Interested Article - Афанасий Ломонос

Фрагмент русской иконы, символизирующий зиму:
Св. Афанасий , день которого считался серединой зимы в отношении корма скотины,
Введение во храм Пресвятой Богородицы , в чей день отмечается «приход зимы» и
Св. Харалампий , в чей день «зима начинает охать» .

Афана́сий Ломоно́с ( Афанасьев день ) — день в народном календаре у славян , приходящийся на 18 (31) января . Название происходит от имени святого Афанасия Великого . В этот день на Руси «прогоняли ведьм» . Белорусы называли день «гусиным праздником» .

Другие названия дня

рус. Афанасьевские морозы , Изгнание ведьм , Ломонос, Офонасьев день ( сев. ), Афанасий-пучеглаз, Афанасий-береги-нос, Афанасий зимний, Афанасий-мороз, Афанасий, Кирилл, Афанасий-Сердце ( влад. ) , белор. Гусінае свята, Панас , Апанас, Кірыл , болг. Атанасовден, Атанас, Зимний Атанас , Чуминден, Лелиндеп ; серб. Атанасиjу Велики , Чуминдан, Теткин дан ; чеш. Prisky ; польск. św. Pryska .

В этот день почитаются в том числе: православными славянами — Афанасий Великий , Кирилл Александрийский ; славянами-католиками — Святая Приска ; чьи имена присутствуют в названиях дня.

Традиции восточных славян

Считалось, с этого дня ведьмы от «излишнего веселия» на своём шабаше теряют память. Поэтому именно в афанасьевские морозы старались пригласить деревенских знахарей те хозяева, к которым «повадится летать ведьма» .

Приглашённый на изгнание ведьмы знахарь ночью приходит к зовущему, — знает о его приходе только большак-хозяин с хозяйкой, так как считается, что без соблюдения этого условия ничего не выйдет. В полночь знахарь приступает к выполнению обряда: начинает заговаривать трубы, так как «ведьмы влетают в жилье только этой дорогою». Под «князек» забивает он клинья, рассыпает по «загнетке» заранее собранную из семи печей золу и после этого отправляется к деревенской околице. Здесь он тоже сыплет золу, приговаривая невнятные слова никем не записанного заговора. Рассказывают, что ведьма, желая нанести кому-нибудь вред, влетает в трубу; но как только будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от её проказ. Знакомые с преданиями суеверной старины люди знают в точности и путь, избираемый ведьмами в их полётах на шабаш и с шабаша. Прежде всего летят они на полдень — к Лысой горе, а оттуда тянет их на закат. Западную изгородь сельскую и заговаривают знахари, призванные изгонять ведьм. Подлетит ведьма, только вылетевшая из заговоренной трубы, — сунется к изгороди, и тут ей свободного ходу нет: или бросится лихая за тридевять земель от села, или разобьёт себе голову, если только ступит голой ногою на рассыпанную золу семи-печную. Одаривают знахаря всяким добром за его мудрёную работу .

У белорусов Смоленской губернии день называли «гусиным праздником». С этого дня начинали кормить гусей зерном. Если в этот день была метель, которая, по мнению крестьян, олицетворяла летящий белый пух, то это расценивали как верную примету того, что в этот год выведется много гусят .

День Афанасия считался серединой зимы в отношении корма скотины, — серединой стойлового периода. И если запасов корма оставалось более половины — крестьянин мог не волноваться и спокойно дожидаться весеннего выпаса. Если же оставалось меньше — хозяин старался кормить более бережно. Белорусы святого Афанасия называли «защитником скота от морозов» .

Поговорки и приметы

  • Афанасий нос и ухо дерёт .
  • Афанасий Ломонос — береги нос .
  • Афанасий и Кирилло забирают за рыло .
  • В Офонасьев день — самый крень, самы морозы живут (север.) .
  • Если на Афанасия вьюга и метель — весна затянется .

См. также

Примечания

  1. , с. 578.
  2. , с. 113.
  3. , с. 117.
  4. , с. 50.
  5. , с. 116.
  6. , с. 248.
  7. .
  8. .
  9. , с. 280.
  10. , с. 119.
  11. .
  12. , с. 634.
  13. , с. 635.
  14. , с. 634, 635.
  15. , с. 117–118.
  16. , с. 23.
  17. , с. 74.
  18. , с. 195.
  19. , с. 75.
  20. , с. 218.

Литература

  1. Атрошенко О. В. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
  2. Январь / Валенцова М. М., Плотникова А. А., Ясинская М. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 632–636. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
  3. Из словаря «Славянские древности» // . — М. : Наука, 1994. — № 3 (май–июнь) . — С. 3–33 .
  4. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  5. Калинский И. . — М. : Терра, 1997. — 301 с. — ISBN 5-300-01265-3 .
  6. Колева Т. А. Болгары // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы . Зимние праздники. — М. : Наука, 1973. — С. 266–283 .
  7. Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 109—119.
  8. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  9. Никитина А. В. Русская традиционная культура. Учебное пособие для иностранцев. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 214 с. — ISBN 978-5-9765-1768-4 .
  10. Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М. : Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8 .
  11. Сахаров И. П. Русское народное чернокнижие. — СПб. : Литера, 1997. — 416 с. — ISBN 5-86617-023-X .
  12. Афанасий / Седакова И. А. , Толстая С. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 119—121. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  13. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М. : Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X .
  14. Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554-612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
  15. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
  16. . (серб.) . — Београд: Вук Караџић, 1990. (серб.)
  17. . . — Београд: Чин, 1998. от 20 января 2009 на Wayback Machine (серб.)
Источник —

Same as Афанасий Ломонос