Антонов, Дмитрий Степанович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Степа́нович Бортня́нский ( 28 октября 1751 , Глухов , Киевская губерния — 10 октября 1825 , Санкт-Петербург ) — российский композитор , дирижёр и певец . Воспитанник, позднее директор Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник . Наряду с М. С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта . Сочинял также светскую музыку — оперы, клавирные сонаты , камерные ансамбли.
По словам польского приходского священника Мирослава Цидыво, отец Бортнянского носил имя Штефан Шкурат, происходил из села Бортне (вар. Бартне) и был лемком , однако стремился попасть в гетманскую столицу [ уточнить ] , где и принял более «благородную» фамилию Бортнянский (образованную от названия родной деревни) .
Бортнянский в раннем детстве учился в глуховской певческой школе, но уже в семилетнем возрасте был принят в Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге . Наряду с церковным пением он исполнял также и сольные партии в «эрмитажах» — итальянских концертных спектаклях, причём сначала (в 11-12 летнем возрасте, по существовавшей тогда традиции) — женские партии, позже — мужские.
Благодаря рекомендации Бальдассаре Галуппи семнадцатилетнему Бортнянскому как особо одарённому музыканту, назначают художественную стипендию — «пансион» для учёбы в Италии . Он избирает местом постоянного жительства Венецию , которая ещё с XVII века славилась своим оперным театром. Именно здесь был открыт первый публичный оперный театр в мире, в котором представления могли посещать все желающие, а не только вельможи. В Венеции жил и его бывший петербургский учитель итальянский композитор Галуппи, которого Дмитрий Бортнянский почитал ещё со времён учёбы в Санкт-Петербурге. Галуппи помог молодому музыканту стать профессионалом, для углубления знаний Бортнянский выезжал на учёбу и в другие большие культурные центры — Болонью (к падре Мартини ), Рим и Неаполь .
В Италии он написал три оперы на мифологические сюжеты — «Креонт», « Алкид », «Квинт Фабий», а также сонаты, кантаты, церковные произведения.
После возвращения в Россию Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Санкт- Петербурге . На этом посту проявил себя как энергичный администратор. Добившись в 1816 году императорской привилегии осуществлять цензуру на издание и исполнение русской духовной музыки, Бортнянский занялся редактированием лучших образцов русского церковного многоголосия. Первым делом он издал во второй половине 1810-х гг. в своей редакции сочинения Галуппи, Дж. Сарти , Березовского, а также собственные хоровые концерты.
В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы , песни , кантаты . Он написал гимн «Певец во стане русских воинов» на слова Жуковского , посвящённый событиям войны 1812 года . В последние годы жизни работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.
Скончался 28 сентября 1825 года в Санкт-Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10 томах вышло лишь в 1882 под редакцией Петра Ильича Чайковского . Похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1953 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры .
После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений: «опер итальянских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиано, арфы и прочих инструментов — 61». Точные названия его произведений указаны не были.
Инструментальная музыка Бортнянского имела огромный успех в Италии , где в театрах Болоньи , Венеции , Рима и Неаполя ставились его оперы «Алкид», «Креонт», «Квинт Фабий». В них он, идя по стопам своих учителей Галуппи, Сарти и других опирался на традиции украинской духовной музыки, унаследованной ещё в глуховской школе. Правда при царском дворе в Санкт-Петербурге среди композиторов, которые начали работать позже, его инструментальная музыка не была популярна и исполнялась лишь в узком кругу придворных любителей музыки. Своим творчеством Бортнянский утвердил традиции украинского хорового мастерства в репертуаре Петербургской хоровой придворной капеллы, которая в основном состояла из носителей украинских музыкальных традиций, которым они были обучены ещё в глуховской школе. В то же время Бортнянский заложил основу традиции многоголосного хора в России. Он создал в капелле хор, который владел безупречными техническими и тембровыми качествами, высокой вокальной культурой .
Хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти. Светские сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины. О них вспомнили в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы « Алкид » и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвящённый Марии Фёдоровне . Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:
Талант Бортнянского с лёгкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).
Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, но безрезультатно.
О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвящённый великой княгине.
Духовный гимн « Коль славен наш Господь в Сионе » написан композитором на слова поэта М. М. Хераскова в конце XVIII века. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I , считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства. На данную мелодию Бортнянского существует и немецкая песня со стихами Герхарда Терстигена : «Ich bete an die Macht der Liebe» — песня, традиционно исполняемая в германской армии во время богослужения.
Бортнянский известен также как автор музыки к известному христианскому гимну святителя Амвросия Медиоланского « Тебе Бога хвалим », поющемуся в православных храмах Русской православной церкви как заключение благодарственных молебнов .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
В честь него названо Сумское высшее училище искусств и культуры имени Д. С. Бортнянского.
Имя Бортнянского — центральное из семи имён, нанесённых в 1889 году на аттик концертного зала Придворной певческой капеллы ( Разумовский , Ломакин , Львов , Бортнянский , Глинка , Турчанинов , Потулов ).