Объединённая церковь Христа
- 1 year ago
- 0
- 0
Объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ) — христианская пятидесятническая церковь, объединяющая свыше 2 тыс. общин в России , на Украине , в Армении , Белоруссии , Прибалтике , Грузии , Средней Азии , Германии и других странах. Прихожанами церкви являются более 450 тыс. человек .
Название церкви основывается на двух библейский отрывках — Фил. и Деян. . В различное время верующие данной церкви были известны как « нерегистрированные пятидесятники », либо под именами своих руководителей — « воронаевцы », « бидашевцы », « федотовцы ».
Датой образования ОЦХВЕ считается 1992 год , однако сама церковь возводит свою историю к деятельности И. Е. Воронаева и А. И. Бидаша .
Миссионер Ассамблей Бога Иван Ефимович Воронаев прибыл в Одессу в августе 1921 года. 12 ноября 1921 года в одном из зданий Сабанского переулка было официально проведено первое богослужение новообразованной пятидесятнической церкви.
В 1924 году в городе Одессе
Воронаев
созвал первый областной съезд, на котором был основан «
Одесский областной союз Христиан Евангельской Веры
». К этому году общины воронаевского движения были основаны почти во всех областях Украины, а также в
Ташкенте
, на
Урале
и даже в
Сибири
. На втором съезде (2-4 сентября 1925 года) был учреждён
Всеукраинский союз христиан евангельской веры
. На съезде была принята резолюция о
Вероучении
, о праздновании христианских праздников, о молитвенных собраниях сестёр, об отношении к другим церквям, о браке и разводах, о рукоположении. В следующем году было издано «
Краткое Вероучение Христиан Евангельской Веры
».
К 1926 году в союз входило 250 общин и 15 тыс. верующих, в следующем году — 350 общин и 17 тыс. верующих . В 1929 году было принято законодательство о свободе совести и религиозных объединениях, значительно ограничившее свободу совести. В следующем году Воронаев и ряд других священнослужителей были арестованы и сосланы в Сибирь. Союз был фактически обезглавлен и его деятельность прекращена.
В 1942 году в оккупированных немцами Пятихатках состоялся съезд пятидесятнических служителей, на котором было провозглашено воссоздание Епископальной церкви ХВЕ . Руководителем союза стал Г. Г. Понурко , возведенный в сан епископа . В союз вошло ок. 200 общин, с общей численностью 5 тыс. человек. В следующем году к объединению присоединились ещё 152 общины с 6,6 тыс. верующих. До конца войны на епископское служение были рукоположены А. И. Бидаш и Д. И. Пономарчук . Весной 1945 года, с возвращением советских войск на Украину, Г. Понурко был арестован. В августе 1945 года пятидесятнические служители А. Бидаш, Д. Пономарчук, И. Панько и С. Вашкевич подписали в Москве т. н. «августовское соглашение» об объединении с евангельскими христианами и баптистами в один союз . Фактически, за созданием объединения стоял Совет по делам религиозных культов СССР , который отказал признавать отдельный пятидесятнический союз. В результате слияния в общины ЕХБ влилось ок. 40 тыс. пятидесятников .
Однако, уже в следующем году часть пятидесятнических лидеров заявили о выходе из объединения. В Киеве , под руководством А. Бидаша , В. Белых и И. Левчука было созвано совещание служителей, несогласных с августовским соглашением . В 1948 году в Днепродзержинске состоялось второе расширенное совещание служителей ХВЕ, на котором фактически было провозглашено создание отдельного союза. Сразу же после окончания съезда все его 16 участников были арестованы и позже приговорены к различным срокам тюремного заключения. Однако арест лидеров не остановил выход пятидесятнических общин из союза ЕХБ .
В 1955-56 годах, с началом хрущевской оттепели и возвращением из тюрем значительного числа служителей, деятельность союза независимых пятидесятников вновь была восстановлена. 15-20 августа 1956 года харьковский съезд служителей ХВЕ провозгласил «существующим и независимым нерегистрированный союз ХВЕ». На съезде также было утверждено « Краткое вероучение Христиан Веры Евангельской, которые находятся в СССР », изданное И. Воронаевым в 1926 году и доработанное А. Бидашом . В том же 1956 году на епископское служение были рукоположены В. И. Белых и И. А. Левчук .
Начальствующим епископом союза был А. Бидаш , некоторое время (в 1957-67 годах) руководивший братством, находясь в заключении. Территория Советского Союза была разделена на 38 регионов, отдельными регионами были Беларусь, Армения, Молдавия, области России и Украины. К 1967 году Бидашом был сформирован Совет епископов с Правлением и Начальствующим епископом. Впоследствии, группа Бидаша именовалась Киевским епископатом . В 1972 году на епископское служение в России был рукоположён и введен в Совет епископов И. П. Федотов . В последние годы жизни Бидаш отошёл от управления братством, на Совете епископов поочерёдно председательствовали находящиеся на свободе епископы.
В 1968 году советскими властями пятидесятникам было предоставлено право автономной регистрации, при условии отказа от « изуверских обрядов » — крещения Духом Святым со знамением говорения на иных языках. Большая часть т. н. «нерегистрированных» пятидесятников отказалась от права автономной регистрации.
В 1978 году, со смертью Бидаша руководство союзом переходит В. И. Белых .
В 1981 году епископ И. Федотов был в третий раз арестован и осуждён на 5 лет заключения. В его отсутствии в братстве незарегистрированых пятидесятников окончательно назревает раскол, связанный с оценкой т. н. « таллинского пробуждения ». Вплоть до 1992 года незарегистрированные пятидесятники не имели единого управления, фактически распадаясь на «киевское братство» и «московское братство».
13-17 мая 1992 года в Москве, во время христианской конференции, организованной Карлом Ричардсоном из Церкви Бога , было провозглашено единство незарегистрированного братства ХВЕ в государствах бывшего Советского Союза.
В последующие годы к объединению присоединились другие группы и национальные союзы. В 2010 году в ОЦХВЕ вошла малая группа из Азиатского братства в составе двух епископов (Владимира Куца и Владимира Головина) и их сторонников.
Высшим органом управления ОЦХВЕ является Съезд епископов церкви (Съезд ОЦХВЕ) , проводимый раз в 2-3 года. Съезд избирает Правление совета епископов, начальствующего епископа и его заместителя.
1-2 августа 1992 году в Москве состоялся первый съезд ОЦХВЕ, принявший новое название: « Объединённая церковь христиан веры евангельской ». Съезд избрал начальствующим епископом ОЦХВЕ В. И. Белых , а его заместителем — И. П. Федотова .
В 1997 году на состоявшемся в г. Малоярославце втором съезде ОЦХВЕ повторилось их избрание: Виктор Белых был избран начальствующим епископом ОЦХВЕ, а Иван Федотов — заместителем начальствующего епископа ОЦХВЕ.
Третий съезд ОЦХВЕ прошёл в 1999 году в Рыбнице , Молдова.
В 2001 году, после смерти В. Белых , начальствующим епископом ОЦХВЕ стал Иван Федотов .
Четвёртый съезд служителей ОЦХВЕ состоялся в 2002 году в Виннице , Украина. В том же городе прошел пятый съезд в 2005 году и шестой съезд в 2008 году.
В 2011 году, после смерти Федотова, руководителем объединения на съезде ОЦХВЕ был избран епископ Георгий Бабий . В том же году в Краснодаре прошел седьмой съезд ОЦХВЕ.
В 2020 году, после смерти Мирошина, Главой совета Епископов ОЦХВЕ в России, был избран епископ Краснодарской церкви, Ноздрин Владимир Владимирович.
Объединённая церковь христиан веры евангельской насчитывает свыше 2 тыс. общин .
Крупнейшим национальным союзом, входящим в ОЦХВЕ, является ОЦХВЕ Украины . Численность верующих украинского братства неуклонно растёт. Так, в 1996 году на Украине проживало 40 тыс. членов церкви (400 церквей), в 2000 — 50 тыс. (500 церквей) , в 2006 году — 70 тыс. (700 церквей) . В 2010 году ОЦХВЕ Украины объединяла 80 тыс. крещённых членов церкви в 800 церквах. В украинских церквах действует более 300 воскресных школ . В 2010 году общее число прихожан ОЦХВЕ Украины оценивалось в 195 тыс. человек .
В России , по данным издания «Операция мир» в 2010 году прихожанами ОЦХВЕ являлись 180 тыс. человек; из этого числа лишь 60 тыс. были крещёнными членами церкви . В 2014 году в России действовало 500 общин ОЦХВЕ . Церковь традиционно не регистрирует свои общины в государственных органах; юридические вопросы братства в России представляет Российская ассоциация миссий христиан веры евангельской (РАМХВЕ).
Значительное число верующих ОЦХВЕ проживает в Армении . На четвёртой конференции ОЦХВЕ в 2002 году сообщалось о 20 тыс. крещённых членах армянской церкви и ещё 20 тыс. прихожанах . Впоследствии число прихожан церкви немного сократилось (до 35 тыс. в 2010 году ).
Число верующих ОЦХВЕ в Белоруссии в 2010 году оценивалось в 18 тыс. (из которых 9 тыс. — члены церкви) . Преимущественно русскоязычные общины ОЦХВЕ имеются в Грузии, странах Прибалтики и Средней Азии. Несколько десятков общин русскоязычных пятидесятников-эмигрантов действуют в Германии.
С мая 1993 года до середины 2000-х годов базовым образовательным центром братства был Рыбницкий библейский колледж . За это время в колледже прошли обучение более 7 тыс. человек.
В 2005 году в Виннице открылась Украинская теологическая семинария , ставшая первым высшим учебным заведением ОЦХВЕ. Чуть позже, на базе библейского колледжа в Кривом Роге был открыт Криворожский библейский институт .
Ряд библейских колледжей действует и в других городах — в Черкассах , Броварах , Минске , Новочебоксарске ( Средне-волжский библейский колледж ) и др.