Юдит Хернади
(
венг.
Hernádi Judit
, род.
11 апреля
1956
,
Будапешт
) —
венгерская
актриса и певица, заслуженная артистка Венгрии, сыгравшая множество ролей в театре, кино и на телевидении, награждённая различными премиями и призами.
Содержание
Биография
Родителями Юдит были педиатр Арпад Хернади (
венг.
Hernádi Árpád
) и Агнеш Свобода (
венг.
Szvoboda Ágnes
). В раннем детстве она почти не видела отца из-за его загруженности на работе. Зато в бурные подростковые годы отцовская поддержка была для Юдит спасительной. Когда из-за проблем с поведением её выгоняли из нескольких средних школ, отец посоветовал дочери не сидеть дома, а найти работу и параллельно готовиться к сдаче экзаменов
.
Несмотря на то, что полученный ею аттестат зрелости не блистал хорошими оценками, Юдит приняли в театральный вуз. Там уже не было серьёзных скандалов с поведением, только «мелочи» — когда она без разрешения пошла на синхронное озвучивание. В таких случаях Юдит выручал её сокурсник, будущий режиссёр и народный артист Венгрии
Зольтан Варконьи
.
В 1978 году Юдит закончила
столичный
(венг.)
(
и сразу начала свою карьеру в
Будапештском театре комедии
. После рождения дочери была
фрилансером
(1986—1992), затем работала в театре «
Талия
» (1992—1994), а с 1994 года снова стала фрилансером. Параллельно играет разноплановые роли в кино- и телефильмах, её низкий уникальный голос звучит почти в 300 кинокартинах
.
В фильме
Марты Месарош
1980 года «
Вторая жена
» Юдит Хернади всего один раз появилась в кадре, но в ключевой сцене. Перед гостями богатого промышленника в гламурной обстановке певица исполняет популярный хит середины 1930-х годов, под мелодию которого завязывается
любовный треугольник
. Кроме запоминающегося музыкального звучания для сюжета фильма важен и повторяющийся с вариациями текст
.
Оригинальный текст
(венг.)
Sohase mondd, hogy vége,
csak azt mondd, hogy ennyi megérte.
S ha megérte, jöhet egy pont,
Mit mondanod kell, ó, mondd!
Никогда не говори, что всё кончено,
Просто скажи, что оно того стоит.
И если оно того стоит, поставь точку,
То, что ты должен сказать, скажи!
Зрители часто ассоциируют Юдит Эрнади с образом «светской дивы», хотя в действительности она предпочитает простоту, почти не носит украшений, не пьет алкоголь и сама определяет свой индивидуальный стиль как «женственный»
.
В 2018 году на церемонии вручения премии критиков Юдит Хернади упомянула свой разговор с известным режиссёром, не называя его имени. Однажды он ей сказал, что хорошая актриса должна быть в своей личной жизни пустой как губка. Юдит на это ответила, что в таком случае она не хорошая актриса, добавив: «я всегда буду женщиной, у которой есть своё мнение, независимый ум и которая говорит об этом»
. Она активно выступает против бесчеловечного, по её словам, нового закона Венгрии о бездомных, участвует в протестных уличных пикетах
.
Несколько раз (в 2009, 2011 и 2012 годах) Юдит Хернади входила в состав венгерского музыкального конкурса
(венг.)
(
.
Кроме театра и кино актриса участвует в концертных турне, регулярно появляется в развлекательных ток-шоу, телевизионных политических кабаре и пародийных программах, в которых приветствуется «целительная сила смеха» (Heti Hetes, Gálvölgyi Show, Bajor Show, Szeszélyes évszakok), охотно принимает участие в благотворительных концертах
.
На сцене Юдит Хернади не боится импровизаций. 1 мая 2019 года в будапештском театре Átrium она участвовала в необычной пьесе «Белый кролик, красный кролик»
иранского
автора
(англ.)
(
. В этом спектакле нет ни режиссуры, ни декораций, ни костюмов, ни репетиций. Актёры, которые в нём играют, получают свой текст перед началом шоу, а предварительные инструкции — за 48 часов до начала. Это создает непредсказуемую игровую ситуацию между автором пьесы, исполнителями на сцене и зрительным залом. В этом процессе желание выразить свои чувства сталкивается со свободой языка и его ограничениями, будь то цензура или возникающие трудности перевода. Постановка шоу — демонстрация того, как слова могут разъединять или объединять людей. Каждый актёр понимает, что сыграет свою роль в этом спектакле только один раз в жизни
.
В интервью 2019 года Юдит призналась, что не любит дни рождения, сознавая, что чем дальше, тем меньше времени у неё остаётся для творчества. Поэтому она предпочитает строить планы только на ближайшие сроки
. Анонсируя свой творческий музыкальный вечер 31 января 2020 года в будапештском театре (
венг.
Belvárosi Színház
), Юдит Хернади процитировала слова
Вуди Аллена
: «Я не боюсь смерти, я просто не хочу быть там, когда она придёт»
.
Личная жизнь
В возрасте 17 лет Юдит при согласии родителей вышла замуж, но после этого брака, который продлился только два года, больше не хотела даже думать о замужестве
.
Её партнёром долгое время был оперный певец Пал Тарьян (
венг.
Tarján Pál
), их объединяло музыкальное творчество
. Их дочь
(венг.)
(
, появившаяся на свет когда Юдит было 30 лет, унаследовала от родителей разнообразные таланты. Она стала художником-графиком, в 2010 году вместе со своей матерью сыграла одну из главных ролей в спектакле «Дочь актрисы» театра «
Талия
»
.
С 1991 по 2003 годы партнёром Юдит был венгерский актёр
(венг.)
(
, в 2017 году после 14-летнего перерыва они снова встретились
.
Творчество (выборочно)
Спектакли
Юдит Хернади участвовала в спектаклях на сценах разных городов
.
GABY — Robert Thomas: Nyolc nő, 2013. december 14. Játékszín, r.:Korcsmáros György
CHRISTINE — Richard Baer: Hitted volna?, 2013. október 3. Orlai Produkciós Iroda, r.:Verebes István
VEREBERG GRÓFNŐ — Paul Blake: Római vakáció, 2013. július 26. Orlai Produkciós Iroda, r.:Pelsőczy Réka
SCHNEIDER KISASSZONY — Joe Masteroff, John Kander, Fred Ebb: Kabaré, 2013. március 22. Bartók Kamaraszínház és Művészetek Háza — Dunaújváros, r.:Király Attila
ELAINE NAVAZIO — Neil Simon: Az utolsó hősszerelmes, 2011. október 14. Játékszín, r.:Szirtes Tamás
KONZULNÉ — Lehár Ferenc: A víg özvegy, 2011. július 15. Szegedi Szabadtéri Játékok — Szeged, Dóm tér, r.:Kozma Péter
ANGÉLA — Parti Nagy Lajos: Bandy-lányok, 2011. június 18. Belvárosi Színház, r.:Ascher Tamás
VALERY — Robert Harling: Acélmagnóliák, 2011. február 25. Játékszín, r.:Korcsmáros György
TERÉZ — Nemes István-Koltai Róbert-Nógrádi Gábor-Dés László: Sose halunk meg, 2010. szeptember 4. Körcsarnok, r.:Koltai Róbert
MAYA — Verebes István regénye alapján: Egy színésznő lánya, 2010. április 28. Thália Színház, r.:Jaross Viktória
MAGGIE STRATTON — Bernard Slade: Jutalomjáték, 2009. november 20. Játékszín, r.:Szirtes Tamás
PATTHY DIPHUSA — Jaross Viktória: MM, avagy Mindent Magamról, 2009. május 27. Millenáris, r.:Jaross Viktória
DORIS — Bernard Slade: Jövőre, Veled, Ugyanitt, 2007. november 30. Madách Színház, r.:Szirtes Tamás
RITA ARGOT — Baráthy György: Szemfényvesztés, 2006. december 31. Vidám Színpad, r.:Baráthy György
MELISSA GARDNER — Gurney: Love letters, 2006. október 27. Belvárosi Színház, r.:Mácsai Pál
ALICE — Dürrenmatt: Play Strindberg, 2006. szeptember 29. Thália Színház, r.:Ács János
KOSMONOPOLIS HERCEGNŐ — Tennessee Williams: Az ifjúság édes madara, 2005. december 17. Soproni Petőfi Színház, r.:Tordy Géza
CECÍLIA — Kálmán Imre: Csárdáskirálynő, 2005. július 29. Szegedi Szabadtéri Játékok — Szeged, Dóm tér, r.:Alföldi Róbert
ADA — Ödön von Horváth: Szép kilátás, 2005. szeptember 30. Miskolci Nemzeti Színház, r.:Paolo Magelli Fráter Zoltán: Krúdy-keringő, 2004. július 27. Gyulai Várszínház, r.:Csiszár Imre
HELEN — Delaney: Egy csepp méz, 2004. október 16. Budapesti Kamaraszínház — Tivoli, r.:Tordy Géza
CLAIRE ZACHANASSIAN — Dürrennmatt: Az öreg hölgy látogatása, 2003. október 10. Miskolci Nemzeti Színház, r.:Tordy Géza
KRISTÁLY ALICE — Horváth-Selmeczi: A pesti szín, 2002. november 5. Nemzeti Színház, r.:Selmeczi György
GERTRUDISZ — Katona József: Bánk Bán, 2001. május 7., Gyulai Várszínház, r.:Csiszár Imre
BEATRICE, LEONATO UNOKAHÚGA — Shakespeare: Sok hűhó semmiért, 2001. január 19. Szigligeti Színház, r.:Iglódi István Murray Schisgal: Szerelem, Ó!, 2000. június 10. Játékszín, r.:Balázsovits Lajos
LÜSZISZTRATÉ — Arisztophanész: Lüszisztráté, 1999. október 15. Szigligeti Színház, r.:Schwajda György
MARCIA — Churchill: Édes bosszú, 1999. április 16. Játékszín -Terézkörúti Színház, r.:Szirtes Tamás
DOLLY LEVI — Stewart-Herman: Hello, Dolly!, 1998. november 7. Budapesti Operettszínház, r.:Horváth Péter
FINUM RÓZSI — Tóth: A falu rossza, 1997, Szolnoki Szigligeti Színház
PORTIA — Shakespeare: A velencei kalmár, 1997/98 Szolnoki Szigligeti Színház, r.:Svajda György
OLIVIA — Shakespeare: Vízkereszt, vagy amit akartok, 1996/97 Művész Színház
MICI — Feydeau: Osztrigás Mici, 1996. Szolnoki Szigligeti Színház, r.:Svajda György
LUKÁCS ANTÓNIA — Szomory: Hermelin, 1996. január 27. Vígszínház, r.:Máté Gábor
MARY TYRONE — O’Neill: Utazás az éjszakába, 1994. október 28. Pesti Színház, r.:Horvai István
ARANKA — Schwajda: Himnusz, 1989. Játékszín
NINOCSKA — Lengyel: Ninocska, 1988. Vidám Színpad, r.:Bodrogi Gyula
MARLENE — Pataki: Edith és Marlene, 1988. október 19. Pesti Színház, r.:Mészáros Márta mv.
GITTEL MOSCA — Gibson: Libikóka, 1987. Játékszín, r.:Valló Péter
CHARLIE — Axelrod: Good bye, Charlie!, 1987 Vidám Színpad, r.:Kalmár Tibor Márton László: Lepkék a kalapon, 1987. április 9. Radnóti Miklós Színház, r.:Verebes István
TITÁNIA — Shakespeare: Szentivánéji álom, Szegedi Nemzeti Színház, r.:Alföldi Róbert