Interested Article - Автопортрет (альбом)
- 2021-02-20
- 1
«Автопортрет. Българска телевизия представя (Болгарское телевидение представляет)» (иногда ошибочно называющийся «Авто́графом» ) — один из первых полноценных долгоиграющих дисков ( LP ) Владимира Высоцкого , записанный во время гастролей « Театра на Таганке » в Болгарии , на первой студии « Радио София » в сентябре 1975 года по предложению местной фирмы звукозаписи « Балкантон », в частности руководителем болгарского телевидения . Запись проходила поздней ночью из-за плотного графика театра. Высоцкому аккомпанировали Виталий Шаповалов и Дмитрий Межевич . Альбом был записан за один дубль.
Диск был выпущен 20-тысячным тиражом уже после смерти автора, в 1981 году. Возможно, ранее запись предназначалась исключительно для болгарской партийной элиты. В том же году была выпущена одноимённая кассета, дополненная ещё тремя песнями, а через десять лет — пластинка «Владимир Высоцки в България», куда вошли песни, отсутствовавшие на первом диске, и авторские комментарии к ним. На пластинке сохранилось одна из немногих записей стихотворения «Разговор в трамвае». В 1999 году, уже в России , фирма SoLyd Records выпустила CD-диск «Автопортрет», содержащий в себе практически все песни с записи пластинки.
История создания
Предыстория
Имя Владимира Высоцкого стало известно в Болгарии в 1960-х годах среди софийских студентов и почитателей его поэзии. Впервые «частушки» Владимира Семёновича получили своё упоминание 9 января 1966 года в рецензии спектакля « Десять дней, которые потрясли мир » газеты « Работническо дело ». Внимание к стихам Высоцкого было высоким ещё задолго до его приезда в Болгарию . Впоследствии стихи и песни Высоцкого переводились и переиздавались в Болгарии множество раз . Про Владимира Семёновича было написано несколько книг на болгарском языке . При жизни Высоцкого, в 1978 году, вышел совместный сборник « Мелодии » и «Балкантона» — «Баллады и песни» . О нём Владимир Семёнович упоминал в интервью корреспонденту редакции иновещания Всесоюзного радио Инне Шестаковой 7 января 1980 года: «Несколько лет назад я записал на „Мелодии“ два больших диска: один — свой, а у второго диска на одной стороне — мои песни, а на второй — моя жена, Марина [Влади], поёт по-русски мои же песни, написанные специально для неё. <…> Потом я смотрю, „Мелодия“ вместе с болгарами издаёт пластинку, в которой есть ещё несколько вещей из этих дисков, а у нас они так и не случились» .
В начале 1970-х годов в Москву приехала Людмила Живкова , — дочь генерального секретаря ЦК Болгарской коммунистической партии Тодора Живкова , работавшая в то время в болгарском комитете по культурным связям с зарубежными странами. По рекомендации своего мужа , тогдашнего руководителя болгарского телевидения, она позвонила журналисту и попросила того показать ей Москву. У себя дома он познакомил её с Юрием Любимовым — художественным руководителем и директором « Театра на Таганке ». Живкова предложила пригласить театр в Болгарию . Первоначально планировалось лишь 12 дней гастролей, однако, болгарское министерство культуры попросило продлить их ещё на 6 дней .
В сентябре 1975 года Владимир Высоцкий в составе труппы театра впервые выехал за рубеж в Болгарию . В эту страну Высоцкий собирался ещё в 1973 году, однако поездка так и не состоялась . За 18 дней Высоцкий и труппа посетила целый ряд болгарских городов. «Сколько мы городов посетили!», — вспоминал актёр Таганки Дмитрий Межевич , — «Называйте любой, — не ошибётесь. Везде нас принимали фантастически радушно» .
Запись
Для всех таганских актёров время, проведённое в Болгарии, было расписано буквально по часам. Помимо спектаклей, были ещё концерты, встречи со зрителями и съёмки для телевидения .
Во время визита в Софию , местная фирма звукозаписи « Балкантон » предложила Высоцкому записать собственный альбом . Славков хотел снять музыкальный фильм про поэта , но для него не было подходящей аудиодорожки, а сам Высоцкий не очень хотел посещать студию . Хотя, по словам биографа Марка Цыбульского , он согласился не раздумывая, несмотря на огромную загруженность (запись пришлось делать ночью , после спектакля и интервью ). Такая возможность — записать целую пластинку своих песен — у Высоцкого появилась впервые в жизни: на тот момент в СССР вышло лишь несколько миньонов , а диски, записанные позже в Канаде и Франции , тогда ещё даже не планировались .
Иван Славков организовал три передачи с участием Владимира Высоцкого и постоянно с ним встречался . Вечером 22 сентября Высоцкий приглашён на интервью в ресторан «Лотос», баре « Болгарского национального телевидения » возле Орлова моста . Тогда труппу задержали на приёме после спектакля, из-за чего Владимир Семёнович сильно опоздал, и пришёл без гитары. Во время интервью Высоцкий рассказал о спектаклях, о Гамлете и о друзьях в Москве. Потом нашлась гитара и он исполнил восемь своих песен . Получасовая запись вошла в телепередачу «Вместо интервью» .
После посиделок Славков предложил продолжить вечер в другом ресторане. В ту ночь, по его распоряжению, первая студия « Болгарского национального радио » была обустроена под заведение ( корчму ). Там находились столы, официанты, декорации и аппаратура «ресторанного» оркестра . По воспоминаниям , в студии находилось много народу — «гораздо больше, чем требовалось». Москвичам без проблем удавалось общаться с болгарами и понимать их . Лизе Матевой, которая нашла для Георгиева и работников радио зал, приходилось часто выходить из кабины, пока те стояли за стеклом .
После просьбы со стороны хозяев ничего не подозревающий Высоцкий согласился исполнить несколько своих песен. Выступление тайно записали профессиональной техникой . По словам Славкова, с записью помогал директор радио —
. Она проходила с 0:45 (по другим сведениям — с 11 вечера ) до 3 часов утра, поэтому в источниках датой записи указывается не 22, а уже 23 число .Высоцкому аккомпанировали два его приятеля по Таганке — Виталий Шаповалов и Дмитрий Межевич . Когда Таганка только отыграла спектакль, к Шаповалову подошёл Высоцкий и предложил заработать 88 левов. На студию их привёз, по воспоминаниям Шаповалова, сам руководитель телевидения — «нагловатый такой молодой человек» . То, что в студию пришли «двое с гитарами», подтвердил и находящийся в студии Славков . В отличие от Межевича, Шаповалов совсем не разбирался в репертуаре Высоцкого, однако тот сказал, что «один раз послушаешь — второй уже будешь врубать» . Альбом был записан за один дубль .
Перед началом «Песни о погибшем лётчике» Владимир Семёнович, обращаясь к своим коллегам, говорит: «Ну, давайте начнём. Значит, первые два куплета споём как вальс , а потом я сменю ритм, а вы за мной пойдёте. Хорошо? Давай, Дима, начинай» . На протяжении всей записи Высоцкий подсказывал своим коллегам, в каких тональностях и ритмах играть песни («Значит, Дим, будем мы её играть… даже лучше — в ре-миноре вы играете, да? Хорошо? А ритм такой — послушай…» («Песня иноходца»); «Значит, начинайте, только немножечко пониже давайте её споём — да? Соль минор . Тот же самый ритм.» («Дорожная история»)) .
Возможно, был записан и видеоматериал, но не для телевизионных целей . По словам Любена Георгиева, в момент нахождения Высоцкого на радио, несколько снимков были сделаны Майи Туровской , Владимир Семёнович вместе с Георгиевым посетил меховую фабрику в городе Нови-Искыр и потратил гонорар за будущую пластинку на дублёнки для своего друга Всеволода Абдулова и жены Марины Влади .
— фотографом поэта в Софии . По рассказуВыпуск
Инициативу в издании пластинки проявлял Иван Славков: он связался с тогдашним директором «Балкантона» Александром Йосифовым и предоставил запись с радио. Йосифов без особых размышлений поддержал идею . Диск был выпущен 20-тысячным тиражом через год после смерти Высоцкого — в 1981 году . Как писал Славков, тогда «произошёл скандал» . Возможно, ранее запись предназначалась исключительно для болгарской партийной элиты и её приходилось согласовывать именно с ней . Вместе с пластинкой была выпущена и кассета, в которую, кроме песен, содержащихся на диске, были включены « Он не вернулся из боя », «Лирическая» и « Кони привередливые » . На пластинке сохранился набросок стихотворения, так и не ставшего песней, — «Разговор в трамвае», в авторском исполнении поэта .
Антон Орехъ из радио « Эхо Москвы » назвал пластинку, записанную в Болгарии «уникальной». По его мнению, по атмосфере она очень близка к живым выступлениям Высоцкого, а «уникальной» её делает то, что на ней поэт просто поёт под гитару, «без оркестровки и прочих наворотов» .
По словам журналиста и барда Николая Атанасова, через некоторое время после гастролей песни исчезли с радио. Только через много лет он понял, что забрал к себе раритет Иван Славков, чтобы таким способом его «сохранить» . В 2017 году оригинальные записи были найдены в архивах «Болгарского национального радио» . На обложке пластинки изображён авторский шарж Владимира Высоцкого, воспроизведённый с оригинального рисунка, подаренного болгарскому поэту Любомиру Левчеву в 1973 году . Именно он был использован в качестве заставки к документальному фильму «Владимир Высоцкий: Автопортрет» (режиссёр Юрий Дроздов) 1987 года . Прочим оформлением обложки занялся Янчо Таков .
«Владимир Высоцки в България»
Материала в ту ночь, когда записывали пластинку, набралось столько, что на диск «Балкантона» вошло далеко не всё. Уже в 1991 году была выпущена пластинка ( макси-сингл ) «Владимир Высоцкий в Болгарии» ( болг. «Владимир Висоцки в България» , ошибочно написано как «Владимир В ы соцки в България» ), куда вошли также некоторые песни, отсутствовавшие на первом диске и кассете, а также авторские комментарии к ним .
Переиздание
В 1999 году, в России , фирма « SoLyd Records » выпустила CD-диск «Автопортрет», содержащий в себе полную запись от 22—23 сентября 1975 года , за исключением некоторых песен. Мастерингом занялся Алексей Ромашков, а оформлением — Андрей Гусев . Чуть позднее было выпущено повторное издание «Автопортрет № 13» . В 2017 году издательством «Либрика» был выпущен идентичный альбом под названием «Высоцкий. Песня микрофона». По словам «Либрики», в самый последний момент люди, работающие в архивах радио предоставили им оригинальную .
Список композиций
Оригинал 1981 года
Сторона A
- болг. Песен за летеца (Песня о погибшем лётчике)
- болг. В съня ми се втурват жълти светлини ( В сон мне — жёлтые огни… )
- болг. За боя във вьздуха (Песня лётчика)
- болг. Посещение на Музата или Песничка за плагиатора (Посещение Музы, или Песенка плагиатора)
Сторона B
Кассета
Сторона A
- болг. Песен за летеца (Песня о погибшем лётчике)
- болг. В съня ми се втурват жълти светлини ( В сон мне — жёлтые огни… )
- болг. За боя във вьздуха (Песня лётчика)
- болг. Посещение на Музата или Песничка за плагиатора (Посещение Музы, или Песенка плагиатора)
- болг. Той не се завърна в боя ( Он не вернулся из боя )
- болг. Лирична (Лирическая)
Сторона B
- болг. Лов на глигани (Охота на кабанов)
- болг. Случка по пътя (Дорожная история)
- болг. На старта - Четиримата първенци или кой за какво тича (На дистанции — четвёрка первачей…)
- болг. Какво нещо, какво нещо! (Вот это да! (Песня Билла Сиггера))
- болг. Диалог пред телевизора ( Диалог у телевизора )
- болг. Капризните коне ( Кони привередливые )
Переиздание 1999 года
Сторона A
- Песня о погибшем лётчике
- В сон мне — жёлтые огни…
- Песня лётчика
- Посещение Музы, или Песенка плагиатора
- Песенка о переселении душ
- Рассказ о песенной поэме про лошадей
- Песня иноходца
- Охота на кабанов
- Рассказ о песне « Тот, который не стрелял »
Сторона B
- Тот, который не стрелял
- Дорожная история
- Песня микрофона
- На дистанции — четвёрка первачей…
- Про прыгуна в длину
- Вот это да! (Песня Билла Сиггера)
- Разговор в трамвае (фрагмент)
- Диалог у телевизора
- Инструкция перед поездкой
Примечания
- ↑ Цыбульский, Марк ; Зимна, Марлена .: . Дата обращения: 26 июля 2021. 9 сентября 2019 года.
- ↑ Никифорова, Снежана . БНР (25 января 2018). Дата обращения: 23 апреля 2021. 23 апреля 2021 года.
- ↑ , с. 53.
- , с. 288.
- Алексей Денисов. . «Я К БОЛГАРАМ УЕЗЖАЮ…» Дата обращения: 28 января 2021. 15 августа 2018 года.
- ↑ , с. 378—389.
- Алексей Певчев. . Москва 24 (25 июля 2018). Дата обращения: 2 октября 2021. 31 мая 2020 года.
- . РИА Новости (25 января 2013). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
- Инна Шестакова. . Всесоюзное радио . Эхо Москвы . Дата обращения: 2 октября 2021. 3 октября 2021 года.
- , с. 474.
- ↑ , с. 172.
- ↑ . Высоцкий: время, наследие, судьба (1995). Дата обращения: 26 января 2021. 3 февраля 2021 года.
- ↑ Пею Благов. (болг.) . Сензация (24 апреля 2012). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
- Юлия Агеева. . Russia Beyond (30 октября 2019). Дата обращения: 26 января 2021. 4 февраля 2021 года.
- , с. 199.
- Пею Благов. (болг.) . Сензация (25 января 2013). Дата обращения: 6 марта 2022. 6 марта 2022 года.
- ↑ Орехъ, Антон . Эхо Москвы (20 февраля 2016). Дата обращения: 23 января 2021. 4 сентября 2018 года.
- , с. 154.
- ↑ , с. 260.
- , с. 259—260.
- Московский Комсомолец (25 января 2003). Дата обращения: 24 января 2021. 31 января 2021 года.
- , с. 19.
- .
- , с. 249.
- , с. 475.
- Боев, Красимир; Пенова, Йоана. (болг.) . 168 часа (8 июня 2010). Дата обращения: 22 ноября 2023. 9 сентября 2017 года.
- ↑ . БратБг (20 сентября 2015). Дата обращения: 25 января 2021. 1 февраля 2021 года.
- Высоцкий, Владимир . Discogs . Балкантон (1981). Дата обращения: 17 марта 2022. 17 марта 2022 года.
- Орехъ, Антон . Эхо Москвы (5 июня 2021). Дата обращения: 26 июля 2021. 26 июля 2021 года.
- (болг.) . Dir.bg (21 января 2018). Дата обращения: 2 октября 2021. 2 октября 2021 года.
- ↑ . Высоцкий . Дата обращения: 3 октября 2021. 1 декабря 2019 года.
- , с. 433.
- , с. 260—261.
- . — InterMedia , 2001. — Т. 6. — С. 323. 4 августа 2021 года.
- Высоцкий, Владимир . Discogs . SoLyd Records (1999). Дата обращения: 17 марта 2022. 17 марта 2022 года.
- Высоцкий, Владимир . Discogs . SoLyd Records (1999). Дата обращения: 17 марта 2022. 16 октября 2021 года.
Литература
- . — SoLyd Records , 1999.
- Цыбульский М. Жизнь и путешествия В. Высоцкого. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. — 640 с. — ISBN 5-222-04826-8 .
- Бакин В. В. Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти. — М. : Алгоритм , 2011. — 500 с. — ISBN 978-5-457-51403-4 .
- Бакин В. В. Владимир Высоцкий без мифов и легенд. — Эксмо , 2012. — 688 с. — ISBN 978-5-699-53512-5 .
- Георгиев Л. Владимир Высоцкий: знакомый и незнакомый. — Искусство , 1989. — 268 с. — ISBN 5-210-00151-2 .
- Славков И. Батето. — Труд, 2010. — Т. 1. — 272 с. — ISBN 954528966X .
- Петров А. Владимир Высоцкий и Болгария. — Велико-Тырново : Дар-РХ, 2020. — 302 с. — ISBN 978-619-00-1134-7 .
- Шилина О. Владимир Высоцкий и музыка. «Я изучил все ноты от и до…». — СПб. : Композитор , 2008. — 236 с. — ISBN 978-5-7379-0377-0 .
Ссылки
- 2021-02-20
- 1