Interested Article - Zoom (художник)

Zoom (Зум) — псевдоним анонимного российского андерграундного художника , представителя стрит-арта . Работал в Москве и Санкт-Петербурге с 2015 по 2023 год. Настоящее имя и возраст художника, скончавшегося 24 мая 2023 года, остаются неизвестными.

Биография

Свою первую работу Zoom сделал 18 июля 2015 года, нарисовав в одном из московских дворов героев фильма « Криминальное чтиво » киллеров Винсента и Джулса, которые держат вместо пистолетов палки для селфи . До этого художник не занимался граффити , а работал по другим специальностям — «и в банке работал, и своё дело имел» . Исходя из сказанного им в интервью 2021 года, художник какое-то время работал с напарником («Раньше нас было двое, теперь я один») .

Жил в Замоскворечье : по признанию художника, он знал этот район хорошо и считал его «для своих целей идеальным» . О своей работе над граффити он рассказывал так: «каждый проект сначала „варится“ в студии, иногда по полгода. А работа непосредственно „в поле“ — это всегда соревнование на скорость, по понятным причинам. Обычно занимает от 20 минут до трёх часов, зимой каждый слой сохнет минут по 20, а слоев бывает до 10» .

Участник уличных биеннале «Артмоссфера» (2016, 2018) . В 2020 году на фестивале искусств «Черешневый лес» стал лауреатом премии имени Олега Янковского «Творческое открытие» за работу, изображающую героя фильма « Ностальгия » в исполнении артиста .

Последний пост в его инстаграме датирован 19 мая 2023 года .

Умер 24 мая 2023 года. 26 мая сообщение о смерти художника появилось в телеграм-канале «Бэнкси Плачет» ; в своих соцсетях об этом сообщили также режиссёр Кирилл Серебренников и актёр Павел Кабанов . Причины и обстоятельства смерти не разглашались. По некоторым данным, художник покончил с собой .

Спустя некоторое время после смерти художника в его Инстаграм-аккаунте появлялись новые посты, предположительно размещённые родственниками .

Оценки

Сам Zoom говорил о том, что у него «нет никаких иллюзий по поводу уровня» его работ: «Zoom представляет интерес только на фоне унылого кладбища, которым является Москва в смысле стрит-арта… Я просто деятель поп-культуры , уличный дизайнер. Делаю в некотором смысле китч » . Он признавался, что пытается «найти некие культурные символы, иконы, которые бы объединяли людей» и что он собирает «иконостас русского поп-арта , странный микс советского наследия, духа новейших времен и тлетворного влияния Голливуда » . Художник также называл себя приверженцем принципа «art for the masses»: «Мне хочется быть понятным тем, к кому я обращаюсь. Ко всем» . Он не любил распространённого сравнения его со знаменитым Бэнкси : «меня дико бесит, когда меня называют „московский Бэнкси“. Это от убогости и узости кругозора. Каждый поёт о своём, у всех свои идеи и задачи» .

В своих работах Zoom нередко обращался к острым социальным проблемам — «насилию силовиков , влиянию пропаганды, разрушениям войны, загрязнению природы, положению мигрантов» . Он был также известен «своим бережным отношением к городу и скромностью», работая под девизом «Стрит-арт без вандализма » .

В отзывах о художнике отмечалось использование им образом героев популярных фильмов и сериалов : Zoom «использует „новые народные“ символы, вступающие в диалог с сознанием современных горожан, обращающие внимание на социальные проблемы» . Указывалось также на то, что в работах художника, «наглядных и мощных, читались остроумие, ностальгия по прошлому, честность и внимательный глаз» .

Работы

Большинство граффити художника оказываются закрашенными работниками коммунальных служб «в считанные часы» , поэтому основным способом их распространения становятся фотографии, которые делают люди и размещают на своих страницах в социальных сетях . Сам художник размещал фотографии своих работ в своём Инстаграм -аккаунте. В интервью Zoom признавался, что «спокойно относится» к тому, что его работы закрашиваются: «Я не жалею. Стараюсь жить будущим, а не прошлым. В мимолётности — своя прелесть стрит-арта » . По подсчетам художника на начало 2017 года, «из 70 работ осталось штук 5 от силы», при этом воссоздавать работы заново он принципиально не хотел .

Художник также говорил о том, что «вид медиа не имеет значения»: «Если я успел сфотографировать работу, мне уже всё равно, когда её закрасят. Это и есть результат, я не ставлю себе задачу оформления города» . В 2022 году Zoom запустил интернет-проект «Закрашено», позволяющий увидеть под слоем муниципальной краски уничтоженные авторские уличные работы .

К наиболее известным работам Zoom’а, обсуждавшимся в СМИ , можно отнести:

См. также

Примечания

  1. / Afisha.ru , 26 мая 2023.
  2. / Afisha.ru , 1 сентября 2016.
  3. / MAXIM , 6 января 2021.
  4. / Москва 24 , 9 апреля 2019.
  5. / Lenta.ru , 15 февраля 2017.
  6. / Bosco di Ciliegi , 15 июня 2020.
  7. / Bosco di Ciliegi , 15 июня 2020.
  8. / The Flow , 26 мая 2023.
  9. / Бэнкси Плачет, 26.05.2023.
  10. / Коммерсантъ , 26.05.2023.
  11. / Kulturologia.Ru, 30.09.2023.
  12. / Экспресс газета - Online , 02.06.2023.
  13. / Мослента, 9 июня 2023.
  14. / , 16.01.16.
  15. / Crossarea: Глоссарий, хранящий генетический код стрит-арта, 19.09.2018.
  16. / Afisha.ru , 8 февраля 2017.
  17. / , 14.09.2022.
  18. / , 17.08.2021.
  19. / Arterritory.com, 21.10.2022.
  20. / РБК , 26 мая 2023.
  21. / The Moscow Times , 2 Jan. 2023.
  22. / Metro Москва , 8 окт. 2018.
  23. / The Village , 13 августа 2019.
  24. / Russia Beyond , 17 Oct 2019.
  25. / Бумага, 14 июля 2021.
  26. / Фонтанка.Ру , 14 июля 2021.
  27. / Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 13 июля 2021.
  28. / Afisha.ru , 19 октября 2018.
  29. / New Tang Dynasty Television, 03.12.2019.

Ссылки

  • / Meduza , 2 октября 2015 (подборка работ)
  • / ТАСС , 20 сентября 2016 (подборка работ)
  • / Crossarea: Глоссарий, хранящий генетический код стрит-арта, 19.09.2018 (подборка работ)
  • / Москва Онлайн, 26 мая 2023 (подборка работ)
Источник —

Same as Zoom (художник)