Interested Article - Выдубицкий монастырь

Вы́дубицкий монастырь ( укр. Видубицький монастир , также Киево-Выдубицкий монастырь ) — один из древнейших православных монастырей Киева . Основан между 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославичем , сыном Ярослава Мудрого . Являлся семейным монастырём сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков.

Расположен на территории национального ботанического сада НАН Украины . Монастырь является действующим и находится в юрисдикции Православной церкви Украины . В настоящее время на территории монастыря расположены гончарная мастерская, мастерская плетения из виноградной лозы, а также небольшой реабилитационный центр для наркологических больных. Действует воскресная школа для детей и взрослых.

История монастыря

Считается, что монастырь и его окрестность Выдубичи ведут своё название от древней легенды о Владимире-Крестителе и поверженном языческом боге Перуне . Она повествует о том, как князь Владимир Святославич в тот день, когда решил окрестить Русь , повелел сбросить всех деревянных идолов Перуна и других богов в Днепр . Преданные древней вере миряне бежали вдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича « Перуне, выдубай! ». Место, в котором идолы, наконец, выплыли на берег, назвали Выдубичами.
Другая версия происхождения названия — от переправы. Доподлинно известно, что ещё до Крещения Руси в районе монастыря существовала переправа через Днепр. Миряне переправлялись на «дубах» — лодках, выдолбленных из цельных стволов дуба. Здесь же, в Видубицком урочище, находилась большая дубрава. Название Выдубичам также мог дать существовавший до Крещения Руси подземный монастырь на территории Зверинецких пещер, который после официального принятия христианства «выдыбал» из-под земли и занял территорию языческого капища на берегу у переправы, которая потом стала паромной. По некоторым данным, в Зверинецких пещерах могла частично храниться легендарная « Библиотека Ярослава Мудрого » .

Выдубицкий монастырь был вотчинным монастырем Мономаховичей. В первые 120 лет своего существования монастырь быстро становится центром светской и политической жизни Киева и княжеского двора. Здесь князья устраивают переговоры, собирают рать и молятся перед походами. В монастыре живут и работают многие учёные монахи. Среди них были Сильвестр и Моисей, сделавшие значительный вклад в написание « Повести временных лет ». Недалеко от монастыря строят Красный Двор — резиденцию жены Ярослава Мудрого.

На излёте величия Киевского княжества монастырь пережил нашествия войска Батыя и войска Андрея Боголюбского, горел несколько раз. Рассказы про Зверинецкие пещеры, где жили выдубицкие монахи до принятия христианства, долгое время считались выдумкой, однако сами пещеры случайно обнаружили в 1888 году . Осмотр провала в земле и самих пещер выявил около 30 высохших трупов, которые, судя по позам, умерли от обезвоживания и нехватки воздуха. Наиболее вероятно, во время нападения на вотчинный монастырь монахи спаслись бегством в пещеры, где планировали переждать нашествие, но там их замуровали.

После XIII века монастырь утратил былое величие и обрёл его заново только в XVII—XVIII веках, когда стал застраиваться на деньги военачальников и меценатов. Была попытка сделать монастырь униатским, однако униатство пережил только один игумен, поскольку был лоялен к православным украинцам и сделал всё, чтобы для прихожан ничего не изменилось. Это не устраивало униатского митрополита киевского Ипатия Потия, и в 1610 году он назначил игуменом монастыря Антония Грековича, известного своими нападками на православных. Казаки и мещане сразу же его невзлюбили, и после первой же службы связали и бросили в ледяной весенний Днепр ( Борьба униатов и православных ). Надо отдать должное, что несмотря на надругательство над православными святынями униаты привели в порядок архив и наладили делопроизводство. Благодаря этому мы имеем представление о бурной жизни монастыря, который владел полями, прудами, свиноводческой фермой, несколькими садами, двумя селами (Рожны и Свиноиды), и даже кирпичный заводик держал. Имея неплохой заработок, монастырь, как и многие другие, жировал, послушники приходили в монастырь не только ради молитвы Божьей, но и ради хорошей жизни. После секуляризации церковного имущества Екатериной II (указ 1764 года) жизнь в монастыре практически остановилась и монастырь постепенно превратился в пансионат и некрополь для выдающихся личностей.

С 1767 по 1774 год игуменом монастыря был отец Иаков , который стал и первым историком обители: он, согласно ПБЭ, « составил полную опись монастырского имущества, завёл приходно-расходные книги, создал подробную инструкцию для управляющих монастырскими имениями, собрал в различных учреждениях и б-ках копии утраченных документов » .

Большинство строений монастыря отреставрированы в 1981—1985 годах под началом общества охраны памятников, но некоторые реставрационные работы проводятся и сейчас, уже на средства самого монастыря. До середины 1990-х годов на территории монастыря располагался Институт археологии АН Украины.

В 1990 году в Выдубицком монастыре возобновились богослужения. В 1992 году сторонники канонической Украинской православной церкви были изгнаны из монастыря, которым завладел Киевский патриархат, прежний клирос во главе с регентом Дмитрием Болгарским перешёел в только что открывшийся Ионинский монастырь .

Архитектура

Первые строения монастыря были деревянными и не дожили до наших дней. Только некоторые из церквей монастыря пережили столетия. Одной из них является церковь Архистратига Михаила, построенная при Всеволоде. Это был крестово-купольный храм с тремя приделами, построенный в технике утопленного ряда. Церковь и холм, на котором она стояла, стал подмывать Днепр, и для безопасности строения городские власти соорудили подпорную стену, спроектированную в конце XII века придворным архитектором Милонегом . Тем не менее, в XVI веке половина Михайловской церкви (купол и вся алтарная часть) всё же рухнула в Днепр вместе с подпорной стеной Милонега. Церковь реконструировали только в 1769 году — в стиле украинского барокко .

С конца XVII века монастырь обзаводится несколькими замечательными каменными строениями: здесь возводят пятикупольную Георгиевскую церковь в стиле казацкого барокко, Спасскую церковь и трапезную на деньги стародубского полковника Миклашевского ( 1696 1701 ). Колокольня, сооружённая на деньги гетмана Даниила Апостола была возведена в 1727 1733 годах и надстроена в 1827 1831 годах . Первоначально она проектировалась как надбрамная, но при достройке верхнего яруса покосилась и дала огромную трещину, так что нижний ярус пришлось заложить кирпичом, а ворота сделали рядом.

Изображения

Некрополь

При монастыре находится некрополь, на котором похоронены многие выдающиеся деятели науки, искусств и общественные деятели, преимущественно XIX века . Здесь похоронены Лелявский , Ушинский , Афанасьев , Бец и прочие. Здесь мечтал быть похороненным Тарас Шевченко , так как, по мнению многих его современников, в его стихотворении « Завет » упоминалось именно это место. Однако он был опальным поэтом, поэтому городские власти не позволили хоронить его в черте Киева и в его окрестностях. Зато до нас дошли довольно подробные зарисовки монастыря XIX века, выполненные рукой великого поэта.

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 сентября 2009. 25 ноября 2009 года.
  2. Дата обращения: 1 ноября 2014. 14 мая 2013 года.
  3. Рункевич С. Г. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  4. Ульяновский В. И. , Э. П. Р. от 2 сентября 2019 на Wayback Machine // Православная энциклопедия .
  5. . Дата обращения: 21 сентября 2018. 21 сентября 2018 года.

Литература

Источник —

Same as Выдубицкий монастырь