Interested Article - Pastor aeternus

Рисунок, посвящённый папской непогрешимости. Слева направо: Фома Аквинский , Христос и Пий IX . ( Ворсхотен , 1870)

Pastor aeternus лат. «Пастырь Вечный») — догматическая конституция , изданная 18 июля 1870 года папой Пием IX на Первом Ватиканском соборе . Документ касается юрисдикционного примата папы в Церкви и его авторитета в вопросах веры и нравственности .

Предпосылки

В Новое время , в условиях снижения политического влияния римского престола в Европе в Католической церкви появились новые концепции трактовки папского первенства. Во Франции большое распространение получила новая идея соборности, т. н. галликанизм , в Германии фебронианизм , в Австрии иозефинизм . Ответом на эти попытки ограничения папской власти в церквах европейских государств, стала идеология ультрамонтанства . Во многом некоторые идеи ультрамонтанства были воплощены в постановлениях Первого Ватиканского собора (1869—1870 годы). Фактически на соборе догматической конституцией «Pastor aeternus» был утверждён догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и нравственности .

Содержание

В первой главе конституции со ссылкой на новозаветные тексты ( Ин. , Мф. ) говорится о «непосредственном и прямом» ( лат. immediate et directe ) даровании апостолу Петру с целью быть «видимым главой всей воинствующей Церкви». Во второй главе, авторы ссылаясь на западных Отцов Церкви утверждают преемство и непрерывность ( лат. perpetuitate ) власти римских понтификов от апостола Петра . Третья глава «Pastor aeternus», со ссылкой на решение Флорентийского собора , утверждает «полную и верховную власть юрисдикции [папы] над вселенской Церковью », провозглашая анафему тем, кто с этим не согласен . В четвёртой главе провозглашается догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности , которое он может утверждать официальным образом .

Реакция

Часть католического духовенства и верующих не согласились с решениями Первого Ватиканского собора и богословским содержанием конституции «Pastor aeternus». Католики, не принявшие догмат, введённый Первым Ватиканским собором образовали старокатолические церковные общины . С точки зрения протестантов, принятие «Pastor aeternus», фактически закрыло возможность достижения согласия с Римско-католической церковью по поводу папского первенства. Данная проблема неоднократно обсуждалась в ходе различных раундов .

Третья и четвёртая главы «Pastor aeternus» вызвали негативную реакцию со стороны Восточных католических церквей , хотя в конечном итоге они были приняты ими . Против нововведений конституции выступили пятнадцать восточнокатолических епископов во главе с патриархом Мелькитской греко-католической церкви Григорием II Юсефом , особенно обращая внимание на недопустимость анафемы для восточных христиан . В ходе соборных дискуссий, 18 января 1870 года они призвали папу Пия IX оставаться верным решениям Флорентийского собора , усматривая в догмате о непогрешимости папы угрозу чрезмерной централизации власти в церкви . В конечном итоге в феврале 1871 года Григорий II, согласился с соборными решениями, особо подчеркнув необходимость сохранения всех прав и привилегий ( лат. salvis omnibus juribus et privilegiis patriarchum ) униатских патриархов, гарантированных папской буллой о Флорентийской унии .

В главном экклезиологическом документе « Lumen Gentium » Второго Ватиканского собора со ссылкой на конституцию «Pastor aeternus» было подтверждено учение об установлении, непрерывности, значении и смысле священного Первенства Римского понтифика и о его безошибочном учительстве , а папа назван «Преемником Петра, Наместником Христа и зримым Главой всей Церкви» .

Примечания

  1. Е. А. Пилипенко. // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LIV : « Павел Пасхальная хроника ». — С. 688—690. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-061-5 .
  2. Цатурова С. К., Пименова Л. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. X : « Второзаконие — ». — С. 350—358. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-016-1 .
  3. , с. 378.
  4. Цыпин В. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXV : « Иоанна деяния Иосиф Шумлянский ». — С. 353—356. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-046-2 .
  5. , с. 379.
  6. Токарева Е. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 286—303. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  7. , с. 287.
  8. , с. 381.
  9. Meyer H. «Suprema autoritas ideo ab omne error immunis»: The Lutheran Approach to Primacy // . — Liturgical Press, 1999. — P. 20—26. — 211 p.
  10. (англ.) . Официальный сайт Дикастерии по содействию христианскому единству . Архивировано 14 июля 2023 года.
  11. , с. 285.
  12. , с. 283.
  13. Панченко К. А., Моисеева С. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIV : « Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 642—656. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-051-6 .
  14. Бурега В. В. . Богослов.ru (25 декабря 2007). 26 декабря 2021 года.
  15. Кеттенхофен Эрих. : [ 30 ноября 2020 ] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2013. — № 4 (48). — С. 7—27.
  16. Суворов В. Г. : [ 26 декабря 2021 ] // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — № 7.

Литература

Ссылки

  • (лат.) . Официальный сайт Ватикана . 12 июня 2023 года.
Источник —

Same as Pastor aeternus