Interested Article - Факих Усман

Хаджи Факих Усман ( индон. Fakih Usman ; faˈkɪh ʊsˈman , 2 марта 1904 года , 3 октября 1968 года , Индонезия ) — индонезийский религиозный и политический деятель. Министр по делам религии Республики Индонезии в составе Соединённых Штатов Индонезии (1950). Министр по делам религии унитарной Индонезии (1952—1953). Председатель исламской организации «Мухаммадия» (1968).

Родился в семье купца в , получил образование в (исламской школе-интернате). В 1925 году вступил в «Мухаммадию», в 1938 году стал главой сурабайского отделения. Параллельно занимался политической деятельностью. В 1937 году стал казначеем Индонезийской исламской ассоциации — объединения нескольких исламских организаций, включая «Мухаммадию». Продолжал заниматься политической и общественной деятельностью во время японской оккупации и войны за независимость , став членом партии Машуми . На посту министра по делам религии курировал реорганизацию министерства и реформу религиозного образования. На протяжении двух десятилетий был заместителем председателя «Мухаммадии»; в 1968 году , незадолго до смерти, избран председателем организации.

Ранние годы жизни

Факих Усман родился 2 марта 1904 года в восточнояванском городе в семье лесоторговца Усмана Искандара. Его мать происходила из семьи улемов . Кроме Факиха, в семье было ещё трое детей. Семья не имела большого достатка и жила скромно . Под руководством отца Факих с раннего детства начал изучать основы ислама . В десятилетнем возрасте он поступил в гресикский (исламскую школу-интернат ), где проучился 4 года. В 1919 году он продолжил своё образование в других песантренах, расположенных недалеко от Гресика .

Начало работы в «Мухаммадии»

С помощью отца Факих, параллельно с учёбой, начал заниматься торговлей . В 1922 году , когда в Гресике появилось неофициальное отделение исламской организации «Мухаммадия» , он стал одним из наиболее активных его участников. Возглавив это отделение три года спустя, он договорился о признании гресикского отделения со стороны центрального руководства «Мухаммадии» . Позже он был переведён в отделение города Сурабая , где в 1929 году его избрали членом городского совета . Одновременно с общественной деятельностью Факих продолжал развивать свой бизнес; к этому времени он занимался торговлей стройматериалами , владел магазином товаров для судостроения , а также работал в местной торговой палате .

С 1932 по 1936 годы Факих был членом регионального совета и Комитета по правовым вопроса «Мухаммадии», а также редактором официального журнала организации «Бинтанг Ислам» ( индон. «Bintang Islam» «Звезда ислама» ) . В это время он приобрёл личный автомобиль , считавшийся в Голландской Ост-Индии предметом роскоши, и постоянно ездил на нём из Гресика, где находился офис его компании, в Сурабаю и обратно. Свободное время Факих посвящал изучению нидерландского языка и работ исламского модернистского теоретика Мухаммада Абдо . Деятельность Факиха в «Мухаммадии» и его приверженность модернистскому исламу не одобрялись консервативными мусульманами Гресика, давшими ему прозвище « Чернозадый голландец » ( яв. Londho silit ireng ) ; также они неоднократно бросали камни в окна его дома .

21 сентября 1937 года в Сурабае состоялось совещание руководства нескольких исламских организаций, среди которых были «Мухаммадия», Нахдатул Улама и Сарекат Ислам ; на нём было создано объединение, получившее название Индонезийская исламская ассамблея (ИИА; индон. Majilis Islam Ala Indonesia, MIAI ) . Факих был назначен казначеем ИИА . Одновременно он продолжал работу в «Мухаммадии», сменив в 1938 году на посту главы сурабайского отделения . В сентябре 1940 года Факих был избран в секретариат ИИА, после чего оставил посты главы отделения и члена городского совета Сурабаи .

Работа в партии Машуми и участие в войне за независимость

В 1942 году в Голландскую Ост-Индию вторглись японские войска , и 9 марта 1942 года руководство колонии капитулировало перед оккупировавшими страну японцами . Оккупантами была запрещена любая политическая деятельности, и в мае 1942 года ИИА была распущена . 5 сентября 1942 она была восстановлена на совещании 30 улемов, состоявшимся в отеле Des Indes в Джакарте, и была признана оккупационной администрацией в качестве единственной официальной исламской организации Индонезии . В конце 1943 года ИИА была переименована в Совет индонезийских мусульманских ассоциаций ( индон. Ma jelis Syu ra M uslimin I ndonesia ), более известный по акрониму Машуми ( индон. Masyumi ) . В Машуми, как и в ИИА, Факих занимал достаточно высокое положение, сочетая при этом общественную деятельность со службой в созданном японцами консультативном совете Сурабаи .

После того, как 17 августа 1945 года Республика Индонезия (РИ) провозгласила свою независимость , Факих начал устанавливать контакты с новым республиканским правительством . Он принял участие в Индонезийской исламской конференции ( индон. Muktamar Islam Indonesia ), прошедшей в Джокьякарте с 7 по 8 ноября 1945 года, на которой Машуми была преобразована в политическую партию. После конференции он вернулся в Гресик, однако вскоре из-за начавшихся боевых действий между индонезийцами и голландско-британскими экспедиционными силами , был вынужден перебраться в Маланг . В Маланге Факих, совместно с и начал организовывать вооружённое сопротивление оккупантам, состоявшее из бойцов обученных японцами мусульманских отрядов, став заместителем командующего сопротивлением. После того, как в декабре 1948 года , Факих с семьёй бежал в Суракарту . Там он вновь включился в работу «Мухаммадии», став заместителем председателя организации , курировавшим связи головного офиса «Мухаммадии» в Джокьякарте и суракартского отделения .

На посту министра по делам религии

Факих на посту министра по делам религии. 1952 год

27 декабря 1949 года на территории бывшей Голландской Ост-Индии была образована Республика Соединённые Штаты Индонезии (РСШИ) — федеративное государство, созданное по итогам соглашения между РИ и Нидерландами . Она включала в себя РИ (за которой сохранились лишь части островов Ява и Суматра ) и 15 штатов, созданных при поддержке голландцев . 21 января 1950 года Факих стал министром по делам религии в правительстве РИ в составе РСШИ, сменив на этом посту Машкура. Совместно с министром по делам религии РСШИ и лидером Нахдатул Улама он занимался составлением программ для религиозных школ, а также программ для светских школ по религиозному воспитанию . 17 августа 1950 года РСШИ была ликвидирована, а все составляющие её штаты вошли в состав РИ; объединённое министерство по делам религии возглавил Вахид Хашим, а Факих был назначен директором департамента религиозного образования .

В 1951 году в Машуми возникли разногласия между партийным руководством и лидерами организации Нахдатул Улама, которые считали, что руководство Машуми делает слишком большой акцент на политической деятельности, в ущерб принципам ислама . Выход Нахдатул Улама из Машуми в апреле 1952 года привёл к краху Натсира и отставке Вахида Хашима с поста министра по делам религии . На освободившийся министерский пост Машуми предложила кандидатуру Факиха . 3 апреля 1952 года он, вместе с новым Вилопо , был приведён к присяге. Вскоре после этого Факих вместе с семьёй окончательно переехал в Джакарту. После своего назначения он объявил о начале реорганизации министерства , подчеркнув при этом, что его основной задачей будет являться обеспечение деятельности религиозного образования, поддержка межконфессионального диалога, а также установление дат религиозных праздников . При нём было произведено упорядочивание структуры министерства, а также открыт ряд его отделений на местах. Кроме того, благодаря Факиху индонезийские мусульмане получили возможность совершать хадж . 30 июля 1953 года Факих ушёл в отставку вместе со всем кабинетом Вилопо ; на посту министра по делам религии его сменил Машкур .

Дальнейшая деятельность

Факих произносит речь на митинге «Мухаммадии». 1952 год

После отставки с министерского поста Факих стал первым заместителем председателя «Мухаммадии» . В 1956 году стал, совместно с ещё двумя членами руководства Мухаммадии, автором концепции нового исламского общества, в которой была особо подчёркнута роль социального образования . В 1955 году Факих был избран депутатом , оставаясь им до роспуска Учредительного собрания в 1959 году . В том же году он, в сотрудничестве с , Юсуфом Пуаром Абдуллахом и Ахмадом Юсуфом начал издавать журнал «Pandji Masjarakat» ( «Знамя общества» ) . В 1958 году , во время восстания под руководством Революционного правительства Республики Индонезии (РПРИ), участвовал в переговорах между РПРИ и правительством .

17 августа 1960 года партия Машуми была распущена президентом Сукарно из-за поддержки её руководством мятежа РПРИ. Это позволило Факиху сосредоточиться на своей работе в «Мухаммадии», где он, к тому времени, был вторым заместителем председателя Юнуса Аниса . Он часто выступал с программными заявлениями, разъясняющими его видение курса «Мухаммадии»; так, в лекции 1961 года «Что такое «Мухаммадия»?» ( индон. «Apakah Muhammadiyah Itu» ) он говорил, что основной целью организации является проповедь ислама ( дават ), и что для достижения процветания ислама «Мухаммадия» должна сосредоточиться на решении реальных проблем мусульман, сотрудничая при этом с правительством . В выступлениях 1962 года он конкретизировал вышеназванные положения, заявив, что «Мухаммадия» должна стремиться к построению справедливого исламского общества, отказавшись при этом от любого сотрудничества с левыми политическими силами .

С 1962 по 1965 годы Факих занимал должность первого заместителя председателя «Мухаммадии» . После событий 30 сентября 1965 года и последующей смены власти в стране Факих, в числе других лидеров «Мухаммадии», подписал обращение к правительству с просьбой о восстановлении Машуми в реформированном виде; правительство не поддержало эту идею . После того, как в 1965 году Бадави был переизбран на второй срок, Факих служил в качестве его советника. В 1968 году на 37-м съезде Мухаммадии он был избран председателем организации .

Смерть и наследие

Вскоре после того, как Факих был избран председателем, его здоровье пошатнулось и он начал подыскивать себе преемника . 2 октября 1968 года в его доме состоялось совещание руководства Мухаммадии, на котором он изложил свои планы по руководству организацией. Однако, эти планы не были претворены в жизнь: назначив и временными руководителями организации, Факих отбыл за границу на лечение, но не успел выехать из страны и скончался 3 октября . После его смерти председателем Мухаммадии был избран Абдул Розак Фахруддин , который занимал этот пост в течение 21 года .

Личность Факиха Усмана по-прежнему пользуется уважением среди мусульман Индонезии вообще и среди членов «Мухаммадии» в частности . Дидин Шафруддин ( индон. Didin Syafruddin ), преподаватель , отмечает высокую образованность Факиха, а также его стремление дать образование детям; пять из семи его детей впоследствии получили докторскую учёную степень . Также Шафруддин оправдывает Факиха за то, что он не провёл более масштабных реформ во время пребывания в должности министра, объясняя это нехваткой людских ресурсов в его распоряжении . Бывший председатель «Мухаммадии» называет Факиха «спокойной и чистой водой» ( индон. ... air tenang yang menghanyutkan ), умиротворившей «Мухаммадию» во время кризиса организации .

В память Факиха Усмана одна из улиц его родного города Гресик носит его имя .

Примечания

  1. , p. 118.
  2. , p. 119.
  3. , KH Faqih Usman.
  4. , p. 122.
  5. , p. 123.
  6. «Мухаммадия» выступала за индивидуальную интерпретацию Корана и Сунны ( иджтихад ), а не за бесспорное принятие толкований улемов ( таклид ). Кроме того, организация не поддерживала сложившийся в традиционном индонезийском обществе синкретизм ислама, индуизма и буддизма . Всё это вызывало крайнее недовольство приверженцев традиционного индонезийского ислама(см. , p. xiv; , p. 171; , p. 110).
  7. , p. 125.
  8. , p. 126.
  9. , pp. 18–24.
  10. , p. 128.
  11. , p. 98.
  12. , p. 132.
  13. , pp. 212–217.
  14. , p. 32.
  15. , p. 83.
  16. , p. 133.
  17. , pp. 134–136.
  18. , p. 138.
  19. , p. 139.
  20. , p. 140.
  21. , p. 146.
  22. , p. 141.
  23. , pp. 142–144.
  24. , p. 144.
  25. , p. 145.
  26. , A Century of Muhammadiyah.
  27. , p. 146.
  28. , p. 148.
  29. , p. 169.
  30. , p. 149.
  31. , p. 150.
  32. , p. 151.
  33. Согласно сложившейся в Мухаммадии традиции, новый лидер был избран до похорон старого (см. , p. 182).
  34. , p. 100.
  35. , p. 271.
  36. , p. 117.
  37. , p. 211.

Литература

  • A. Kresna Adi. Soedirman: Father of the Indonesian Military // Soedirman: Bapak Tentara Indonesia. — Yogyakarta: Mata Padi Pressindo, 2011. — ISBN 978-602-95337-1-2 . (индон.)
  • M. Hilaly Basya. // The Jakarta Post. — 2009. — 26 ноября. 15 июля 2012 года.
  • Abdul Qadir Djaelani. The Role of Ulamas and Santris in Islamic Politics in Indonesia // Peran Ulama dan Santri dalam Perjuangan Politik Islam di Indonesia. — Surabaya: Bina Ilmu, 1994. OCLC (индон.)
  • Syarifuddin Djurdi. A Century of Muhammadiyah // . — Jakarta: Kompas, 2010. — ISBN 978-979-709-498-0 . (индон.)
  • Amrin Imran. Commander in Chief General Soedirman // Panglima Besar Jenderal Soedirman. — Jakarta: Mutiara, 1980. OCLC (индон.)
  • . — Muhammadiyah. 15 июля 2012 года.
  • Sutrisno Kutoyo. Kiai Haji Ahmad Dahlan. — Jakarta: Department of Education and Culture, 1985. OCLC (индон.)
  • Herry Mohammad. Influential Muslims of the 20th Century // . — Jakarta: Gema Insani, 2006. — ISBN 978-979-560-219-4 . (индон.)
  • Nadjamuddin Ramly, Hery Sucipto. Encyclopedia of Muhammadiyah Figures // Ensiklopedi Tokoh Muhammadiyah. — Jakarta: Best Media, 2010. — ISBN 978-602-96791-1-3 . (индон.)
  • M. C. Ricklefs. A History of Modern Indonesia since c.1300. — 2nd. — Hampshire: MacMillan, 1993. — ISBN 978-0-333-57689-2 .
  • Didin Syafruddin. // Indonesian Ministers of Religion: Socio-Political Biographies / Azyumardi Azra, Saiful Umam. — Jakarta: Indonesian-Netherlands Cooperation in Islamic Studies, Center for Study of Islam and Society, and the Indonesian Ministry of Religion, 1998. — ISBN 978-979-95248-3-6 . (индон.)


Источник —

Same as Факих Усман