Дуэк, Кэрол
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Дми́триевич Вучи́чевич-Сиби́рский ( 25 июля 1869 , Полтава , Полтавская губерния , Российская империя — 15 сентября 1919 года , Щегловск , Томская губерния , РСФСР ) — русский художник- живописец и график .
Родился 25 июля 1869 года в Полтаве в старинной дворянской семье, ведущей свой род от сербских выходцев из Черногории . Имел брата , который также стал художником .
Юношей поступил учиться в , однако продолжать обучение не стал.
Вучичевич учился в Киевской школе рисования Н. И. Мурашко .
Учился в Императорской академии художеств , где его учителем был известный художник-пейзажист И. И. Шишкин . Выпускной работой Вучичевича была картина «Утро в Гельголанде». В решении Совета Императорской академии художеств от 17 ноября 1889 года ему была дана следующая характеристика: « Вучичевича пейзажи показывают несомненные его способности, но он как будто принадлежит к той группке немногих, как покойный Мехеда , В. Маковский , Ларионов и др., сомневающиеся, нужно ли пейзажисту учиться в школе ». Также он учился у известного художника И. Е. Репина , которому впоследствии в поздравительном письме из Томска писал: « Пользуюсь случаем, чтобы, насколько это возможно, выразить то незабываемое, что вселилось во мне с первых дней знакомства с Вами, которым я горжусь. Вы первый поддерживали во мне энергию к работе, так часто подверженной разочарованиям ».
С начала 1900-х годов жил в Томске, где преподавал рисование в Мариинской женской гимназии и Томской духовной семинарии , а также вёл занятия в местной школе прикладного искусства
С 1914 года прибавлял к фамилии приставку «Сибирский», поскольку был сильно восхищён мощью и красотой сибирской природы
В 1916 году Вучичевич вместе со своей семьёй переехал жить в Крапивинскую волость Щегловского уезда, где на левом берегу реки Томь , вблизи деревни Калашное, построил себе дом, в которой разместил большую и просторную мастерскую. Его приезд оказался крупным событием для такого небольшого поселения, поскольку именно у него в гостях многие местные жители впервые смогли увидеть такие, по тем временам, чудеса техники, как рояль , фотоаппарат , домашняя обсерватория , оснащённая телескопом и подзорными трубами .
15 августа 1919 года на дом художника напала бандитская шайка и убила двух его дочерей — Наталью и Людмилу. Сам Вучичевич-Сибирский получил тяжёлые ранения и находясь в городской больнице Щегловска 25 сентября 1919 года скончался от ран. На протяжении долгих лет считалось, что младшие дети Вучичевича-Сибирского — Николай и Татьяна — сумели выжить после случившихся трагических событий, однако оставшаяся в живых вторая жена художника — Анна Спиридоновна засвидетельствовала, что мальчик после пережитых потрясений умер в приюте для сирот, а дочь пропала без вести. Долгое время вызывала споры обстоятельства смерти художника. Так исполняющий обязанности прокурора в своё время постановил «дело прекратить за необнаружением виновных». Однако прозаик Владимир Мазаев сумел обнаружить архивную метрическую книгу за 1919 год из которой следует, что художник скончался « от ран, нанесённых большевиками ». Среди страниц книги сохранилось письмо к священнику лечащего врача Вучичевича-Сибирского, писавшего следующее: «Отец Александр! Умер в больнице художник Вучичевич — последствия ранения большевиков. Просим отпеть ». Кроме того, факт причастности большевиков-партизан к смерти художника подтвердил в своей заметке «Нужно сделать картинную галерею (Вниманию ОкрОНО и ОСПС)» (газета «Кузбасс», 8 августа 1926 года) партийный работник по фамилии Федякин. На заимке в глухой тайге вблизи нынешнего поселка Зеленогорский художник погибает, порубленный бандой дезертира Александра Сажина. Убийцы не пожалели ни художника, ни его жену, ни детей. Про большевиков-гнусная и необоснованная ложь . Ночью к Вучичевичам постучался Александр Сажин. Художник доверчиво впустил соседа. За ним вошли ещё двое. Наутро свидетелям предстали следы зверской расправы. Изнасилованы и убиты жена и дочери – нарядные девочки со старинной фотографии. У Софьи Петровны отрублены два пальца – видно, она пыталась защищаться от занесённой сабли. На одном – обручальное золотое кольцо, которое и положили с ней в гроб. Смертельно ранен Вучичевич. Чудом спаслись лишь приёмные сын и дочь (Серёжа – 13 лет и Вера – 11 лет). Были ли свидетели? Были. И не один. Вучичевич лежал в сенях, живой. Над ним склонились Елизавета Степановна Логинова, однофамилица Ф. А. Логинова, и Тихон Михайлович Сухорослов. Вучичевич сам рассказал, как всё произошло.
В выставках участвовал с 1892 года. Совместно с В. М. Васнецовым , М. В. Нестеровым и Н. А. Врубелем в 1882 году участвовал в передвижных выставках Товарищества южнорусских художников , в 1896—1897 года в выставках Санкт-Петербургского общества художников , в 1897—1898 и 1900 года в выставках Императорской академии художеств . Кроме того его выставки проходили в таких городах как Бердичев , Кременчуг , Николаев , Полтава , Псков , Саратов , Харьков и Херсон .
Картины «Вечерок», «Дворик финна», «Зима» и «Утро» исполнены художником в жанре пейзажа . Являясь сочувствующим русским революционерам-народникам и узнав о готовящемся побеге одного из них из Белгородского централа продал свою картину «Зима» богатому петербургскому коллекционеру, а деньги передал на осуществление задуманного. И хотя картина не приняла участия в выставке, вырученные от её продажи деньги помогли успешному побегу.
Сибирский период творчества представлен в полотнах «Александровская сопка в тумане», «Байкал нахмурился», «Берег Тургаяка», «В лесу», «Весенний денёк», «Вечерняя тишина», «Домик Ф. М. Достоевского в Кузнецке», «Зимняя дорога в лесу», «На реке Оук», «Озеро», «Озеро Солон-Нур», «Осенний шум Байкала», «Пейзаж с деревом», «Первый снег», «После дождя», «Пруд», «Спрятался месяц за тучку», «Тайга» и др.
В 1903 году совместно с коллегами-передвижниками устроил в Томске выставку своих пейзажей. Затем выставки прошли в Барнауле, Иркутске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Томске и Чите. В том же поздравительном письме к И. Е. Репину Вучичевич-Сибирский писал по-поводу своих поездок следующее: « Я объехал со своей выставкой большую часть России и доехал до Томска, где думаю отдохнуть. Дальше ехать, положительно, не стоит ». Журнал «Нива» в это время отзывался о творчестве Вучичевича-Сибирского: « Мы слишком мало знаем нашу великую окраину, и многое в произведениях сибирского художника явилось для нас свежим, новым и интересным ».
В 1905 году художник принимает самое живое участие в происходящих в стране революционных событиях : ходит на демонстрации, а также печатает и распространяет прокламации. Именно в это же время он пишет свою картину «Черносотенный погром в Томске (события 20 октября 1905 года)», в которой постарался воплотить тот ужас, который способна породить ненависть одних людей ( черносотенцев ) к другим ( евреи ). В дальнейшем у него даже была мысль в виде художественной открытки напечатать и распространить эту картину среди общественности, но замысел не удался.
17 февраля 1906 года Вучичевич-Сибирский открыл новую выставку на которой представил свои новые работы. Полагая, что работать в стиле символизма у него не сильно хорошо получается, художник стал писать картины на небольших холстах, которые к тому же могли хорошо подходить под внутренне убранство домов томских горожан. И несмотря на довольно обыденные природные сюжеты (восходы и закаты солнца, солнечный и лунный свет на воде), он смог хорошо заработать на продаже своих полотен. Но эта же выставка породила глубокую пропасть между Вучичевичем-Сибирским и ценителями искусства. Так художница А. С. Капустина в журнале « » (1906, № 3—4) отмечала: « Вучичевич — человек ещё молодой и несомненно талантливый, и будет жаль, если он пойдёт и далее по намеченному его последними выставками пути, остановится на повторении или варьировании нескольких удавшихся ему мотивов, в которых он до того набил руку, что, к великому умилению своих почитателей, может повторить эти мотивы на полотне быстро, почти моментально, чуть ли на закрывши глаза… »
После этой выставки художник намеревался устроить ещё одну, но по роковому стечению обстоятельств 21 сентября 1906 года, когда Вучичевич-Сибирский находился на похоронах своего сына, в его доме произошёл пожар и приготовленные к выставке полотна сгорели дотла. Несмотря на обрушившиеся несчастья в 1914 году он устроил персональную выставку своих работ в Санкт-Петербурге, представив на всеобщее обозрение более ста картин, посвящённых Сибири, из который тридцать три были связаны с озером Байкал .
Являясь большим любителем астрономии Вучичевич-Сибирский сумел, наблюдая через подзорную трубу, изобразить пейзаж Луны.
Большая часть творческого наследия художника пропала без вести, погибла или же находится в частных коллекциях. И всё же некоторые работы Вучичевича-Сибирского хранятся в фондах музеев Барнаула, Иркутска, Кемерово и Томска. В Иркутском областном художественном музее находятся картины «Вечер на озере», «На реке Оке», «Спрятался месяц за тучкой» и «Река Томь». В 1922 году в связи с созданием в Томске губернского музея в него из Щегловска было перевезено на хранение более десяти полотен. Девять картин находятся в .
В январе 1993 — марте 1994 года провёл выездную выставку полотен Вучичевича-Сибирского в Барнауле , Иркутске, Кемерово , Новокузнецке , Новосибирске и Томске.
В 1995 году администрация Кемеровской области « в честь талантливых кузбасцев, внёсших большой вклад в развитие культуры и искусства Кемеровской области и России » учредила именную премию Вучичевича-Сибирского присуждаемую за один раз в два года достижения в области декоративно-прикладного искусства : « за высокие достижения в области театрального и изобразительного искусства, концертно-исполнительной деятельности, за создание особо значимых произведений литературы, получивших широкое общественное признание ». Премиальный фонд награды составляет 85 тысяч рублей.
В краеведческом музее посёлка Крапивинский находится персональная экспозиция «Гостиная художника В. Д. Вучичевича-Сибирского», а на самом здании в честь 140-летия со дня рождения художника размещена памятная доска .
Именем художника названа улица в Крапивинском и бульвар в посёлке Зеленогорский Кемеровской области.