Левченко, Василий Сидорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Геннадий Сидорович Мосин ( 26 января 1930 , Каменноозёрское , Богдановичский район , Шадринский округ , Уральская область , РСФСР , СССР — 20 декабря 1982 , Свердловск , РСФСР , СССР ) — советский художник , живописец , монументалист , график . Член Союза художников СССР , Заслуженный художник РСФСР .
Родился 26 января 1930 года в селе Каменноозёрское Богдановичском районе Шадринского округа Уральской области в крестьянской семье. С 1931 года проживал с матерью в городе Берёзовском .
В 16 лет поступил в Свердловское художественное училище . На занятия ходил пешком — 20 километров туда и обратно.
В 1951 год уехал в Ленинград и поступил на живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина . Дипломная работа «Уральский сказ» (1957 год) на сюжет сказа Павла Бажова . После окончания академии педагог Мосина профессор Виктор Орешников убеждал молодого художника остаться в Ленинграде, предлагал на первых порах работать в его мастерской. Однако Мосин принял решение в 1957 году вернуться в Березовский.
С 1960 года художник с семьей жил в Свердловске. Член Союза художников СССР (с 1961 года).
В 1960-е годы рождается творческий союз Геннадия Мосина и Миши Брусиловского , подружившихся ещё в институте. Плод их союза — гигантское полотно «1918-й». На выставках 1970-х годов Мосин участвовал портретами, пейзажами, иллюстрациями. С 1972 по 1979 годы исполнил для Средне-Уральского книжного издательства 6 книг, в том числе сказ Павла Бажова « Серебряное копытце », а также сборник « Малахитовая шкатулка » (25 сказов), итоговая работа на бажовскую тему, опубликованная в свет в 1983 году, уже после смерти художника. Преподавал живопись в Свердловском художественном училище с 1975 по 1979 годы.
В последние годы жизни художник активно занимался книжной графикой (иллюстрации к «Русским народным сказкам» и «Сказкам дедушки Ай-По» Юрия Афанасьева), создал живописный портрет солиста Большого театра Александра Ведерникова , собирался написать портрет композитора Георгия Свиридова , но не успел, создав только рабочий эскиз к нему. Итогом творческой деятельности Геннадия Мосина стали две персональные выставки, прошедшие в Свердловске (ноябрь 1981 года) и в Москве (январь 1982 года). Накануне первой выставки ему было присвоено звание Заслуженный художник РСФСР .
У художника было много творческих замыслов, но времени на их осуществление уже не было. Скончался от рака на 53-м году жизни. Похоронен на Широкореченском кладбище .
Работы Геннадия Мосина находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств , Нижнетагильском музее изобразительных искусств , Пермской государственной художественной галерее , Челябинском государственном музее изобразительных искусств , Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова и других музеях.
В 1962 году в соавторстве с Мишей Брусиловским начал работу над картиной «1918-й». Решение написать картину было вызовом первому секретарю правления Союза художников РСФСР Владимиру Серову , который занимался историко-революционной живописью и специализировался на изображении Ленина .
В 1963 году художественному совету выставкома по подготовке художественной выставки «Урал социалистический» был представлен эскиз картины . Художественный совет эскиз утвердил, и с художниками заключили договор на её создание. Когда картина была уже почти готова, Мосин и Брусиловский свернули холст и написали другой вариант , изобразив Ленина человеком решительным и способным на всё для достижения своих целей . В. Серов, узнав, что художники изобразили Ленина не тихим и скромным, каким его изображал сам Серов , а также другие художники того времени, пытался сделать всё, чтобы запретить картину ещё в процессе её создания. Продвижению картины помогла Е. Ф. Белашова , секретарь Союза художников СССР, которая использовала картину в борьбе с Серовым.
Картина «1918-й» экспонировалась на крупнейших выставках в Москве , была отмечена специальным дипломом Министерства обороны , репродуцировалась в журналах « Творчество » ( 1965 и 1967 ), « Огонёк » (1967), « Искусство » (1967, 1969 ), альбомах «Искусство рождённое Октябрём» (1967) и «Этих дней не смолкнет слава» ( 1968 ) , представляла советское искусство на международной выставке Биеннале в Венеции в 1966 году и в 1967 году на выставке молодых художников в Берлине ( ГДР ) . Картина стала признанной частью официальной ленинианы и принесла Геннадию Мосину и Мише Брусиловскому всесоюзную славу . Кинооператором Борисом Шапиро для киножурнала «Советский Урал» был снят киносюжет о создателях картины .
В настоящее время картина находится в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова . Эскиз картины, выполненный в 1963 году, находится в Пермской государственной художественной галерее , а первый вариант работы хранится в фондах ЕМИИ .