Interested Article - Христианизация Моравии

Остатки церкви того периода Великой Моравии на объекте всемирного наследия Археопарк Микульчице в Микульчице в центре участка Валы, Чехия
Ruins of a fort at Kostolec
Руины великоморавской крепости в Дуцове , Словакия
Constantine and Methodius in Rome
Святые Кирилл и Мефодий в Риме

Христианизация Моравии относится к распространению христианской религии на землях средневековой Моравии ( Великой Моравии ).

После вторжения франков

То, что современные историки называют Великой Моравией , было славянским государством , существовавшим в Центральной Европе примерно с 830 года до начала X века. Территория Великой Моравии была первоначально евангелизирована миссионерами, прибывшими из Франкской империи или византийских анклавов в Италии и Далмации с начала VIII века, а иногда и раньше . Миссии приходили из нескольких центров — ирландско-шотландские, из Баварии (т. е. Зальцбург, Пассау и Регенсбург), из адриатической области, которая была под руководством Аквилейского патриархата. Житие Мефодия тоже свидетельствует о миссии из Греции до Кирилла и Мефодия . Влияние Аквилейского патриархата может быть представлено трехнефной базиликой и церковью Микульчицы X в Микульчице . Й. Цибулька атрибутировал основную часть церкви в Модра, за исключением колонн, к ирландско-кельтскому (островному) типу храма. В первой половине IX века Великая Моравия юридически входила в состав епископства Пассау. Христианство распространялось в градах и принималось, прежде всего, местной правящей элитой. Церковь в местечке «На Валах» в Старе-Месте была охарактеризована Й. Цибулькой как сооружение похожее по форме на храмы, распространенными между Паннонией и Черноморским побережьем. Но особенно часто такой тип встречается на территории ближайшего соседа Великой Моравии — в Первом Болгарском царстве. По своей форме церковь «На Валах» аналогична церкви Микульчицы IV в Микульчице , церкви в Поганьско под Бржецлавом, и храму в Старе-Месте в «Шпиталки». Все они были возведены во второй половине IX века .

Епархии Пассау было поручено создать в Моравии церковную структуру . Первая христианская церковь западных и восточных славян, известная письменным источникам, была построена в 828 году Прибиной , правителем и князем Нитранского княжества , хотя, вероятно, сам он являлся язычником, в его владениях под названием Нитрава (ныне Нитра , Словакия ) . Первый моравский правитель, известный по имени, Моймир I , был крещён в 831 году . Из-за внутренней борьбы между моравскими правителями Моймир был свергнут Ростиславом в 846 году; поскольку Моймир был связан с франкским католицизмом, Ростислав попросил поддержки у Византийской империи и присоединился к православию .

Несмотря на формальную поддержку со стороны элиты, великоморавское христианство было описано как содержащее многие языческие элементы ещё в 852 году .

Миссия Кирилла и Мефодия

Важной вехой в христианизации Моравии традиционно считается влияние византийских братьев-миссионеров святых Кирилла и Мефодия , прибывших в Моравию в 863 году . Кирилл перевёл литургию и перикопы с латинского языка на славянский язык с использованием особого алфавита Глаголицы . Перевод стал основой старославянского языка , что дало начало популярной (англ.) , успех которой быстро превзошёл ранее испытывающие трудности римско-католические миссии с их иностранными немецкими священниками и латинскими богослужениями . Несколько лет спустя соседнее герцогство Богемия (англ.) , его правитель крестился в 867 году (христианизация Моравии коснётся и Польши, которая была христианизирована столетием позже , и где моравские миссионеры были одними из первых евангелизаторов) . Ко времени прибытия в Великую Моравию Кирилла и Мефодия у моравлян уже была своя моравская христианская терминология и она сохранилась в церковнославянском языке в виде моравизмов .

Вскоре Ростиславу удалось создать церковь, независимую как от немцев, так и от Константинополя, подчинённую непосредственно Римскому престолу . Было учреждено новое архиепископство Паннонии и Моравии , первым архиепископом которого стал Мефодий . Римские папы, обычно из местных италийцев , конфликтовали с набиравшими силу императорами из германских династий , и их соперничество, в последствии привело к жёсткой борьбе за инвеституру .

Последствия вторжения венгров

После смерти Ростислава и его преемника Святополка I , Моравия была разделена между своими соседями ( Германия , Богемия и Венгрия ). Славянская церковь пришла в упадок, и была подчинена другим церковным центрам . Ряд изгнанных славянских священников нашли убежище в Болгарии, где продолжили использовать (и значительно преобразовали) богослужебные наработки моравской епархии в образовании Болгарской православной церкви .

Б. Я. Рамм считал, что христианство проникало на Русь не только со стороны Византии, но и со стороны Моравии , Болгарии и Чехии, которые ранее сами восприняли новую религию из Византии .

Литература

  • Исаченко А. В. К вопросу об ирландской миссии у паннонских и моравских славян // «Вопросы славянского языкознания». Вып. 7. М. 1963, С. 49.
  • Великая Моравия и миссия Кирилла и Мефодия. Прага, 1987.

Примечания

  1. Poulik, Josef (1978). "The Origins of Christianity in Slavonic Countries North of the Middle Danube Basin". World Archaeology . 10 (2): 158—171. doi : .
  2. Stanislav, Ján. . — Bratislava, Praha : Vydané spoločne nakladateľstvom Slovenskej ligy a L. Mazáča, 1934. от 25 марта 2008 на Wayback Machine
  3. Radovan Vlha . от 27 ноября 2021 на Wayback Machine
  4. Косых Е. И. Распространение христианства в Великой Моравии до прибытия кирилло-мефодиевской миссии // Молодой ученый. — 2018. — № 30 (216). — С. 142—149.
  5. Philip Schaff. . — CCEL. — P. 161–162. — ISBN 978-1-61025-043-6 . от 17 января 2023 на Wayback Machine
  6. Libellus de conversione Bagoariorum et Carantanorum (i.e. Conversio) // Magnae Moraviae fontes historici III / Bartoňková Dagmar. — Praha : Statni pedagogicke nakl., 1969.
  7. Conversio Bagoariorum et Carantanorum : "Adalramus archepiscopus ultra Danubium in sua proprietate loco vocato Nitrava consecravit ecclesiam." ("Archbishop Adalram consecrated a church for him over the Danube on his possession called Nitra.")
  8. Sommer, Petr; Trestik, Dusan; Zemlicka, Josef (2007), "Bohemia and Moravia", in Berend, Nora (ed.), Christianization and the rise of Christian monarchy : Scandinavia, Central Europe and Rus' c. 900-1200 , Cambridge, UK ; New York: Cambridge University Press, pp. 214—262
  9. Barford, P. M. The early Slavs : culture and society in early medieval Eastern Europe. — Ithaca, NY : Cornell University Press, 2001.
  10. James Minahan. . — Greenwood Publishing Group, 1 January 2000. — P. 200–201. — ISBN 978-0-313-30984-7 .
  11. Philip Schaff. . — CCEL. — P. 164–166. — ISBN 978-1-61025-043-6 . от 17 января 2023 на Wayback Machine
  12. Соболевский А. И. Церковно-славянские тексты моравского происхождения // РФВ. — 1900. — Т. 63, вып. 1 — 2
  13. Хабургаев Г. А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерусской книжности. М., 1994 / Старославянский язык в Паннонии и Моравии. Стр. 80
  14. Philip Schaff. . — CCEL. — P. 163–164. — ISBN 978-1-61025-043-6 . от 17 января 2023 на Wayback Machine
  15. Королёв А. С. от 13 февраля 2022 на Wayback Machine // Палеоросия (Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях). №2 (14), 2021. С. 6—36.

Ссылки

  • , History of the Christian Church, Volume IV: Mediaeval Christianity. A.D. 590-1073.
Источник —

Same as Христианизация Моравии