«Недоросль»
—
комедия
Дениса Ивановича Фонвизина
. Слово «недоросль» в
XVIII веке
означало молодого
дворянина
, не получившего письменного удостоверения от учителя литературы. Недорослей не принимали на службу, им не давали «венечных памятей»
— документов, разрешающих вступление в брак
.
Героями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII века в России:
чиновники
, дворяне,
крепостники
,
слуги
, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофан и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми: в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана (на самом деле его воспитанием и образованием она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».).
Как и другие пьесы эпохи
классицизма
, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины,
Митрофан
— «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин,
Вральман
, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее
резонёрами
, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали
отрицательными как и их носители
.
Содержание
История создания
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 года после возвращения из
Франции
, где он провёл около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии
. Работа над «Недорослем» займёт у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику
. Текст первого раннего «Недоросля» значительно отличается от текста общеизвестной, сценической, редакции поздней одноимённой комедии, они различаются не только наименованием действующих лиц, но и трактовкой образов, числом и характеристикой отдельных персонажей, замыслом пьесы и всем её драматургическим и идейным построением
.
Действующие лица
Терентий Простаков
(имя выводится из текста пьесы, но автор называет его
Господин Простаков
) — глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всём старается угодить своей жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» — говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына: «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо, присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено». Лебезит перед Стародумом.
Госпожа Простакова (в девичестве — Скотинина)
— жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено. Также лебезит перед Стародумом.
Митрофан Терентьевич Простаков
, Митрофанушка
— сын их, недоросль. Разбалованный и неблагодарный молодой человек. Не стыдится своей глупости. Так же, как отец и мать, лебезит перед Стародумом.
Еремеевна
— «мама» (то есть
кормилица
) Митрофана. Горой стоит за него, хотя и глубоко несчастна, так как госпожа Простакова недовольна ею.
Правдин
— государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнаёт о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства. Восхищён идеями Стародума.
Стародум
— дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье. Главный резонёр пьесы — идеи, высказываемые им на протяжении всей комедии, отражают взгляды самого Фонвизина. Независимый, благородный и практичный человек.
Милон
— молодой
офицер
, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение. Рад знакомству со Стародумом.
Тарас Скотинин
— брат госпожи Простаковой, грозный и суровый человек. Отставной капрал гвардии. Хочет жениться на Софье. Любит свиней. Лебезит перед Стародумом.
Сидорович Кутейкин
— бывший семинарист, учит Митрофана грамматике. Разговаривает фразами с большим применением церковнославянских слов. Нерадивый наставник, однако, понимая это, всё же берёт деньги за своё «обучение».
Пафнутьевич Цыфиркин
— отставной сержант, учит Митрофана арифметике. Бывший гарнизонный полка Милона. Разговаривает чётко и бодро. Как и Кутейкин, наставник нерадивый, однако денег за своё «обучение» не берёт.
Адам Адамович Вральман
— немец, бывший кучер, но выдаёт себя за учёного. Нанят для того, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям (Кутейкину и Цыфиркину), за что те даже грозятся его поколотить. Разговаривает на ломаном русском. Еремеевна возмущена тем, что Вральман курит.
Тришка
— портной-самоучка. Скромный и тихий человек.
Слуга Простакова
.
Камердинер Стародума
.
Постановки
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в
Петербурге
, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром
Иваном Афанасьевичем Дмитревским
в
Москву
. Но и здесь его ждёт неудача: цензор московского российского театра, испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии:
24 сентября
1782 года состоялась премьера в Петербурге (
Вольный Российский театр
, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам
Иван Афанасьевич Дмитревский
, Правдина —
Козьма Иванович Гамбуров
, Цыфиркина —
Антон Михайлович Крутицкий
, Скотинина —
Сергей Ефимович Рахманов
. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков»
.
Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра
Майкла Медокса
.
Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты
университета
. Появилось множество любительских постановок
.
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от
Пушкина
,
Гоголя
,
Лермонтова
до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н. В. Гоголь).
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (
Виссарион Григорьевич Белинский
; цитирование:
).
Однако
Екатерина II
поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжёлую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещён. Незадолго до смерти Фонвизин обращался к императрице с просьбой разрешить ему издать перевод
Тацита
, но разрешения не было дано»
.
Во время обучения в
Нежинской гимназии
Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
В произведении упоминается
Франсуа Фенелон
, написавший трактат «О воспитании девиц». Именно эту книгу читает Софья. Стародум одобряет выбор девушки, отталкиваясь от той мысли, что «автор
Телемака
» дурному научить не может.
Благодаря пьесе имя
Митрофан
(особенно в форме
Митрофанушка
), как и само слово
недоросль
, стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.
В материалах для журнала «Друг честных людей, или Стародум» имеются два письма, представляющие собой сюжетное продолжение «Недоросля»: письмо Софьи Стародуму с жалобой на то, что Милон женился на ней и вскоре изменил ей, влюбившись в «презрительную женщину», и ответное письмо Стародума, утешающего племянницу.
Примечания
В родственных проектах
Д. И. Фонвизин «Недоросль: избранные произведения», Спб, «Азбука Классика», 208; Комментарии А. Д. Степанова с. 300
(неопр.)
Дата обращения: 20 февраля 2011.
9 октября 2014 года.
Брилиант С.
. — Litres, 2017-09-05. — 122 с. —
ISBN 5425082363
.
28 января 2018 года.
История русского драматического театра. —
М.
, 1977. — С. т. 1, с. 204—207.
Г. Коровин.
. — Литературное наследство, 1933. — 544 с.
28 января 2018 года.