Interested Article - Часовня великомученицы Варвары

Часо́вня великому́ченицы Варва́ры — деревянная часовня в упразднённой деревне Часовенской в Медвежьегорском районе Республики Карелия , памятник архитектуры, объект культурного наследия России федерального значения, утраченный в результате пожара 25 ноября 2012 года.

Часовня датировалась второй половиной XVIII века и относилась к клетскому типу малых деревянных храмов Заонежья , сохранившихся в настоящее время лишь в нескольких деревнях.

Описание

Вид на часовню с юго-запада: ограда с воротами и кладбищенская роща в 1943 году

Часовня была построена за деревней в сосновой кладбищенской роще, которая была обнесена оградой из валунов . Часовня относилась к Кажемскому приходу Повенецкого благочинного округа . В ограде к западу от часовни имелись ворота с двускатной крышей на резных столбах, но в середине XX века ворота были утрачены. Часовня состояла из высокой клети молельного помещения, более низких сеней и крыльца. Все помещения вместе с утраченными воротами представляли собой ступенчатую композицию, вписанную в наклонный рельеф .

Варваринская часовня считалась одной из наиболее ранних Заонежских часовен, построенных на каменном фундаменте, представляющем собой ряд камней . Она имела единый окладной венец (нижний ряд брёвен). Окладные брёвна не отличались от прочих брёвен сруба ни диаметром, ни длиной, ни глубиной чаши . Молитвенное помещение продольно-прямоугольное в плане, разница между шириной и длиной помещения была примерно равна толщине бревна. Помещение было крыто двускатной крышей. В конёк крыши над западной частью молельного помещения врезана в более позднее время (вероятно, в 1913 году) луковичная главка с крестом русского типа (три поперечных перекладины, верхняя короче средней, нижняя — в наклонном положении) . Продольные стены молитвенного помещения имели повалы . Изнутри стены были частично отёсаны. Неотёсанными оставались два-три самых нижних венца у пола и три-четыре самых верхних . Плоский потолок молитвенного помещения устроили позднее (во втором строительном периоде). Роспись представляла собой имитацию круглого 16-секторного купола с замковым кольцом (деталь потолка, так называемого «неба», характерного для северного деревянного зодчества, — центральная часть, в которую упираются балки -тябла ). По стилю росписи относилась к первой половине XIX века . Живопись потолка принадлежала кисти того же мастера, который написал также иконы иконостаса Яндомозерского прихода, первоначальные иконы в иконостасе этого же прихода и Типиницкого прихода . Притвор (сени) по ширине был равен молитвенному помещению, но ниже его и в плане поперечно-прямоугольный, с продольно-двускатной крышей .

Двухвсходное крыльцо с одномаршевыми лестницами было расположено на западном фасаде часовни по её центральной оси, срублено из окантованных брёвен (обтёсанных с нескольких сторон ). Кровельные скаты над лестницами опирались на столбики и формировали единую двускатную крышу. Кровля крыльца была ниже кровли основного объёма . Столбики крыльца ренессансного типа (в горизонтальном сечении близки к квадрату) обновили в XIX веке с сохранением формы предшествующих, выполненных единовременно с сооружением крыльца . Резьба столбов состояла из двух кувшинообразных элементов, разделённых прямоугольной вставкой. Вставка была украшена по контуру мелкой треугольной порезкой. По нижней грани оголовков столбов был выполнен аналогичный рисунок . Перила крыльца глухие, их обновили в XIX веке, но повторяя первоначальную форму середины XVIII века. На перилах верхней площадки крыльца доски были уложены горизонтально, а вдоль лестницы наклонно, параллельно лестничной тетиве . Между столбами крыльца имелся подзор с зубчатым контуром .

Роспись потолка над молитвенным помещением, вид от двери, 1943 год

Дверные проёмы вертикально-прямоугольной формы. Нижние и верхние концы косяков были стёсаны «в ус». Снаружи концы притолоки выступали за боковые грани косяков. Уникальным являлось решётчатое дверное полотно между сенями и молельным помещением, устроенное во второй половине XVIII века. Дверь была заполнена ажурным украшением: 60 круглых отверстий, каждое окружено четырьмя меньшими квадратными отверстиями, а внутрь каждого круга выступали четыре рельефных полуцилиндра. При установке двери проём удлинили книзу .

Особенностью постройки также являлось небольшое трёхкосящатое окн­о на южной стороне сеней шириной 35 см с гребнем и заплечиками. Верхние и нижние концы косяков были стёсаны «в ус». В подоконном бревне был вырублен выступ, повторяющий форму притолоки . Часто наружный контур косяков в таких окнах был протёсан на овал, этот приём немного расширял окно и делал его выразительнее. Такой характерный и отличительный приём строительства был распространён в конце XVI—XVII веков при постройке древних деревянных церквей .

История

Часовня строилась в несколько этапов. Первоначальная постройка 1750 года состояла из двух помещений: молельной комнаты и сеней . Во второй половине XVIII века к сеням было пристроено парадное крыльцо . К этому же времени относится резное полотно двери между сенями и молельной комнатой . В первой половине XIX века в часовне был устроен подвесной потолок — плоское « небо » . В конце XIX века часовня была обшита снаружи тёсом , а молельня также изнутри .

В 1968 году экспедиция Карельского музея изобразительных искусств вывезла из часовни 12 икон. Сейчас они хранятся в запасниках музея :

В 1974 году часовня была поставлена на охрану как памятник архитектуры федерального значения .

В 2007 году проводилась реставрация часовни . 25 ноября 2012 года часовня сгорела по невыясненной причине (предполагается поджог). Деревянные конструкции и элементы памятника полностью утрачены. Фундамент значительно повреждён. Огнём были опалены несколько ближайших деревьев кладбищенской рощи . В 2014 году выполнена государственная экспертиза, рекомендующая воссоздание памятника .


Вид на часовню с юго-запада в 2003 году
Один из резных столбов крыльца
Крыша часовни
Дверь молельного помещения
Фрагмент «неба» (в запасниках музея)

Примечания

  1. .
  2. , с. 59—60.
  3. , с. 496.
  4. , с. 300.
  5. , с. 304.
  6. , с. 287, 306, 364.
  7. , с. 318.
  8. , с. 194.
  9. , с. 385.
  10. , с. 261—262.
  11. , с. 189.
  12. , с. 446.
  13. , с. 459.
  14. .
  15. , с. 465.
  16. , с. 472.
  17. , с. 398,415.
  18. , с. 61.
  19. , с. 424.
  20. , с. 230—249.
  21. , p. 59.
  22. , p. 257—258.
  23. . Дата обращения: 27 октября 2022. 5 октября 2021 года.
  24. .
  25. .

Литература

  • : [ рус. ] / составитель В. Ф. Хеглунд . — Петрозаводск, 1970. — 9 с.
  • Ополовников А. П . Русь деревянная. Образцы русского деревянного зодчества / Ополовников А. П , Островский Г. С . — Москва : Детская литература, 1970.
  • Орфинский В. П . Деревянное зодчество Карелии : [ рус. ] . — Л. : Стройиздат, 1972. — 118 с.
  • Орфинский В. П . Часовня Варвары в д. Часовенская : [ рус. ] // Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов . — Петрозаводск : ИД «ПетроПресс», 2011. — Т. 3: Р — Я. — С. 257—258. — 384 с. — ISBN 978-5-8430-0127-8 .
  • [Бокарев А.] : [ рус. ] // albokarev.livejournal.com. — 2013.
  • : [ рус. ] // ГКУ Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия». — 2014. — 10 февраля.
  • Бодэ А. Б., Зинина О. А., Косенков А. Ю., Попов В. А. : [ рус. ] . — М : издательство Института наследия, 2019. — С. 230—249. — 31 с. — ISBN 978-5-86443-288-4 .
  • Петтерссон Л . Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья : [ рус. ] . — М. : Три квадрата, 2020. — 544 с. — ISBN 978-5-94607-231-1 .
  • Pettersson L . Äänisniemen kirkollinen puuarkkitehtuuri : [ фин. ] . — Helsinki, 1950. — 342 с.
Источник —

Same as Часовня великомученицы Варвары