Прохорова, Мария Сергеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Сергеевна Грибоедова (в замужестве Дурново ; 26 июня ( 7 июля ) 1792 — 1856) — сестра Александра Сергеевича Грибоедова , в своё время известная арфистка и пианистка .
Дочь отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова (1761—1814) от его брака с Анастасией Фёдоровной Грибоедовой (1768—1839). Родилась в Москве, крещена 4 июля 1792 года в Спасо-Преображенской церкви на Песках, близ Арбата. Получила хорошее домашнее воспитание.
Была ученицей профессора Фильда. «Часто в доме Грибоедовых (на Новинским) устраивались музыкальные кружки, — вспоминал князь В. О. Одоевский, — Мария Сергеевна превосходно играла и на фортепьяно и в особенности на арфе» . Принимала участие в публичных благотворительных концертах в Москве. После смерти отца, получила родовое имение во Владимирской губернии по дарению от своего брата .
В 1827 году вышла замуж за поручика Алексея Михайловича Дурново (1792—ок. 1849), позже предводителя Тульского дворянства. Жила в родовом имении мужа в селе Спасское. Дурново считался сильным скрипачом и вместе с женой играл активную роль в музыкальной жизни Тулы.
В письме к Степану Бегичеву , Грибоедов писал: "Я враг крикливого пола, но две женщины не выходят у меня из головы: твоя жена и моя сестра" .
В 1824 году Грибоедов послал ей автограф стихотворения "Давид" при записке на французском языке: Chère Marie, j’ai passé une nuit de souffrances. Veuillez envoyer cette production de mon insomnie à Kuchelbekker. Pour le livre vous le renderez à qui il appartient - c’est une pauvreté ("Дорогая Мари, я провёл мучительную ночь. Пожалуйста, отправьте этот продукт бессонницы Кюхельбекеру. А по поводу книги, которую вы имеете, верните кому она принадлежит - это нечто жалкое")
В 1828 году Марья Сергеевна в письме сообщала брату о рождении сына Александра , просила взаймы 10 тыс. руб. и приглашала к себе вместе со Степаном Бегичевым . Они в июне (около 16-18 июня 1828 года) посетили её в селе , Чернского уезда Тульской губернии , о чем Грибоедов сообщал 24 июня 1828 года А. А. Жандру : "Она с мужем Бог знает в какой глуши, капусту садит, но чисто, опрятно, трудолюбиво и весело. Зять мой великий химик, садовник, музыкант, успешно детей делает и сахар из свеклы. Сашку я наконец всполоснул торжественно, по-христиански. Что за фигура: точно лягушка"
В письме к С. Н. Бегичеву от 9 сентября 1825 года А.С. Грибоедов пишет: "Еще игра судьбы нестерпимая: весь век желаю где-нибудь найти уголок для уединения, и нет его для меня нигде. Приезжаю сюда (в Симферополь), никого не вижу, не знаю и знать не хочу. Это продолжалось не далее суток, потому ли что фортепьянная репутация моей сестры известна, или чутьем открыли, что я умею играть вальсы и кадрили; ворвались ко мне, осыпали приветствиями, и маленький городок сделался мне тошнее Петербурга"
Устные рассказы М. С. Дурново о брате использованы отчасти в материалах к биографии Грибоедова, подготовленных Д. А. Смирновым.
Мария Сергеевна раньше других знала о литературных замыслах Александра Сергеевича, о его писании первых актов комедии " Горе от ума ". Он работал там, где придется, вспоминала Мария Сергеевна. Очень часто приходил писатель в комнату сестры. Комедия оставалась в то время еще тайной, не только для публики, но и для большинства знакомых. Но однажды М. Ю. Виельгорский , перебирая ноты на фортепиано Марии Сергеевны, нашел лист, потом другой, третий, написанные стихами и рукою Грибоедова. Мария Сергеевна хотела спрятать обнаруженные листки, но было уже поздно. Весть о новой комедии обежала Москву из уст известного в то время музыканта-любителя. После смерти брата Мария Сергеевна Дурново вместе с вдовой драматурга, Н. А. Грибоедовой , стала душеприказчицей Александра Сергеевича Грибоедова. Об этом было объявлено в " Московских ведомостях " от 11 марта 1831 г.; по истечении годичного срока Чернский уездный суд «решительным определением своим 1832 г. августа 31-го числа согласно указов к оставшемуся по смерти прописанного статского советника Александра Сергеева сына Грибоедова денежному капиталу, хранящемуся в Санкт-Петербургском опекунском совете, законными наследниками утвердил жену умершего господина Грибоедова Нину Александровну и родную сестру поручицу Марью Сергеевну дочь Грибоедову по мужу Дурново и если осталась по смерти господина Грибоедова книга комедия Горе от ума, то оная принадлежит госпожам Дурново и Грибоедовой»