Interested Article - Фраёнова, Елена Михайловна

Еле́на Миха́йловна Фраёнова ( 7 апреля 1929 , Ташкент 25 сентября 2013 , Москва ) — российский музыковед и педагог , создатель общероссийского курса музыкального фольклора народов СССР (для средних учебных заведений).

Биография

Её отец — гидравлик-гидротехник Михаил Вызго . Мать — музыковед Тамара Вызго .

В Москве жила с 1948 года, в 1951 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории , в 1956 году — Московскую консерваторию (дипломную работу «Оперные формы в опере Дж. Верди „Отелло“» писала в классе профессора Бориса Ярустовского ). С 1956 года жена Виктора Фраёнова . Более 50 лет (в 1956—2008 гг.) работала в Музыкальном училище (колледже) при консерватории, преподавала народное творчество и другие дисциплины. В конце 1970-х — начале 1990-х гг. вела созданный ею курс народного творчества, который включал, наряду с русским, фольклор других народов СССР, благодаря чему остававшийся уникальным среди музыкальных училищ Москвы.

Среди её многочисленных учеников — дирижёр Владимир Юровский , композиторы Антон Сафронов , Андрей Семёнов , музыковеды Ирина Лозовая , И. Степанова, фольклористы — участники ансамбля «Виртуальная деревня» О. Величкина (Париж), С. Концедалова ( Кропивницкий , Украина), О. Гневшева (Подольск), а также К. Корзун (ныне — ведущий преподаватель по русскому фольклору в Музыкальном колледже).

Похоронена на 3 участке Миусского кладбища .

Научный вклад

Елена Фраёнова рассматривала музыкальный фольклор в контексте общей истории музыки, что специфически отличает её курс от других аналогичных. В центре научных интересов находился русский фольклор, который она исследовала как таковой и в контексте с фольклором ближайших соседей русских (литовское, грузинское многоголосие, эпические традиции адыгских, тюркских народов и др.). Одна из главных и наиболее востребованных публикаций Фраёновой — «Хрестоматия по русскому народному музыкальному творчеству» (Москва, 2000 год, дважды переиздавалась). Хрестоматия ныне используется и как учебное пособие, и как сборник напевов и текстов для фольклорных ансамблей.

В исследовании ритмики настаивала на том, что стих в народной песне невозможно анализировать вне связи с музыкой. Подчёркивала особое значение для русской музыкально -поэтической традиции «одного из старейших неклассических размеров русской поэзии» — народного пятисложника , который интерпретировала как метрическое единство, неделимое на составные части (как это принято у стиховедов) . Синтез музыкального и поэтического ритма рассматривала как существенное свойство национального композиторского творчества . Принимала участие в конференциях, посвящённых юбилею Михаила Глинки , в Смоленске (2003) и Москве (2004).

Помимо музыкального фольклора активно занималась инструментоведением , со специализацией на восточных музыкальных инструментах ( танбур , шумерские арфы и лиры, древнеегипетские арфы и лютни, бактрийская лютня ).

Автор ряда статей о музыке устной традиции (фольклор и инструменты) в авторитетных справочных изданиях СССР и России — Музыкальной энциклопедии (Трепак, Усуль, Хора, Хоровод), МЭСе , современных энциклопедиях «Музыкальные инструменты» (2008) и БРЭ (издавалась в 2004—2018 годах).

Публикации

  • Хрестоматия по русскому народному музыкальному творчеству. М., 2000. 2-е изд. М., 2010 (ББК 85. 92 Ф 82). 3-е изд. М., 2012 ( ISBN 979-0-706378-74-9 ).
  • статьи по вопросам традиционной музыки в изд.: Музыкальная энциклопедия. М., 1981—82. Т. 5—6
  • статьи по вопросам традиционной музыки в изд.: Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
  • Музыкальный фольклор: региональные особенности // Большая Российская энциклопедия. Вводный том «Россия». М., 2004
  • статьи по вопросам традиционной музыки и музыкальной археологии в изд.: Большая Российская энциклопедия. Т. 1—21. М., 2005—13.
  • Национальные свойства ритмики М. И. Глинки // О Глинке. Сборник статей к 200-летию со дня рождения. М., 2005 ( ISBN 5-901951-18-2 ).
  • История музыкальных инструментов древних цивилизаций и Средневекового Востока по данным музыкальной археологии. Очерк 1. Музыкальные инструменты Месопотамии // Музыка и время. 2010, № 11-12. 2011, № 1-6; Очерк 2. Музыкальные инструменты Древнего Египта // Там же. 2012, № 1-5, 7-12.
  • Ирэна Лаврентьева: училищные годы // Ирэне Владимировне Лаврентьевой — коллеги, друзья, ученики. Статьи. Воспоминания. М., 2012 ( ISBN 978-5-89598-268-6 ).

Примечания

  1. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М.,2002, с.278.
  2. У стиховедов этот стихотворный размер известен также как «кольцовский пятисложник». Ср. у А. Квятковского статью о пятидольнике, который он определяет как двух акцентную меру, в которой сочетаются трёхдольник с двухдольником ( Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966, с.230).
  3. Подробно — в статье «Национальные свойства ритмики М. И. Глинки » (библиографическое описание см. в Списке литературы).

Литература

  • Семёнов А. Практические рекомендации по работе в фольклорной экспедиции. Москва, 2010;
  • Фраёнова О., Иванова-Дятлова А., Игнатова М. К 85-летию со дня рождения Е.М. Фраёновой // Музыка и время. 2014. №4.
  • Фраёнова О.В. Ташкентский аспект // Ода Мерзляковке. 125 лет Академическому музыкальному училищу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. М., 2016. ISBN 978-5-88697-268-9

Ссылки

Источник —

Same as Фраёнова, Елена Михайловна