Interested Article - Пиня из Жмеринки

Публикация в журнале «Крокодил» 20 марта 1953 года

«Пиня из Жмеринки» фельетон советского писателя Василия Ардаматского , опубликованный в журнале « Крокодил » 20 марта 1953 года.

Публикация состоялась на пике сфабрикованного « Дела врачей » уже после смерти Сталина . Большинство обвиняемых по этому делу были евреями . Фельетон получил известность в связи с его антисемитской направленностью .

Сюжет

Главным героем фельетона является Пиня Палтинович Мирочник из Жмеринки , который работает руководителем промышленного комбината райпотребсоюза . По сюжету он принимает на работу на все ответственные должности людей с еврейскими фамилиями и их родственников. Мирочник перед войной был исключён из коммунистической партии , в которую пробрался в послевоенные годы обманным путём. Всю войну он находился в тылу. Два его брата проживают за границей, а сам он построил себе и своей семье шикарный дом .

В фельетоне описывается массовое жульничество на промкомбинате и выгоды, получаемые от этого жульничества Мирочником и его сообщниками. Доказательством написанному называется «куча документов», лежащая перед автором фельетона. Завершается фельетон требованием к областной прокуратуре подтвердить изложенные факты .

Реакция современников

Реакция на фельетон проявилась практически сразу. Согласно ряду свидетельств современников, Ардаматский получил от коллег ироническое прозвище «Пиня» .

Григорий Свирский писал в воспоминаниях :

Стоило Ардаматскому показаться в дверях московского Дома актёра или Дома кино, как кто-либо непременно портил ему аппетит: — А вот и сам Пиня Ардаматский! Василий Ардаматский тут же скрывался.

Негативное отношение российских писателей к Ардаматскому проявилось также во время выборов в правление Союза московских писателей. Евгений Евтушенко сказал по этому поводу

Я не понимаю, у кого могла подняться рука выставлять Василия Ардаматского. Меня не устраивает его общественное лицо. Человек этот написал антисемитскую вещь — «Пиня из Жмеринки».

В результате кандидатуру Ардаматского сняли с рассмотрения без обсуждения .

Отзывы и оценки

Поэт и литературовед Дмитрий Быков пишет, что Ардаматский прославился этим фельетоном — «чистейшим образчиком антисемитизма» . «Знаменитым» антисемитским фельетоном называют произведение Ардаматского литературный критик и искусствовед Михаил Золотоносов и политолог Эмиль Паин . Филолог Георгий Хазагеров считает, что фельетон был адресован носителям бытового антисемитизма .

Политолог, историк журналистики Дмитрий Стровский отмечает, что в самом фельетоне нет каких-либо доказательств, подтверждающих махинации Пини и его окружения . Литературный критик и историк культуры Владимир Порудоминский считает, что автор писал не выезжая из Москвы — по доносу, присланному с места .

Порудоминский рассматривает целый перечень публикаций этого периода, увенчанный фельетоном Ардаматского. По его оценке, определённо талантливый в жанре фельетона «автор создавал … заданную систему, как паяют по схеме прибор из типовых деталей. Не случайно название фельетона тотчас сделалось нарицательным … и было подхвачено и антисемитами и самими евреями». А в целом этот ряд публикаций по мнению Порудоминского, был призван напомнить читателю образ врага — еврея .

А. В. Малинкина в статье, посвящённой формированию общественного мнения в СССР в период «Дела врачей», отмечает, что «установочным» материалом с обвинением евреев в махинациях был опубликованный 8 февраля 1953 года в газете « Правда » фельетон «Простаки и проходимец». За ним в СМИ прошла лавина аналогичных публикаций, «посвященных разоблачению тайных тёмных дел лиц с еврейскими фамилиями». И самой известной из этих публикаций стал фельетон Ардаматского .

Историк русской литературы и культуры Евгений Добренко назвал образ Пини из Жмеринки «бессмертным», в котором автор собрал все приёмы антисемитского фельетона . Добренко считает фельетон типичным публичным доносом того времени, сохраняющим при этом черты непубличного жанра: бездоказательные обвинения, инсинуации, намеки и огульные выводы . Так же, как и Порудоминский, обобщая рассмотрение ряда подобных публикаций этого периода, критик пишет, что будучи «бессюжетными» и «бессобытийными» эти тексты несли единственную функцию — быть новым маркером антиеврейской политики .

Примечания

  1. , с. 39.
  2. , с. 85.
  3. , с. 355.
  4. , с. 189—190.
  5. , с. 41.
  6. .
  7. , с. 190—191.
  8. , с. 41-42.
  9. , с. 542—543.
  10. Медников А. М. // Кольцо «А». — 2007. — Вып. 43 . 10 июля 2012 года.
  11. Паин Э. А. // KOINON : журнал. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. — Т. 2 , № 1 . — С. 77 . — doi : . 4 февраля 2022 года.
  12. Хазагеров Г. Г. Конгруэнтность ксенофобии и интернационализма в речемыслительной практике сталинской эпохи (риторический анализ) // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты : журнал. — Сочи, 2016. — № 21 . — С. 60—65 . — ISSN .
  13. Стровский Д. Л. (рус.) // Вопросы журналистики : журнал. — Томск: ТГУ, 2018. — № 3 . — С. 86 . — ISSN . — doi : . 4 февраля 2022 года.
  14. Малинкина А. В. (рус.) // Университет XXI века: научное измерение : Сборник. — Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого , 2019. — С. 507 . — ISBN 978-5-6042450-8-8 . 26 января 2022 года.
  15. , с. 192.
  16. , с. 198.

Литература

Источник —

Same as Пиня из Жмеринки