Щербинин, Евдоким Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Евдоким Алексеевич Егоров (1832, Санкт-Петербург , Российская империя — 1891, Париж , Франция ) — русский живописец, гравёр, мастер росписи по фарфору и фаянсу, хранитель при Московском художественно-промышленном музее. Руководитель «Парижской керамической мастерской русских художников». Сын и ученик Алексея Егорова .
Евдоким Алексеевич Егоров родился в творческой семье. Его отец — известный русский живописец Алексей Егоров , мать Вера Ивановна Мартос — дочь скульптора Ивана Петровича Мартоса .
Первые уроки рисования и живописи будущий художник берёт у своего отца. Дальнейшее художественное образование получает в качестве вольноприходящего ученика Императорской Академии художеств , он специализируется на батальных сценах . По окончании академии Егорову присуждается звание свободного художника, за картину «Подвиг юнкера Андронникова». . Евдоким Егоров поступает на службу в качестве хранителя при Московском художественно-промышленном музее. По роду своих служебных обязательств изучает русские поливные образцы и пробует себя в росписи фарфора.
В 1874 году Евдоким Егоров вместе с женой - гравером Марией Кирилловной Егоровой переезжает во Францию где создаёт живописные работы и расписывает фарфор в русских традициях. Он выполняет заказ для Севастопольской церкви Св. Владимира , пишет картины на тему русской истории, а также портреты, на которых часто изображает свою жену в традиционно русской обстановке. В своём творчестве художник все больше специализируется в росписи керамики, фарфора и фаянса. Он изучает французские технологии росписи. Его работы быстро набирают популярность у парижан . Он объединяется с художниками-живописцами, специализировавшимися на росписи керамики и принимает участие в создании в 1875—1876 гг. «Парижскую керамическую мастерскую русских художников». Вдохновителем объединения и инициатором создания студии был живописец А. П. Боголюбов .
Мастерская располагалась в Париже, в арендованном помещении в доме фабриканта и художника Франсуа Жилло, расположенной на Рю Фенелон , 9 . Первоначально финансированием мастерской занимался банкир Самуил Поляков , однако вскоре предприятие перешло на самоокупаемость . Евдоким Алексеевич Егоров становится её руководителем. Мастерская становится эпицентром русской культуры. Она давала возможность молодым русским художникам, выпускникам Академии художеств , заработать, расписывая фаянс и фарфор. Популярностью пользовались традиционные русские пейзажи, исторические сцены из жизни страны и религиозные сюжеты. Мастерская проработала до начала 1880-х годов, а в её работе принимали участие многие известные русские художники, проживавшие в то время в Париже — И. Е. Репин , Е. Д. Поленова , В. Е. Маковский , К. А. Савицкий , А. К. Беггров , Н. Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Для росписей использовались заготовки, произведённые различными заводами, а также пласты из поливного камня вулканического происхождения, добывавшегося в регионе Овернь . Е. К. Макаров во время совместной работы научил Е. А. Егорова гравировать крепкой водкой — приём, которым исстари пользовались оружейники для орнаментирования своих изделий насечкою, которое впоследствии стало применяться к производству эстампов.
Евдоким Егоров стремился к развитию и популяризации керамического искусства, повышению его престижа. Кроме обучения известных русских художников он надеялся обучить ремеслу и крестьян . В письме критику B.B. Стасову Илья Репин писал:
Егоров все хлопочет о том, чтобы добыть двух-трех молодых мужичков и обучить их сему искусству здесь; тогда, приехав в свои деревни, где они занимаются подобным производством, они поучили бы своих собратий, да и привезли бы образцов хорошего вкуса
— Репин И. Избранные письма.1867-1930: В2т.Т. 1.М.,1969. С. 171.
Евдоким Алексеевич Егоров — автор ряда жанровых картин с изображением простых россиян («Старик и старуха — богомольцы», «Старуха-богомолка с клюкою и котомкою за спиною»). По репродукции с картины Е. А. Егорова «Христа ради» Глеб Успенский создаёт очерк «Побирушки», описывая трудности жизни социальных низов России . Егоров известен и по своим женским портретам в традиционной русской обстановке . Другое направление творчества Евдокима Егорова — сюжеты на основе истории России: «Портрет Петра I » 1874, «В кузнице» 1875, которые в настоящее время находятся в Русском музее .
Свои росписи на сюжеты из русской истории Евдоким Егоров выполнял по собственным эскизам. В коллекции Государственного Русского музея хранится чаша со сценой «Благословение Царицы Ирины Фёдоровны Годуновой в Золотой палате», созданная Е. А. Егоровым в 1877 году.
Евдоким Алексеевич Егоров известен и как гравёр. Он создавал офорты, вдохновлённые историей России, особенно Древней Руси. Им создана серия из 27 офортов, изображающая в основном сцены русской крестьянской жизни, на которых отражены предметы и исторические костюмы эпохи. Коллекция из 68 офортов хранится в британских музеях (Museum and Gallery Holdings London).
Имя Евдокима Егорова занесено в список наиболее значимых художников в истории живописи Работы художника хранятся в Русском Музее , Британском музее , Радищевском музее , других музеях и частных коллекциях.