Interested Article - Сораяма, Хадзимэ

Хадзимэ Сораяма ( яп. 空山 基 Сораяма Хадзимэ , род. 22 февраля 1947 , Эхиме ) — японский художник- иллюстратор гиперреалист , известный своими нарисованными вручную фотореалистичными эротическими изображениями женщин и женоподобных роботов- гиноидов , автор дизайна AIBO .

Биография

Хадзимэ Сораяма родился в 1947 году в городе Имабари на острове Сикоку в префектуре Эхиме региона Сикоку . После окончания школы Имабари Кита в 1965 году Сораяма поступил в , где изучал греческую и английскую литературу . В 1967 году после публикации первой работы «Розовый журнал» он перевёлся в художественную школу Тюо ( яп. 中央美術学園 ) в Токио , где начал изучать рисование. Окончив школу в 1968 году в возрасте 21 года Сораяма получил работу в рекламном агентстве. На вольные хлеба фрилансера-иллюстратора перешёл в 1972 году . Первые роботы из серии, ставшей затем визитной карточкой художника, были нарисованы в 1978 году и увидели свет годом позже. В настоящее время (2012) проживает в Токио .

Работы

Классическое изображение гиноида авторства Сораямы Хадзимэ
Статуя гиноида работы Сораямы Хадзимэ в холле аукционного дома Кристис в 2021 году

«Сексуальный робот», выпущенный в 1983 году издательством Genko-sha , принёс смешанным органически-металлическим полуроботам Сораямы известность по всему миру, возведя его в статус культовой фигуры . Его следующая книга «Пинап» (Graphic-sha, 1984) была выдержана в том же стиле. В своей работе художник использовал идеи пинапа и киберпанка , которые превратились в изображения хромированных гиноидов в завлекающих позах . Умелое использование акриловых красок , карандашей и пульверизаторов позволило Сораяме создать свой легко узнаваемый фотореалистичный стиль , относящийся критиками к разновидности гиперреализма , который затем многократно использовался другими художниками .

Сораяма был автором обложки классической книги о машинном зрении «Зрение роботов» ( англ. Robot vision ) (1986, русский перевод 1989 — с изменением обложки ) .

Ряд других работ художника вращается вокруг фотореалистичных по манере исполнения эротических женских фигур, часто в фетиш-стиле, например, в латексе или коже. Его пинапы одно время постоянно публиковались в Penthouse , и удостоились специальной статьи в юбилейном выпуске «Silver Anniversary issue» журнала . В 2006 году выпустило специальное шоу, посвящённое рисункам Сораямы ..

Сораяма является автором дизайна собаки-робота AIBO (1999) , который получил в Японии Гран-при за лучший дизайн 2000 года (наивысшую японскую награду в области дизайна), удостоился чести быть помещённым с 2001 года в постоянную коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства и Смитсоновского института , а также вошёл в книгу Паолы Антонелли «Объекты дизайна» ( англ. Objects of Design ), изданную Нью-Йоркским музеем современного искусства. Выставка Nike «White Dunk Project» (2004) включала работу Сораямы среди 25 специально отобранных художников Японии .

В 1985 году Сораяма выпустил первую работу вне сборников иллюстраций — видеофильм «Видео-иллюстрация» ( англ. Illustration Video ) . Затем он участвовал в работе над фильмами « Живая мертвечина » (1992), « Патруль времени » (1994) и « Космические дальнобойщики » (1995), разработал дизайн коллекционных карточек Sorayama, выпустил несколько ограниченных печатных и электронных изданий своих работ, участвовал в многочисленных выставках , а также был автором обложки альбома Aerosmith « Just Push Play » (2001) .

В 2010 году вышла очередная книга-ретроспектива творчества художника Master Works, а за ней в 2013 последовал оригинальный сборник «Трепещущие лисицы» ( англ. Vibrant Vixens ). В 2012—2013 Сораяма работал вместе с американским фэшн-дизайнером Марком Эко ( англ. Marc Ecko ) над тремя совместными коллекциями. В 2000-х и 2010-х годах он сотрудничал также с несколькими производителями фильмов в Голливуде, включая Джорджа Лукаса — над сборником иллюстраций по мотивам Звёздных войн Star Wars Art Concept в 2013—2014 годах .

Анализ

Марко Пеллиттери считает, что чувственные гиноиды Сораямы — покрытые и покрывающиеся металлом женщины — представляют собой великолепный анализ современного японского общества, которое вплоть до 1980-х годов представляло себя миру как общество ( пост ) модерна и высоких технологий, под оболочкой которых практически незаметен национальный дух . Томас Фостер в своей книге о киберпанке, написанной с фрейдистских позиций , отмечает, что «в этих изображениях невозможно определить: то ли сексуальный робот представляет собой объект-фетиш, то ли женщину, которая фетишизирована» ( англ. "these images make it impossible to determine whether the sexy robot is a fetish object or a woman who has been fetishized" ) .

Френчи Ланнинг называет Сораяму, вероятно, самым влиятельным фетиш-иллюстратором современности, соревнующимся и выигрывающим по креативности у фетиш-дизайнеров . В интервью художник утверждает, что так как он не скован рамками реального использования его творений, то позволяет себе совмещать возможное и невозможное в своих иллюстрациях, чтобы дразнить чувства зрителя .

Библиография

  • PINK JOURNAL (1967)
  • SEXY ROBOT (1983, Genko-sha)
  • PIN-UP (1984, Graphic-sha)
  • VENUS ODYSSEY (1985, Ed. Tokuma communications)
  • HAJIME SORAYAMA (1989, Taco, Berlín)
  • HYPER ILLUSTRATIONS (1989, Bijutsu Shuppan-sha)
  • HYPER ILLUSTRATIONS 2 (1989, Bijutsu Shuppan-sha)
  • THE GYNOIDS (1993, Edition Treville)
  • NAGA (1997, Sakuhin-sha)
  • TORQUERE (1998, Sakuhin-sha)
  • SORAYAMA 1964—1999 (1999, Sakuhin-sha)
  • THE GYNOIDS GENETICALLY MANIPULATED (2000, Edition Treville)
  • GYNOIDS REBORN (2000, Edition Treville)
  • SORAYAMART (2000, Ed. Soleil)
  • MOIRA (2000, Германия, Edition Kunst der Comics)
  • METALLICON (2001, Sakuhin-sha)
  • The Gynoids. The Storage Box (2002, Edition Treville)
  • Venom (2002 — японский вариант, 2004 — переводы, Graphic-sha)
  • LATEX GALATEA (2003, Editions Treville)
  • RELATIVISION (2006, Graphic-sha)
  • Sorayama Masterworks (2010, Edition Skylight)
  • Vibrant Vixens (2013, Edition Skylight)
  • STAR WARS ART CONCEPT (2013, Abrams)
  • XL Masterworks Edition (2014, Edition Skylight)

Высказывания

Искусство — это вид целеустремлённости, настойчиво утверждающий вашу собственную оригинальность … напротив, суперреализм работает с технической проблемой того, насколько точно можно подойти к объекту.

В отличие от искусства, иллюстрация — это не дело эмоций или страхов, но опыт, который естественно вытекает из логического мышления.

Примечания

  1. William Lidwell,Gerry Manacsa. Deconstructing Product Design: Exploring the Form, Function, Usability, Sustainability, and Commercial Success of 100 Amazing Products. — Rockport Publishers, 2011. — 240 с. — ISBN 1-59253-739-1 , 978-1-59253-739-6.
  2. (англ.) . Дата обращения: 11 марта 2016. 21 июля 2015 года.
  3. . The Pin-up Files. Дата обращения: 11 марта 2016. 3 марта 2016 года.
  4. (англ.) . Дата обращения: 11 марта 2016. 21 июля 2015 года.
  5. Borst E.M. . — PhD of University of Waikato, 2009. — С. 112. — 528 с. 12 марта 2016 года.
  6. Brown S.T. (англ.) . — Palgrave Macmillan, 2010. — P. 204. — ISBN 978-0-230-10360-3 .
  7. Matronic A. (англ.) . — Octopus, 2015. — P. 58. — ISBN 978-1-84403-869-5 .
  8. . OZON . Дата обращения: 13 марта 2016. 14 марта 2016 года.
  9. Horn B. (англ.) . — MIT Press, 1986. — (MIT electrical engineering and computer science series). — ISBN 978-0-262-08159-7 .
  10. Slade J.W. (англ.) . — Greenwood Press, 2001. — P. 529. — (American popular culture). — ISBN 978-0-313-31520-6 .
  11. (англ.) . Sorayama Official. Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 29 июля 2011 года.
  12. Penny Sparke. . — The Museum of Modern Art, 2009. — 143 p. — (MoMa Design). — ISBN 9780870707391 .
  13. Art M.M. (англ.) . — Museum of Modern Art, 2007. — P. 182. — ISBN 978-0-87070-713-1 .
  14. (англ.) . Дата обращения: 11 марта 2016. 21 июля 2015 года.
  15. (англ.) . Дата обращения: 11 марта 2016. 5 марта 2016 года.
  16. Pellitteri Marco. (англ.) . — Tunué, 2010. — P. 521—522. — (Tunué international). — ISBN 9788889613894 .
  17. Foster Thomas. (англ.) . — University of Minnesota Press, 2005. — P. 102. — (Electronic mediations). — ISBN 978-0-8166-3406-4 .
  18. Lunning Frenchy. (англ.) . — Bloomsbury Publishing, 2013. — P. 130—132. — (Subcultural Style). — ISBN 978-0-85785-809-2 .
  19. (англ.) . Hajime Sorayama Official Site. Дата обращения: 11 марта 2016. 5 марта 2016 года.
  20. (англ.) . Sorayama official site. Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано из 11 марта 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Сораяма, Хадзимэ