Interested Article - Афанасьев, Александр Николаевич

О генерале см. Афанасьев, Александр Николаевич (генерал)

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев ( 12 [24] июля 1826 23 сентября [ 5 октября ] 1871 ) — русский собиратель фольклора , исследователь духовной культуры славянских народов , историк и литературовед. Камер-юнкер .

Биография

Родился в Богучаре Воронежской губернии , согласно архивным данным 12 ( 24 ) июля 1826 года : «города Богучара у титулярного советника Николая Иванова сына Афанасьева от жены Варвары Михайловны родился сын Александр» . Его отец служил в Богучарском земском суде и в декабре 1828 года получил должность уездного стряпчего в Боброве , где прошло детство и юность Александра Афанасьева. В семье было семеро детей. Мать умерла рано и воспитание дети получили от отца, который высоко ценил образование и привил эту любовь детям.

До 1837 года, когда он поступил в Воронежскую гимназию , получал домашнее образование под руководством педагогов уездного училища, а также местных священников. В 1844 году одним из лучших окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета , где в 1847 году под руководством К. Д. Кавелина приступил к самостоятельным научным занятиям и начал сотрудничать в литературных журналах Современник и Отечественные записки , где были напечатаны его первые литературоведческие статьи; 21 сентября 1848 года в присутствии министра народного просвещения С. С. Уварова прочитал лекцию «О влиянии государственного (самодержавного) начала на развитие уголовного права в XVI и XVII столетиях на Руси», которая была найдена слишком либеральной и по окончании университета со степенью кандидата Афанасьеву было отказано в возможности продолжать в нём дальнейшие научные занятия .

1849—1862 годы

После неудачных попыток найти место учителя законоведения преподавал в московском пансионе Эннеса русскую историю и словесность. В ноябре 1849 года поступил на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел ; в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре — правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве . В этой должности он работал до 1862 года. С 1859 года имел чин надворного советника .

Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные рукописи и книги на рынке у Сухаревской башни ; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой он черпал сведения по истории русской культуры.

В журналах « Современник » (1849—1852), « Отечественные записки » (1850—1860) , «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачовым , и некоторых других изданиях Афанасьев опубликовал более 68 статей; среди его работ:

  • «Дедушка домовой », первое его мифологическое исследование («Архив» Калачёва, ч. 1);
  • « Ведун и ведьма » (альманах «Комета», изд. Н. Щепкиным ; отдельно, Москва, 1851);
  • «Языческие предания об острове Буяне» («Временник общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 — здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);
  • « Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852 г., № 1—3);
  • «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями » («Известия акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);
  • «Русские сатирические журналы 1769—1774 г.» («Отечественные записки», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 — до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

В 1858—1859 годах он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал « Библиографические записки », где опубликовал:

  • «Сатиры Кантемира»;
  • «Н. И. Новиков»;
  • «Литературная полемика прошлого столетия»;
  • «Русская книжная торговля» и другие.

В 1860 году Афанасьев издал сборник «Русские народные легенды», который однако был изъят из продажи цензурой . Этот сборник включал 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви , вследствие чего он и был запрещён по настоянию Святейшего Синода .

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в Институте русской литературы РАН .

С 1862 года

А. Н. Афанасьев (ранее 1871)

В конце 1850—1860-х годах — один из корреспондентов А. И. Герцена . После встречи (1862) с нелегально приехавшим в Россию В. И. Кельсиевым в квартире Афанасьева был произведён обыск, а сам он был привлечён по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» и уволен со службы. В 1864 году был освобождён от суда Сенатом с запрещением служить в государственных учреждениях .

Работал помощником секретаря Московской городской думы (с 1865), секретарём съезда мировых судей 2-го округа Москвы (с 1867), чиновником Коммерческого банка (с 1870) .

Продолжал свои исследования: в « Библиотеке для чтения » (1864) появились его статьи:

В « Филологических записках » (1865) Афанасьев поместил:

Сотрудничал также в « Книжном вестнике ».

Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. В эти годы он закончил и издал главный труд своей жизни: « Поэтические воззрения славян на природу » (3 т., Москва, 1865—1869), в котором соединил и привёл в стройную систему всё написанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Это — фундаментальный труд, посвящённый историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов.

По предложению П. И. Бартенева 25 января 1864 года был избран действительным членом Общества любителей российской словесности .

Последние годы

В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды:

  • «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2-е изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом
  • « », русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в Женеве в конце XIX века. Вместо реального наименования издателя на ней значилось: «Валаам. Типарским художеством монашеской братии. Год мракобесия» и имелась пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров». В России эта книга впервые издана лишь в 1992 году. Эпиграфом к ней вынесена цитата (правда, вырванная из контекста) из сказки «Странные имена»:

Что за стыдно? Украсть — стыдно, а сказать — ничего — всё можно.

Умер от чахотки 23 сентября ( 5 октября ) 1871 года, в возрасте 45 лет. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Семья

Список произведений

  • / Соч. А. Н. Афанасьева. — М. : тип. А. Семена, 1851. — 78 с.
  • : Света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи / [А. Афанасьев]. — М. : тип. А. Семена, 1854. — [2], 16 с.
  • / Соч. А. Афанасьева. — Москва: тип. Э. Барфкнехта и К°, 1859. — [4], 282, [1] с.
  • . — М. : Н. Щепкин и К. Солдатенков, 1859 (обл. 1860). — XXXII, 204, II с.
    • / А. Н. Афанасьев; Ред. и предисл. прив.-доц. С. К. Шамбинаго. — Москва: Соврем. пробл., 1914. — 316 с.
    • Народные русские легенды А. Н. Афанасьева. — Новосибирск, 1990.
  • : Ст. И. М-ка. — СПб. , 1864. — 14 с.
  • : Ст. А. Н. Афанасьева. — Воронеж: тип. В. Гольдштейна, 1864. — 68 с.
  • : Ст. А. Н. Афанасьева. — Воронеж: тип. В. Гольдштейна, 1865. — [2], 14 с.
  • : Пример влияния яз. на образование нар. верований [и] обрядов: Археологич. исследование А. Афанасьева. — Москва: тип. В. Грачева и К°, 1865. — 28 с.
  • Поэтические воззрения славян на природу . — 1-е изд. — М. : Изд. К. Солдатенкова.
    • . — 1865. — 804 с.
    • . — 1868. — 784, IV с.
    • . — 1869. — VII, 842 с.
  • Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Т. 1. — «Academia», 1936; Т. 2. — Гослитиздат, 1938; Т. 3. — Гослитиздат, 1940.
    • Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. Тексты для настоящего издания отобраны В. П. Аникиным; Вступит. статья и словарь малоупотребительных и областных слов В. П. Аникина. - М. Худож. лит., 1982. - 319 с. (Тексты печатаются по изданию 1958 года. Тираж 1 400 000 экз. Цена 1р. 70 к.)
    • Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трёх томах / Издание подготовили Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М. : Наука, 1984—1985. — Т. 1—3. — 511+465+495 с. — ( Литературные памятники ). — 50 000 экз.
  • Древо жизни: Избранные статьи . — М. : Современник , 1983. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»). — 75,000 экз.
  • Афанасьев А. Н. Славянская мифология. — М. : Эксмо; СПб. : Мидгард, 2008. — 1520 с. — (Гиганты мысли). — ISBN 978-5-699-27982-1 ; 5-91016-014-3.
  • Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. — М. , 1996.
  • / РАН Институт русской литературы (Пушкинский дом); Издание подготовили: О. Б. Алексеева, В. И. Ерёмина, Е. А. Костюхин, Л. В. Бессмертных. — М. : Ладомир, 1997. — 736 с.: ил.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #119558041 // (нем.) — 2012—2016.
  2. . Дата обращения: 26 февраля 2017. 26 февраля 2017 года.
  3. ЦГИАМ. Ф. 418. Оп. 13. Д. 154. Л. 79.
  4. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / Сост. А. И. Баландина. — М. : Советская Россия, 1988. — С. 6. — (Художественная и публицистическая библиотека атеиста).
  5. , с. 38.
  6. Сотрудничать в этих журналах он начал ещё будучи студентом, поместив в «Современнике» (1847. — № 6 и 7) большую статью о «Государственном хозяйстве при Петре Великом», а в «Отечественных записках» (1848. — № 6 и 7) монографию «О вотчинах и поместьях».
  7. «Народные сказки не для печати». Архив, N° Р-1, опись1, N°112.
  8. Дата обращения: 3 марта 2012. Архивировано из 11 ноября 2013 года.

Литература

Источник —

Same as Афанасьев, Александр Николаевич