Мокульский, Стефан Стефанович
- 1 year ago
- 0
- 0
Стефан Фенцик ( русин. и укр. Степан/Стефан Фенцик ), при рождении Степан Андреевич Фенцик ( укр. Степан Андрійович Фенцик , 13 октября 1892 , Великие Лучки , Австро-Венгрия — 30 марта 1946 , Ужгород , СССР ) — закарпатский культурный и политический деятель русофильского и провенгерского направлений, священник. Бывший министр карпатоукраинской автономии в составе Чехословакии и депутат парламента Венгрии . Основатель профашистских , черносотенных организаций Закарпатья. Автор музыки гимна Подкарпатской Руси на стихи Александра Духновича . Казнён советскими властями за сотрудничество с венгерскими властями.
Степан Андреевич Фенцик родился 13 октября 1892 года в местечке Великие Лучки (нынешний Мукачевский район Закарпатской области Украины ) в семье грекокатолического священника родом из Мукачева . Племянник известного русофильского писателя Евгения Фенцика . Учился в Ужгородской, а позже в Береговской гимназиях (1910), изучал теологию и философию в Будапештском (1910—1914) и Венском (1914—1916) университетах. В Париже окончил курсы французского языка, а также изучал право. В 1918 году в Вене и Будапеште изучал музыковедение.
В 1918 году стал грекокатолическим священником. Преподавал в учебных заведениях Ужгорода. В 1923 году стал соучредителем Общества им. Духновича .
Во главе общества Фенцик активно сотрудничал с российской белой эмиграцией и русскими националистами (в частности, с Константином Родзаевским ). С начала 1930-х Фенцик был почётным членом основанной Родзаевским Российской фашистской партии , а одна из издаваемых им в 1935—1938 годах газет называлась «Нашъ путь» — в подражание аналогичному изданию харбинских фашистов . Также он активно изучал труды Бенито Муссолини и стремительно становился сторонником новой идеологии.
Согласно Фенцику, общество имени Духновича выпускало все свои издания на литературном языке, «на котором писали все наши писатели и культурные деятели», но также публиковало десятки произведений «на народном говоре». Фенцик при этом активно настаивал на том, чтобы в уставе общества сохранялись определения «русский» и «угро-русский», но не было слова «рутенский» (в дальнейшем венгерские власти безуспешно пытались его убедить использовать именно термин «рутенский»). Также в своих письмах он утверждал, что общество Духновича выполняло около 70% культурной работы в Подкарпатье, однако с 1932 года не получало никаких государственных средств на своё содержание, в то время как украинофильской « Просвите » было выделено венгерскими властями более 1 млн. венгерских форинтов на деятельность .
В 1931 году он пытался стать грекокатолическим епископом , однако не был избран. За политическую деятельность был лишён духовного сана .
В 1935 году основал крайне правую Русскую национально-автономную народную партию (РНАП), которая исповедовала идеологию фашизма, антисемитизма и русофилии, используя лозунги вроде «Подкарпатская Русь для карпатороссов!». От РНАП был избран депутатом в чехословацкое (1935—1938). Издавал газеты «Карпаторусский голос» (1932—1934), «Наш путь» (1935—1938) и другие . По некоторым данным, РНАП тайно финансировалась Радолой Гайдой и , а в финансировании выпускаемых Фенциком газет активно участвовал консул Польши в Ужгороде .
В 1934—1938 годах активно сотрудничал с польской и венгерской разведками.
Также Фенцик контактировал с русинской диаспорой в США, активно агитируя в поддержку создания автономии в Карпатской Украине . В 1938 году он стал министром без портфеля первого автономного правительства Подкарпатской Руси.
После раскрытия его провенгерской деятельности чехословацкими властями он был брошен в тюрьму, но спустя несколько недель освобождён . В дальнейшем Фенцик перебрался в Будапешт и основал провенгерскую милитаристскую организацию, с которой выступал против своих оппонентов в Закарпатье.
Со страниц газеты «Карпаторусский голос» Фенцик выступал в поддержку присоединения Закарпатья к Венгрии, утверждая, что венгерские власти дали русинам гарантию национальной и культурной автономии, а также выразили готовность бороться не только против марксистской идеологии , но и против влияния чехов и украинцев, подтверждая лояльность Венгрии . Подобный курс некоторыми историками назывался «угро-русинизмом». Публично Фенцик отрицал какую-либо москвофильскую тенденцию, поскольку «это была бы политика», а сам он называл общество Духновича чуждым любой политической деятельности. Тем не менее, под давлением венгерских властей ему пришлось исключить из устава ряд определений политического характера .
В ноябре 1938 года состоялся Первый Венский арбитраж , по которому часть Подкарпатской Руси с городами Ужгород , Мукачево и Берегово была передана Венгрии. После арбитража Фенцик обратился к министру внутренних дел Венгрии с просьбой передать «карпаторусским культурным организациям и гвардии чернорубашечников» помещения, прежде занятые украинофильским движением « Просвита ». Советник министра Я. Пашканади предложил наджупану Ужанской жупы Ю. Дюричу выполнить требования Фенцика, поскольку последний своими действиями подтверждал лояльность карпатских русин Венгрии и мог служить «противодействием чешской пропаганды». Дюрич отказался, заявив, что культурную жизнь русинов должны регулировать правовые основы будущей автономии, а не требования отдельного человека .
В конце 1938 года Фенцик создал в Ужгороде черносотенную профашистскую «Русскую Национальную Гвардию Чернорубашечников». В ряды организации входили бывшие скауты Общества им. Духновича, которые с оружием противостояли чехословацким властям, Карпатской сечи и коммунистам на территории Подкарпатской Руси, оставшейся под контролем Чехословакии.
Фенцик активно принимал участие в событиях марта 1939 года, когда Венгрия захватила Закарпатскую Украину , подавив выступления Карпатской Сечи . Однако тот же Дюрич жаловался министру внутренних дел на поведение Фенцика и его чернорубашечников, которые во время вооружённых стычек венгерских войск и Карпатской Сечи проводили время «в увеселительных заведениях Ужгорода», а в последующие дни снимали везде венгерские флаги, ставя на их месте русские трёхцветные флаги .
В марте 1939 года Фенцик был назначен депутатом верхней палаты венгерского парламента , где оставался до 1944 года. Потеряв со временем влияние, РНАП была переименована в Угрорусскую Национальную Партию, которая затем вошла в одну из венгерских политических партий.
Фенцик занимал пост помощника карпаторусского политического деятеля Андрея Бродия — лидера Автономного земледельческого союза и фактического руководителя органов местной венгерской власти в Закарпатье .
В 1940 году был избран почётным членом Эстергомского научного общества имени святого Геллерта. Автор книги «A Kárpátaljai autonómia és a kisebbségi kérdés» (1941) по вопросу предоставления русинам автономии .
С 1939 по 1943 годы совершил несколько поездок в Ватикан , добившись аудиенции у Пия XII .
28 ноября 1940 года, выступая в венгерском парламенте, Фенцик заявил, что у карпатороссов в Венгрии было на 600% больше прав, чем в Словакии, и призвал к объединению всех карпатских русин в пределах одного венгерского государства . Представители Словакии резко отреагировали на подобные воззвания, заявив, что никто не имеет права навязывать словакам русинскую национальность — Фенцику они приписали отстаивание девиза «русины от Тиса до Попрады» и попытку реализации так называемой «Святостефанской идеи» .
Известен как автор музыки к гимну Подкарпатской Руси «Подкарпатские русины, оставте глубокий сон…» (стихотворение Александра Духновича ) .
После прихода советских войск в Будапеште с 1944 года работал переводчиком в советском штабе.
Публично декларируя свою аполитичность, Фенцик увлекался изучением профашистских движений и отстаивал идею фашизма как альтернативы демократии. В газете «Карпаторусский голос» он отстаивал идею борьбы национализма против «иудо-марксизма», который «гримировался под демократизм, либерализм и атеизм», а также неоднократно осуждал английский империализм как апологет «старого, отжившего капиталистического порядка». Активное увлечение Фенцика профашистскими движениями и присутствие на его собраниях людей, вскидывавших руки в нацистском приветствии, не на шутку встревожили венгерские правящие круги ; к тому же между Фенциком и Бродием шла активная борьба за влияние на карпаторусское движение .
В марте 1945 года Фенцик был арестован СМЕРШем 4-го Украинского фронта по обвинению в сотрудничестве с венграми. 5 сентября 1945 года его личный архив, вывезенный из дома общества имени Духновича, был конфискован и доставлен в УНКГБ по Закарпатской Украине для разборки .
По некоторым данным, во время допросов советские власти предлагали Фенцику принять православное крещение, зная о его амбициозности, и даже возглавить этот «процесс перехода», однако он отказался .
С 3 по 14 июня 1946 года судебная коллегия по уголовным делам Закарпатского областного суда (председатель — Шолом, народные заседатели — Варга и Пупчак, секретарь — Токарь) рассмотрела уголовное дело против Фенцика в закрытом судебном заседании. Суд проходил при участии прокурора Кондратьева и адвокатов Датского, Тудовши и Юдковича. Фенцик был признан виновным в преступлениях, предусмотренных статьями 54-4, 54-11 и 54-13 Уголовного кодекса УССР, и был приговорён к высшей мере наказания (смертная казнь через расстрел) с конфискацией имущества . Приговор был приведён в исполнение в том же году : считается, что Фенцика застрелили в тюремной камере .
По другим сведениям, Фенцик был казнён 30 марта 1946 года по постановлению всё того же Закарпатского областного суда . Пётр Гецко утверждал, что обвинения против Фенцика были выдвинуты с нарушением законодательства УССР, поскольку оно начало действовать на территории Закарпатской области только 24 января 1946 года (при том, что сама область была образована 22 января по Указу Президиума Верховного Совета СССР) .
Считается, что Фенцик был тайно похоронен на кладбище по улице Капушанской в Ужгороде, однако местонахождение могилы до сих пор неизвестно. Библиотека общества имени Духновича была перевезена в Управление НКГБ по улице Калинина в Ужгороде, а позже была расформирована: одна часть её фонда была передана Ужгородскому государственному университету, другая часть была передана музею в замке, а третья часть оказалась в частных коллекциях .
24 февраля 1992 года решением президиума Закарпатского областного суда согласно ст. 1 Закона Украинской ССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» был реабилитирован.
Фенцик не был женат . При этом, согласно версии Сергея Ткачёва, Фенцик был лишён духовного сана как раз за сожительство с женщинами .