Interested Article - Нуар, Тьери
- 2021-02-01
- 2
Тьери́ Нуа́р ( фр. Thierry Noir ; род. 3 июня 1958 , Лион , Франция ) — французский стрит-артист , проживающий в Берлине , Германия . Был первым уличным художником, начавшим рисовать на Берлинской стене . За пять лет покрыл художественными изображениями 5 км стены.
Биография
Родился в 1958 году во французском городе Лионе , где прожил первые годы жизни. Затем, не сумев обустроиться в жизни, решил всё резко изменить и в январе 1982 года переехал в Западный Берлин . Не имея средств к существованию, поселился в сквоте — расположенной в районе Кройцберг прямо у Берлинской стены заброшенной больнице, преобразованной в 1978 году в полулегальный «молодёжный центр». В этом доме, где также жили многочисленные художники, он прожил двадцать лет. Сам Тьери до этого никогда в жизни не рисовал, но когда его кто-то в очередной раз спросил, не художник ли он, он ответил «да» . Чтобы как-то выжить, Нуар стал в меру умения писать живописные полотна и продавать их туристам в центральных районах Западного Берлина .
Я подумал: что за великий город — за 20 лет в Лионе я не встретил ни единого художника, а здесь за неделю я встретил 20.
Окна комнаты, где жил Тьери Нуар, выходили прямо на стену, по которой проходила граница с социалистической Германской Демократической Республикой . Из-за близости стены район был очень грустный и скучный: там не было ни уличного движения, ни магазинов, ни прохожих. Это была бетонная серая 3,5-метровая стена, на которой изредка были кое-как намалёваны граффити , представлявшие собой преимущественно всяческие лозунги: на треть — антиамериканские, на треть — антитурецкие и на треть — всякие прочие, обычно личного характера. В 80-е годы стрит-арт считался вандализмом, а немецкие стрит-артисты избегали к тому же рисовать на стене — она была для них своего рода табу , берлинцы именовали её «стеной позора». Но однажды в августе 1984 года первым из берлинских художников Тьери взял краски и принялся расписывать Берлинскую стену .
Первоначально отношение западных берлинцев к творчеству Нуара было настороженное, часто даже враждебное. Некоторые полагали, что он работает за бюджетные деньги и были против такого расходования средств из своих налогов. Другие считали, что задачей Тьери было сделать более «презентабельной» стену, с чем они согласиться не могли. Художник на это отвечал, что сколько бы не потратить краски, не удастся сделать уродливую стену красивой, и что его задача — «преобразить её, сделать её смешной и помочь разрушить её» . Он продолжал рисовать и к моменту падения стены в 1989 году покрыл изображениями около 5 км из 45 км, находившихся в городской черте .
При рисовании надо было быть осторожным, поскольку граница на самом деле проходила не по стене, а в нескольких метрах от неё, так что стена полностью находилась на территории ГДР. Стену патрулировали вооружённые охранники, которые имели полное право задерживать тех, кто приближался к ней слишком близко . За время существования Берлинской стены с 13 августа 1961 года по 13 ноября 1989 года не менее 98 человек были убиты при попытке перебраться через неё . При этом сам Тьери рассказывает, что, прожив напротив стены 20 лет, никогда не видел и не слышал там никаких выстрелов. Самое главное в жизни у стены, по его словам, была скука — там никогда ничего не происходило. Порой восточногерманские солдаты, завидев как он рисует, кричали на него в мегафон с требованиями прекратить, и он просто отходил от стены и ждал, пока они уйдут. Пару раз его пытались схватить, но опять же — он всего лишь отбегал на несколько метров вглубь Западного Берлина, и его никогда не преследовали . Лишь однажды Тьери оказался задержан солдатами ГДР — когда он со своим другом Кристофом Буше пытался просверлить в стене отверстия, чтобы прикрепить к ней металлическую дверь .
Как-то раз Нуар продавал свои картины посетителям одного ресторанчика в центре Западного Берлина и познакомился с находившимся там кинорежиссёром Вимом Вендерсом . Они разговорились, и режиссёр пригласил Тьери в свой фильм « Небо над Берлином », который вышел на экраны в 1987 году. Художник сыграл самого себя: он изображён стоящим на стремянке и расписывающим стену — это единственный цветной фрагмент в чёрно-белом фильме .
Постепенно, особенно после выхода в прокат ставшего знаменитым фильма Вендерса, западные берлинцы привыкли к Тьери, перестали его сторониться и начали относиться к нему доброжелательно или по меньшей мере спокойно. Основными вопросами стали: «Кто вам за это платит?» и «Вы из ЦРУ ?»
Если вы рисуете на улице, это сразу становится политикой, поскольку вы изменяете жизнь людей. Особенно в северной Европе, где зимы длинные и серые — вы порождаете секундную улыбку на их лицах.
13 ноября 1989 года стена пала , многие восточные берлинцы устремились в недоступный для них до этого Западный Берлин. Нуар же, захватив кисти и краски, отправился в противоположном направлении — к серо-бетонной поверхности стены с её восточной стороны . В течение некоторого времени он рисовал на стене и там — в частности, на той части стены, которая стала известна как East Side Gallery и является в наши дни одной из самых посещаемых берлинских достопримечательностей .
После объединения Германии бо́льшая часть стены была снесена. Её фрагменты, в том числе с рисунками Тьери Нуара, оказались выставлены в качестве музейных экспонатов в различных городах мира . Иногда его даже специально приглашали в различные страны — от Южной Кореи до Мексики — чтобы расписать находящиеся у них фрагменты бывшей Берлинской стены .
В 2009 году Нуар возглавил группу из 120 художников, которая занялась восстановлением пришедших в негодность за два десятилетия изображений на Берлинской стене .
В августе — сентябре 2013 года Нуар принял участие в инициативе лондонской Далиджской картинной галереи , предложившей нескольким стрит-художникам сделать на улицах города «ремейки» знаменитых барочных картин из собрания галереи — каждому в своей манере. Тьери создал на стене одного из зданий в окрестностях галереи свою версию картины итальянского художника Джованни Баттиста Тьеполо «Иосиф получает кольцо фараона» (1755) .
В апреле 2014 года в в Лондоне прошла первая персональная выставка Тьери Нуара , в октябре — в отделении той же галереи в Лос-Анджелесе . Следующая выставка была открыта для публики с июня по август 2015 года . Картины Нуара стоят 6—7 тысяч евро , однако это далеко не предел для уличных художников — в 2008 году творение Бэнкси «Перевёрнутая телефонная будка» была продана на аукционе за 450 000 евро .
Нуар продолжает рисовать на улицах, но теперь он редко делает это незаконно, как во времена раскрашивания Берлинской стены. Он продолжает использовать свой характерный стиль — простые угловатые фигуры. Часто он даже воссоздаёт образы, впервые появившиеся на свет в восьмидесятых годах в Западном Берлине . Берлин после падения стены стал очень либеральным местом для уличных художников. Тьери были также созданы несколько значительных уличных картин и в других городах — например, в Лондоне .
Творчество
Творчество Нуара характеризуется яркими «мультяшными» цветами. Среди любимых сюжетов: огромные вытянутые лица с громадными губами, жёлтые крокодилы, цветные кролики, ярко расцвеченные слоны: смесь Пабло Пикассо и Жоана Миро , Жана-Мишеля Баския и Кита Харинга , преобразованных в духе поп-арта . Художник также отмечает, что на его творчество оказали большое внимание многие музыканты, среди которых Дэвид Боуи , Игги Поп , Лу Рид , Kraftwerk , Led Zeppelin , Нина Хаген .
Первые картины делались из подручных материалов: краска находилась на стройках в Кройцберге, цвета были те, какие удавалось найти — денег на покупку не было. Нуар говорит, что темы шли не «от головы к рукам», а наоборот . Тьери Нуар назвал своё творчество «манифестом быстрой формы», когда необходимо срочно нанести рисунок и не слишком отвлекаться людьми, заговаривающими с вами, или пограничниками, стремящимися вас задержать . Художник не любит, когда его творчество называют «граффити», предпочитая вместо него неологизм собственного изобретения «километровое искусство» . Для создания изображения, по мнению Нуара, достаточно «двух идей и трёх цветов» .
После падения Берлинской стены рисунки Нуара вместе с её фрагментами попали во многие города, парки и музеи, среди которых :
- Бэттери-парк , Нью-Йорк , США ;
- Иокогама , Япония ;
- Коллекция , Нью-Йорк , США ;
- , Лос-Анджелес , США ;
- Музей журналистики и новостей , Вашингтон , США ;
- Национальный музей Военно-воздушных сил США , Дейтон , США ;
- Парк Свободы, Инчхон , Южная Корея ;
- Сочимилько , Мексика ;
- , Лос-Анджелес , США .
В 1990 году рисунки Нуара на стене вошли в оформления альбома « Achtung Baby » группы U2 .
Примечания
- ↑ — 1320.
- (фр.) . Allociné . Дата обращения: 14 января 2018. 15 января 2018 года.
- ↑ (англ.) . Street Art London (28 февраля 2013). Дата обращения: 9 января 2018. 13 мая 2017 года.
- ↑ Adrian Bridge. (англ.) . The Telegraph (8 апреля 2014). Дата обращения: 9 января 2018. 28 декабря 2017 года.
- ↑ Mehdi Ghadyanloo. (англ.) . Howard Gripffin Gallery . Дата обращения: 9 января 2018. 9 июня 2017 года.
- ↑ Rob Alderson. (англ.) . It's Nice That (4 апреля 2014). Дата обращения: 14 января 2018. 6 июня 2017 года.
- ↑ (англ.) . The Guardian (3 апреля 2014). Дата обращения: 13 января 2018. 1 декабря 2017 года.
- ↑ Rebecca Suner avec Loïc de La Mornais. (фр.) . Franceinfo (8 апреля 2014). Дата обращения: 14 января 2018. 15 января 2018 года.
- ↑ Daisy Wyatt. (англ.) . The Independent (2 мая 2014). Дата обращения: 14 января 2018. 17 сентября 2017 года.
- ↑ Daisy Wyatt. (англ.) . Independent (28 февраля 2013). Дата обращения: 9 января 2018. 5 сентября 2017 года.
- ↑ Jason Burke. (англ.) . The Guardian (19 апреля 2009). Дата обращения: 9 января 2018. 27 декабря 2017 года.
- ↑ Leah Harper. (англ.) . The Guardian (24 августа 2013). Дата обращения: 9 января 2018. 15 ноября 2016 года.
- Jonathan Jones. (англ.) . The Guardian (3 апреля 2014). Дата обращения: 9 января 2018. 5 марта 2017 года.
- Diane Haithman. (англ.) . Los Angeles Times (12 августа 2009). Дата обращения: 9 января 2018. 5 марта 2016 года.
Ссылки
- от 9 июня 2017 на Wayback Machine
- от 15 ноября 2016 на Wayback Machine
- 2021-02-01
- 2