Устно-поэтическое творчество алтайцев весьма разнообразно; героический
эпос
,
сказки
,
легенды
и
предания
, песни,
пословицы
, загадки слагались и исполнялись народными сказителями (кайчы) и певцами (кожончы), скотоводами и охотниками
.
В народной алтайской поэзии нашли отражение важнейшие события истории алтайских племён: борьба против чужеземных (
китайских
и
джунгарских
) захватчиков, противоречия между бедными и богатыми, и т .д.. Был создан ряд крупных эпических произведений, самыми известными авторами-сказителями были Чолтыш Куранаков, Михаил Ютканаков, Шонкор Шунеков, Николай Улагашев и другие. Со второй половины XIX века алтайский эпос переводили и издавали на русском языке
.
Письменная литература
Письменность
алтайского языка
на основе русской
кириллицы
развивается с 1840-х годов. С 1928 по 1938 годы для письменности использовался
латинский алфавит
, затем снова была введена кириллица. История письменной алтайской литературы начинается со второй половины XIX века
.
Зарождение письменной литературы на алтайском языке принято связывать с творчеством первого алтайского писателя из среды просветителей-священнослужителей
М.В Чевалкова
(1817—1901)
. Чевалков переводил на алтайский язык басни
И. А. Крылова
и под их влиянием сочинял собственные басни и стихи («Землепашец и охотник», «Водка и чай», «Звери Алтая», «Бедный крот и богатая сорока» и др.), в которых высмеивал пороки старого алтайского общества и призывал алтайцев учиться у русских культуре и передовым методам ведения хозяйства.