Баян-Обо
- 1 year ago
- 0
- 0
Бая́н ибн Самаа́н ан-Нахди ат-Тами́ми ( араб. بيان بن سمعان التميمي ; казнён в 737 году в Эль-Куфе ) — шиитский религиозный деятель из арабского рода Бану Тамим , приверженец «крайних» ( гулат ) взглядов о божественности Али ибн Абу Талиба . Он считается учителем Джаада ибн Дирхама (казнён в 724 году), основателя фаталистического течения джабритов .
Баян ибн Самаан был торговцем соломой в Куфе ( Ирак ), что может свидетельствовать о его принадлежности к бедным слоям населения. Так, продажей соломы и ткачеством занимались некоторые известные «крайние» шииты и представители других течений: Умайр ибн Баян аль-Иджли, Бази‘ ибн Муса, Васил ибн Ата , Мухаммад ибн Каррам .
Согласно ан-Наубахти , он был учеником Хамзы ибн Аммара, который был последователем Ибн Кариба, известного радикальными взглядами на имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии . Баян ибн Самаан признал имамом сына Мухаммада ибн аль-Ханафии — Абу Хашима и был враждебен в отношении пятого шиитского имама Мухаммада аль-Бакира . Ибн Касир приводит сведения о том, что он был учеником Талута, сына сестры мединского иудея Лабида ибн аль-Асама , известного тем, что однажды наслал колдовство на самого пророка Мухаммеда .
Последоватей Баяна ибн Самаана называли баянитами ( араб. البيانية ). Он считал, что Али ибн Абу Талиб обладает «божественностью» и знает сокрытое ( гайб ) . Согласно его толкованию , в аяте «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осенённый облаками» ( аль-Бакара ) говорится о явлении Али .
Позднее Баян ибн Самаан заявил уже о своей собственной божественности и праве на имамат и халифат . Он говорил, что это такое же право, по которому ангелы когда-то опустились ниц перед Адамом . Якобы, божественный дух передавался от одного пророка или имама к другому, пока не достиг Али. Затем он передался Мухаммаду ибн аль-Ханафии, его сыну Абу Хашиму и в конце-концов самому Баяну ибн Самаану . По его словам, Бог совершенно подобен человеку ( муджассимизм ). После этого он послал письмо к Мухаммаду аль-Бакиру с призывом прийти к нему и подчиниться. Мухаммад приказал посланнику Баяна ибн Самаана, которого звали Умар ибн Абу Афиф, съесть это письмо .
Когда число последователей Баяна ибн Самаана увеличилось, Омейядский наместник Ирака (ум. 743) приговорил его к смертной казни через сожжение . Это произошло в 737 году (119 год хиджры ).