Interested Article - Письмо к Флоре

Письмо к Флоре гностический трактат в форме письма, включённый Епифанием Кипрским в посвящённую птолемеям главу его ересиологического трактата « Панарион ». Дата написания письма, как и время жизни , его предполагаемого автора, приблизительно определяется как первая половина II века.

О Птолемее сообщают раннехристианские авторы Ириней Лионский , Ипполит Римский и Тертуллиан . Адольф фон Гарнак отождествляет Птолемея и Флору с упоминаемыми Иустином мучеником Птолемеем, обратившим в христианство неизвестную по имени римскую матрону . В таком случае, смерть Птолемея датируется приблизительно 150 годом . Являлся ли Птолемей учеником Валентина является предметом научной дискуссии .

Темой письма является происхождение ветхозаветного закона, о котором некоторые говорят что он происходит от Бога-Отца, а другие — от его противника . Птолемей обосновывает трёхчастную структуру закона и выделяет в нём части, составленные непосредственно Богом, Моисеем и иудейскими старейшинами. К отменённым законам он относит закон талиона ( Исх. ) и позволение Моисея разводиться, что Птолемей называет уступкой слабостям израильтян . По отношению к Спасителю , закон также трёхчастен, и включает закон им исполненный, то есть Десять заповедей , отменённый и иносказательный. Под Богом-законодателем Птолемей понимает Демиурга , занимающего промежуточное положение между совершенным Богом и его противником . Сущностью совершенного Бога являются нетленность, свет и простота , дьявола — тление и тьма, тогда как сущность Демиурга есть «двоякая сила» .

В структурном отношении письмо делят на 13 (Quispel), 3 (Löhr) или 5 (Verheyden) частей . Стиль письма последователен и логичен , в отличие от следующего далее опровержения Епифания .

Критическое издание с комментариями Письма подготовил в 1966 году Жиль Киспель в серии . Согласно , письмо использует диалектический приём разделения ( др.-греч. διαίρεσις ) . В историографии письмо как правило изучается в контексте борьбы христианской ортодоксии и гностицизма, хотя в последние десятилетия такой подход подвергается критике . Соответственно, сторонников первой партии, упоминаемой Птолемеем, идентифицируют с «ортодоксами» (в противопоставлении гностикам) или придерживающихся иудейских взглядов . Вторую партию обычно считают маркионитами .

Примечания

  1. , pp. 177—179.
  2. , p. 99.
  3. , p. 30.
  4. , p. 180.
  5. , p. 31.
  6. , p. 102.
  7. , p. 184.
  8. , p. 227.
  9. , p. 28.
  10. , pp. 233—234.

Литература

  • . La doctrine de Dieu dans La lettre à Flora de Ptolémée // Revue d'histoire et de philosophie religieuses. — 1995. — Vol. 75, № 2. — P. 177—191. — doi : .
  • Markschies Ch. New Research on Ptolemaeus Gnosticus // Zeitschrift für antikes Christentum. — 2014. — Vol. 4, no. 2. — P. 225—254. — doi : .
  • Radde-Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity. — Oxford University Press, 2009. — 261 p. — ISBN 978–0–19–957411–7.
  • Verheyden J. Attempting the Impossible? Ptolemy's Letter to Flora as Conter-Narrative // Telling the Christian Story Differently. Counter-Narratives from Nag Hammadi and Beyond. — t&t clark, 2020. — Vol. 4. — P. 95—120. — 192 p. — (The Reception of Jesus in the First Three Centuries). — ISBN 978-0-5676-7953-6 .
Источник —

Same as Письмо к Флоре