наступающей англосаксонской цивилизации США, которую связывали с пресвитерианскими миссионерами .

Язык

Ранее основным языком тлинкитов был тлинкитский ( семья на-дене ), однако в настоящее время большинство носителей либо полностью перешли на английский язык, либо двуязычны. В конце XX века Майкл Краусс оценивал количество носителей тлинкитского языка в 700 человек.

При именовании у тлинкитов были распространены текнонимы : имя родителя образовывалось путём прибавления к имени ребенка слов «иш» (отец) или «тла» (мать); при этом, если у человека не было ребёнка, он мог получить имя-текноним по кличке его любимой собаки .

Война с русскими в начале XIX века

В XVIII веке на запад Америки проникают русские , испанцы и в XIX веке англичане с французами . Особо складываются русско-тлинкитские отношения, первоначально это были конфликты, но затем отношения улучшились. Но деятельность Российско-Американской компании подрывала основу экономического благосостояния тлинкитов, ведя промысел каланов — их главного товара в торговле с англо-американцами (в России их тогда называли бостонцами). Одним из непосредственных поводов к выступлению тлинкитов стали действия капитана американского судна «Глоуб» Уильяма Каннингема — он пригрозил индейцам полным прекращением торговли, если они не избавятся от русского присутствия на их земле.

В мае 1802 года началось мощное восстание тлинкитов , стремившихся изгнать русских вместе с байдарочными флотилиями со своей земли и территориальных вод. Первая крупная стычка на материке произошла 23 мая 1802 года. В июне отряд в 600 индейцев под предводительством вождя Катлиана напал на крепость Михаила Архангела на острове Ситка . Они дождались, когда «ситкинская» партия отправилась на промысел, и атаковали крепость, в которой оставалось 15 человек. Любопытно, что и в обороне русского поселения, и в нападении на него участвовало несколько американских матросов, причём некоторые из них дезертировали с американского судна «Дженни», которым командовал капитан Джон Крокер. Через день индейцы уничтожили почти целиком маленькую партию Василия Кочесова и Алексея Евглевского, возвращавшуюся в крепость с промысла, а взятых в плен полукровок-креолов замучили пытками. К июню, в течение последовавшей серии нападений, «Ситкинская партия» из 168 человек была полностью разгромлена. Уцелевших русских, кадьякцев и алеутов, в том числе вызволенных из плена женщин и детей, взяли на борт оказавшиеся поблизости британский бриг «Юникорн» и два американских судна — «Алерт» и небезызвестный «Глоуб». Утрата Ситки была тяжелейшим ударом для русских колоний и лично для губернатора Баранова. Общие потери Российско-американской компании составили 24 русских и 200 алеутов. Потери тлинкитов никто не считал.

Александр Баранов с трудом удержался от немедленной мести и решил накопить силы для ответного удара. Собрав внушительную флотилию из 3 кораблей и 400 туземных байдарок, в апреле 1804 года из Якутата Баранов отправился в карательную экспедицию против тлинкитов. Он намеренно выстроил свой маршрут не по кратчайшему пути, а по огромной дуге, чтобы продемонстрировать местным индейцам военное могущество. Это ему удалось: при приближении русской эскадры тлинкиты в панике покидали свои селения и прятались в лесах. Вскоре к Баранову присоединился военный шлюп «Нева», совершавший под командованием знаменитого капитана Юрия Лисянского кругосветное путешествие. Итог сражения был предопределён: тлинкиты на острове Ситка были разгромлены, а вместо уничтоженной ими крепости Михаила Архангела Баранов основал поселение Ново-Архангельск , ставшее столицей Русской Америки .

Однако 20 августа 1805 года тлинкиты с союзниками сожгли Якутат и перебили остававшихся там русских и алеутов. Кроме того, тогда же в дальнем морском переходе попали в шторм и погибли ещё около 250 человек. Падение Якутата и гибель партии Демяненкова стали ещё одним тяжёлым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

В том же 1805 году Баранов приказал окружить остров Ши (так называют о. Ситка индейцы), на котором оставалось до нескольких тысяч тлинкитов, прятавшихся в горах, и уничтожать всех [ источник не указан 1507 дней ] . Так был «зачищен» восьмой по величине остров Аляски, который в скорости переименовали в «остров Баранова». Война закончилась заключением перемирия, которое, однако, индейцы не признавали, поскольку оно было заключено без соблюдения соответствующих индейских обрядов. Лишь спустя 200 лет, 2-3 октября 2004 г. была проведена официальная церемония примирения между кланом киксади и Россией. Официальная церемония проводилась на поляне, рядом с тотемным столбом военного вождя киксади Катлиана. В церемонии, согласно требованию клана и благодаря сотрудничеству Службы Национальных Парков, Библиотеки Конгресса, российских историков и Культурного Центра Индейцев Юго-Востока Аляски, принимала участие проживающая в Москве Ирина Афросина — прапраправнучка первого главного правителя русских колоний в Северной Америке А. А. Баранова .

См. также

Примечания

  1. Барри Прицкер A Native American Encyclopedia: History, Culture, and Peoples . Оксфорд , изд. Oxford University Press (2000), стр. 209 ISBN 978-0-19-513877-1
  2. Давыдов. 2 // Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова. — СПб. : Морская типография, 1812. — С. 234.
  3. Петрухин, В. Я. Загробный мир. Мифы о загробном мире: мифы разных народов/Петрухин В. Я. — М.: АСТ: Астрель, 2010.-10-11с.
  4. Kan, Sergei. 1999. Memory eternal: Tlingit culture and Russian Orthodox Christianity through two centuries. P.xix-xxii
  5. Гринёв А. В. от 3 мая 2018 на Wayback Machine // Советская этнография . 1990. № 5. — С. 132—141.
  6. Дата обращения: 10 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.

Литература

  • «Народы мира». Историко-этнографический справочник. — М., 1988.
  • Гринев А. В. — Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. — 320 с. — ISBN 5-02-02974-0.
  • Зорин А. В. Индейская война в Русской Америке // Альманах «Первые американцы». Курский государственный медицинский университет, историко-культурный центр «Индейцы Северной Америки». — Курск, 2002.
  • Тлинкиты. каталог коллекции Кунсткамеры / Отв. ред. Ю. Е. Березкин. — СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 2007.
Источник —

Same as Тлинкиты