Алвар Аалто родился 3 февраля 1898 года в небольшой общине
Куортане
в западной Финляндии в семье геодезиста Йохана Хенрика Аалто и начальницы почтового отделения Сельмы Матильды Аалто (урождённой Хакстедт). В семье говорили на финском (отец) и шведском (мать) языках. Когда Алвару исполнилось пять лет, семья переехала: сначала в
Алаярви
, а затем в
Ювяскюля
в центральной Финляндии. Там Аалто окончил лицей Йювяскюля (
фин.
Jyväskylä Lyceum
). Во время учёбы он брал уроки рисования у местного художника Йонаса Хейска. В
1916 году
поступил в
Политехнический институт
города
Гельсингфорса
, где учился у
Армаса Линдгрена
. В
1918 году
его учёба была прервана
гражданской войной
. Аалто принимал участие в боевых действиях на стороне «белых». По окончании войны он вернулся на студенческую скамью и в
1921 году
окончил институт, став дипломированным архитектором
. К моменту окончания института он построил по собственному проекту дом для родителей в Алаярви. Летом 1922 года он был официально призван в армию и демобилизовался в чине младшего лейтенанта в июне 1923-го.
Художественная программа
Общая характеристика
Карьера Аалто как дизайнера совпала с периодом экономического роста и индустриализации Финляндии. Работа Аалто поддержана ведущими промышленниками страны, среди которых можно назвать семью Альстрём-Гуллихсен (
швед.
Ahlström-Gullichsen
). Алвар Аалто внёс вклад в развитие таких архитектурных стилей, как
северный классицизм XX века
(1920-е),
интернациональный стиль
и
модернизм
. В мебельном дизайне работы Аалто считаются образцом
скандинавского дизайна
. Важной чертой стиля Аалто было отношение к своим работам с позиций «
единого произведения искусства
»
, что на практике означало не только создание архитектурного проекта, но и формирование деталей: материала и цвета поверхностей, освещение, фурнитуры, мебели и т. д. Рассматривал архитектуру как форму реализации внутренней идеи
.
Формирование стиля
Испытал влияние
неоклассицизма
Гуннара Асплунда
и европейского архитектурного
авангарда
, на основе которой стала складываться его индивидуальная манера. В поисках новых конструктивных форм отдавал предпочтение природным материалам (эксперименты с гнутой древесиной: мебель, беспредметные композиции).
В 1923 году открыл своё первое бюро в
Йювяскюля
. В 1933 году он переехал в
Хельсинки
, где начал сотрудничество с компанией «Артек», которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. Благодаря поддержке лесоперерабатывающих концернов продемонстрировал возможности деревянной архитектуры в проектах для Всемирных выставок в
Париже
(1937) и в
Нью-Йорке
(1939); гибко сочетал традиции народного зодчества с новизной авангардных приёмов, свободу пространственных композиции с красотой северного пейзажа (вилла). В 1932 году принимал участие в проекте «Современная архитектура: интернациональная выставка» в
Музее современного искусства
.
Аалто и основание компании Artek
В 1935 году Алвар Аалто совместно с Гарри и Майрой Гулликсенами принимал участие в создании
компании
Artek
. Компания задумывалась как «манифест современного образа жизни»
. Важным обстоятельством новой художественной системы стало обращение к
повседневным
вещам
. Алвар Аалто и поддержанная им компания Artek сформировали важный прецедент — присутствие дизайна в
бытовой
среде
. «Artek сделал возможным новую картину
быта
, которая могла быть реализована в повседневных вещах»
.
Аалто и интернациональный статус финского дизайна
Работы Алвара Аалто обозначили интернациональный статус финского дизайна. В 1933 году Аалто создал серию
стеклянной
посуды для выставки в
Лондоне
. В 1936 году Алвар и Айно Аалто получили гран-при на VI Миланской триеннале, став первыми финскими дизайнерами, удостоенными награды на заметном интернациональном художественном смотре. Имя Алвара Аалто можно рассматривать как интернациональный
символ
финского дизайна
.
Для
Парижской всемирной выставки 1937 года
первоначально рассматривался проект
Эльны Кильяндер
«комната мальчика», но в последний момент отдали предпочтение Алвару Аалто, создавшему выставочный павильон Финляндии "дерево в движении"(дословно) (
фр.
Le bois est en marche
)
.
С именем Алвара Аалто связано систематическое развитие
интернационального стиля
в Финляндии
. Алвар Аалто стал одним из архитекторов, который опирался на архитектурный формат нового типа
, поддержанный установлением
архитектурного модернизма
. Искусствовед
отмечает: «Строительная практика, инициированная Аалто, подразумевала преодоление форм
национальной романтики
и более или менее последовательное установление новой архитектурной стратегии»
. В 1932 году Аалто был единственным скандинавским архитектором, принимавшим участие в выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка»
, давшей начало и название
Интернациональному стилю
. «Использование форм интернационального стиля стало важным обстоятельством формирования национальной художественной программы»
.
Алвар Аалто и художественная идентичность
Иногда систему интернационального дизайна, созданную Аалто, рассматривают как основу финской
идентичности
. Аалто оказался одним из наиболее последовательных сторонников
новой архитектуры
, которая стала основой новой художественной программы
. Концепция дизайна, созданная Аалто обозначила стремление к новизне, где
модернизм
воспринимался одним из символов прогресса
. Дизайн Алвара Аалто в его новых формах был демонстрацией нового социального и художественного стандарта
. Работы Алвара Аалто можно рассматривать как важный атрибут нового быта
и символ нового
образа жизни
.
Основные памятники
Ранние работы
В довоенное время Аалто построил санаторий в Паймио (1929—1933) и
городскую библиотеку
в
Выборге
(1930—1935), виллу «Майреа» в Нормаркку (1939). В 1940—1948 годах Аалто работал и преподавал в
США
, где осуществил ряд проектов, таких как общежитие
MIT
в
Бостоне
. В 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Марсио-Аалто. Вернувшись в Финляндию, Аалто сотрудничал с Элиссой Мякиниеми; они поженились в 1952 году.
Работы послевоенного периода и поздние проекты
Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958) и дворец «Финляндия» (1967—1971; все в
Хельсинки
), Дом северных стран в
Рейкьявике
(1965—1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в
Вольфсбурге
(1963) и в местечке Риола под
Болоньей
(1966, построен в 1975—1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939), Оулу (1951—1957), жилых домов в
Бремене
(1958—1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952).
От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов
функционализма
и
органической архитектуры
, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках Аалто богато используется дерево. Некоторые из его градостроительных замыслов, отличавшиеся свободной композицией объёмов и живописной ландшафтной планировкой, были реализованы посмертно в Рованиеми и в Сейняиоки.
Своё представление о достоинстве творческого труда Аалто воплотил в проекте собственной мастерской близ Хельсинки (1955) со внутренним двором в форме
амфитеатра
(лекционный зал под открытым небом).
С 1928 по 1954 год участвовал и являлся членом оргкомитета Международных конгрессов по современной архитектуре.
Был президентом Союза финских архитекторов (1943—1958) и Академии Финляндии (1963—1968). Аалто оказал значительное влияние на поколение молодых архитекторов разных стран.
Новый
университет
, учреждённый 1 января
2010 года
путём слияния трёх высших учебных заведений Финляндии, специализировавшихся в области технологии и дизайна, был назван
Университетом Аалто
(
фин.
Aalto-yliopisto
).
— одна из наиболее престижных международных наград в области архитектуры.
↑
Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 260-281.
↑
Koivisto K. Contradictions and Continuities. Finnish Art Glass from 1932 to 1973 / Koivisto K. Korvenmaa P. // Glass from Finland in the Bischoϐberger Collection. Milano: Skira, 2015. Рp. 39—57.
Шукурова А. Архитектура Запада Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1990 г.
↑
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 57—72.
, pp. 2–3.
Аалто А. Архитектура и гуманизм / Алвар Аалто; Пер. под ред. Андрея Гозака. — М.: Прогресс, 1978. — 224 с.
Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
(рус.)
.
yle.fi
. Служба новостей Yle (2019-2-3). Дата обращения: 2019-2-5.
Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 273.
Korvenmaa P. Finnish Design: A Concise History. London: Victoria & Albert Museum, 2014, p. 26.
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37).
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 66.
Koivisto K. Contradictions and Continuities. Finnish Art Glass from 1932 to 1973 / Koivisto K. Korvenmaa P. // Glass from Finland in the Bischoϐberger Collection. Milano: Skira, 2015. Р. 40.
Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). С. 270.
Lagus-Waller, Märta.
Elna Kiljander. Arkitekt och formgivare
(швед.)
. — Helsingfors: Svenska litteratursällskapet i Finland, 2006. — P. 137-139. — 224 p. —
ISBN 951-583-141-5
.
↑
Pearson P. Alvar Aalto and the International Style. New York: Whitney Library of Design, 1978.
Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015.
Frampton K. Modern Architecture: a Critical History. London: Thames and Hudson, 1985
Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). — С. 272
Hitchcock H-R.; Johnson P. The International Style (1932). New York: W. W. Norton & Company, 1997.
Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016, с. 72-80.
Frampton K. Modern Architecture: a Critical History. London: Thames and Hudson,. 1985. p. 363-384.
↑
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 65.
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 64.
Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна // Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. с. 45-54.
Теоретические работы
Аалто А.
Архитектура и гуманизм / Алвар Аалто; Пер. под ред.
Андрея Гозака
. —
М.
:
Прогресс
, 1978. — 224 с. —
20 000 экз.
(в пер.)
Литература
Андреева Е. В.
Финляндия: Творимый ландшафт. —
СПб.
: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. — 320 с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-89059-295-8
.
// Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37). — C. 57—72.
// Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 1 (55). — С. 260-281.
Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века // Международный журнал исследований культуры, № 4 (25), 2016. — C. 72—80.
Володин Б. Ф.
Человечные библиотеки Алвара Аалто // Петербургская библиотечная школа. 1998. № 3/4.
Володин Б. Ф.
Явление Аалто в России: Выборгская библиотека в контексте библиотечной архитектуры // Библиотечное дело. 2003. № 11. — С. 34—38.
Aalto A. Bde I—III. Ed. Fleig K. Zürich, 1963—1978.
Eisenbrand J., Suominen-Kokkonen R,, Pettersson S. Alvar Aalto — Art and the Modern Form. Exhibition Catalogue at Ateneum Art Museum. Helsinki: Ateneum Publications Vol. 93, 2017. — 103 p.
Lahti M., Mikonranta K., Pakoma K. Alvar Aalto: Designer. Jyväskylä: Alvar Aalto Foundation, Alvar Aalto Museum, 2014. 240 p.
Kinnunen U. Aino Aalto. Jyväskylä: Alvar Aalto—museo, Alvar Aalto Foundation, 2004. 240 p.
Koivisto K. Contradictions and Continuities. Finnish Art Glass from 1932 to 1973 / Koivisto K. Korvenmaa P. // Glass from Finland in the Bischoϐberger Collection. Milano: Skira, 2015. Рp. 39—57.
Korvenmaa P. Finnish Design: A Concise History. London: Victoria & Albert Museum, 2014. 352 p.
Korvenmaa P. What Was There Besides Glass? Finnish Design From the Early 1930s to the Early 1970s // Glass from Finland in the Bischoϐberger Collection. Milano: Slira, 2015. Рp. 22—37.
Pearson P. Alvar Aalto and the International Style. New York: Whitney Library of Design, 1978. 240 p.
Schildt G. A.
Aalto.
[Vol.] 1—4. N. Y., 1984—1994.
Aalto, (Hugo) Alvar (Henrik) / D. H. Hoiberg // Encyclopædia Britannica. — 15th ed. — Chicago, IL : Encyclopædia Britannica, Inc., 2010. — Т. I: A-Ak – Bayes. —
ISBN 978-1-59339-837-8
.